Вопросы раввину

Иудаизм для неевреев - законы иудаизма потомкам Ноя
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?



Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо.


Отвечает Рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос, действительно очень важно как следует в нем разобраться.

Для удобства давайте разобьем его на два: 1) почему сразу не сообщили Фараону, что собираются уйти навсегда, 2) почему в качестве «предлога» было избранно именно празднование Б-гу в пустыне через три дня пути, ведь понятно, что и это было не случайно, а намеренно.

Начнем с ответа на второй вопрос. Для этого обратимся к словам самой Торы и проанализируем их. Уже в самом начале Всевышний повелел Моше: «И пойдешь ты и старейшины Израиля к царю Египта, и скажете ему: Господь, Б-г Иврим (евреев), явился нам, а теперь, пойдем мы трехдневным путем в пустыню и принесем жертвы Господу, Б-гу нашему» (Шмот 3:18, см. также 5:3 и 8:23). Есть различие между «пойдем на три дня» (шлошет йамим нэлех) и «путем трехдневным пойдем» (дэрех шлошет йамим нэлех). В первом случае имеется в виду только время,которое займет путь, но во втором это может означать не время, а расстояние! Пойдем в пустыню, в место, удаленное от Египта на расстояние трех дней пути, если избрать кратчайший путь. Но если идти медленно или с остановками, тогда, чтобы добраться туда, потребуется гораздо больше времени.

Это и есть истинное значение слов Всевышнего! Как поясняют комментаторы (Ибн-Эзра к Шмот 3:11, Рамбан 19:1 и др.): место, удаленное от Египта на расстояние трех дней пути, это гора Синай. О которой Всевышний сказал Моше: «Когда выведешь народ из Египта, будете служить Мне на этой горе» (Шмот 3:12). «Служить» (таавдун от корня аин-бэт-далет, который означает «служение») в Писании — совершать жертвоприношения (см. Шмот 12:26 13:5 и др.).

Так и случилось: на пятидесятый день после исхода весь еврейский народ получил Тору на горе Синай и там были совершены соответствующие жертвоприношения. Как описано в гл. Мишпатим (Шмот 24:4-5): «И встал Моше рано утром, и построил жертвенник под горою и двенадцать памятных столбов воздвиг для двенадцати колен Израиля. И послал юношей (первенцев) сынов Израиля, и вознесли они жертвы всесожжения и зарезали (тельцов в) жертву шеламим Богу».

Интересно, что «намек» на пятидесятый день, в который должно было произойти служение, также содержится в этом стихе — «Будете служить Мне на этой горе». Слово служить — таавдун — могло быть написано и без буквы нун — таавду. Но числовое значение буквы нун — 50… Кроме того, позже жертвоприношения у горы Синай совершались в Скинии (Переносном Храме), — после ее строительства и до того, как еврейский стан покинул это место (около двух месяцев).

На этом этапе мы выяснили, что сами по себе слова Всевышнего безупречно истинны (как сказано: «истина — Его печать»), и именно о разрешении этого служения раз за разом просил Моше от имени Б-га у Фараона: «отпусти Мой народ, и будут праздновать Мне в пустыне». Но, с другой стороны, безусловно, Всевышний намеренно повелел использовать выражение, которое можно понять и так, будто речь идет о времени пути. Чтобы именно так понял это Фараон: евреи идут только на три дня, а затем собираются вернуться. Хотя сам Моше нигде не упомянул о возвращении.

И здесь мы подходим ко второй части вопроса: почему было необходимо скрыть от Фараона истинные намерения.

Ответ связан с обещанием Всевышнего Аврааму: судить и наказать Египет за жестокое порабощение его потомства — «но и над народом, которому они будут служить, произведу Я суд» (Берешит 15:14). «Железное» правило Высшей справедливости: человеку воздается строго по заслугам — «мера за меру», в полном соответствии с его делами. Это относится и к награде, и к наказанию. И выражается в количестве, качестве и самой форме воздаяния.

О порабощении евреев египтянами Тора говорит (Шмот 1:10,13): «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал он народу своему: вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся, чтоб не размножался он… и поработили египтяне сынов Израиля тяжким трудом». Т.е. Фараон и его народ поработили евреев не открыто, а с помощью хитрости. «Намек» на это содержится также в слове «тяжкий труд» — парех, которое можно прочесть как пэ рах — «мягкие уста»: сначала — заманчивыми речами, а затем тяжким трудом (Сота 11 б).

Мидраш доводит до нас подробности тех событий. Вначале Фараон вежливо попросил у евреев об одноразовом добровольном участии в работах (прототип субботника), возможно, в знак благодарности за гостеприимство. Для повышения мотивации за каждый изготовленный кирпич была обещана высокая плата. Кроме того, Фараон также присутствовал на стройке, держа в руках орудия труда, а на шее у него был подвешен «кирпич». (Многие еще помнят фотографию: Ленин с бревном на субботнике…) Естественно, все дружно откликнулись и работали, не покладая рук. Под вечер Фараон приказал подсчитать количество кирпичей, изготовленных каждым евреем, и с этого момента это стало их ежедневной обязательной нормой (Мидраш Агада к Шмот 1:13 и др.).

Поэтому и возмездие должно было прийти к Фараону путем хитрости и обмана, мера за меру. Оно включало в себя плату евреям за годы рабского труда (ту самую, что он пообещал, но не выдал), десять казней и конечное наказание — тотальная гибель в Красном море.

Плата — та золотая и серебряная утварь и пышные наряды, которые евреи взяли «взаймы» у египтян (Шмот 12:35) под предлогом подготовки к празднеству Всевышнему (см. Сангедрин 91а), а затем оставили себе. Кроме того, после гибели египтян в морских пучинах море выбросило на берег множество дорогих украшений из золота, серебра и т.п., и это тоже было платой за тяжкий труд.

Десять казней и гибель в море. Тора говорит, что Всевышний ожесточил сердце Фараона, чтобы тот не соглашался отослать народ (это тоже была мера за меру, т.к. вначале Фараон сам ожесточил свое сердце). Но, тем не менее, почти всегда деяния Всевышнего «облачаются» в естественный ход событий. Один из комментаторов, Ор а-Хаим, поясняет: то, что Моше (в понимании Фараона) не требовал полного освобождения, как раз и послужило «естественной причиной» событий. Ведь если действительно Б-г избрал еврейский народ, почему Он не освободит его полностью? Версия о празднике в пустыне, да еще с официального разрешения Фараона, наводила на мысль, что не Всевышний, а сам Моше стоит за всем этим. И, несмотря на его выдающиеся чародейские способности, он все-таки ограничен магическими силами, благоволящими Фараону и Египту.

В ночь на 15 нисана под угрозой гибели страны Фараон все же склонился к тому, чтобы поверить Моше. Но на третий день исхода его соглядатаи доложили, что евреи не собираются возвращаться и, кроме того, они ходят по пустыне вперед и назад, не следуя точному маршруту. Эти факты заставили Фараона признать, что он все же ошибся и Моше обманул его, чтобы совершить побег (см. Шмот, 14). Он бросился в свою последнюю погоню, в результате которой египтяне потонули (также мера за меру, за то, что топили в Ниле еврейских младенцев).

В свое время Фараон побудил евреев зайти в его ловушку «добровольно». И Всевышний побудил Фараона по собственной воле гнаться за евреями и ступить в разверзшееся море.

Интересно, что на самом деле слова Всевышнего о трехдневном пути в каком-то смысле исполнились и согласно ошибочному пониманию Фараона. Как уже было сказано, чтобы заманить египтян в ловушку, на третий день исхода Б-г приказал Моше: «Скажи сынам Израиля, чтобы они возвратились (по направлению к Египту), и расположились станом пред Пи-Ахирот… И скажет Фараон: …запутались они в земле этой, заперла их пустыня» (Шмот 14:1). Евреи последовали этому странному повелению, как пишет Раши (14:2): «Весь третий день они шли, приближаясь к Египту… И за это большая хвала им, ведь могли возмутиться “Как мы можем приблизиться к нашим ненавистникам! Но они полностью уповали на Б-га и его посланника, и сделали так”.»

Как известно, жертвоприношение, в некотором смысле, — аналог самопожертвования ради Высшей воли (см. комментарий Рамбана на Ваикра 1:9). То, что евреи согласились приблизиться к египтянам и подвергнуть смертельной опасности себя и своих детей, безусловно, рассматривается как великое самопожертвование ради Всевышнего. «Три дня пути пройдем по пустыне и совершим жертвоприношения» — весь третий день пути являл собой величайшее из приношений Б-гу, полное послушание Его воле, невзирая на страшную опасность!

Итак, мы видим, что «печать Всевышнего — истина» и даже ошибочное понимание Его слов содержит определенную правду.

В заключение. Разумеется, воздавать мерой за меру (и наказывать) — привилегия только Самого Всевышнего или уполномоченных Им органов, таких, как Нижний суд (Сангедрин) или, в нашем случае, Моше и Аарон. Но, когда речь идет об обычных отношениях между людьми, далеко не всегда разрешено украсть у вора или обидеть обидчика. Наоборот, есть заповедь не мстить и не таить зла. Поэтому с каждым конкретным случаем следует обращаться к раввину, чтобы знать, как правильно поступить.

С уважением Натан Агрес
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Что это за свет, о котором говорится при сотворении Мира?

Рав Эльяким Залкинд


Подскажите пожалуйста, что такое свет, о котором сказано в Берешит 1:3: «И сказал Б-г: будет свет, и был свет» и 1:5: «И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро, — день один». А.
Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый А.,

Это — в первый день творения. И только в описании четвертого дня сказано (1, 14-15): «И сказал Б-г: будут светила на своде небес, (чтобы) разделять между днем и ночью, и будут знаками и для времен, и для дней и лет. И будут светилами на своде небес, (чтобы) светить на землю, и было так».

Таким образом, Солнце, Луна и все светила были помещены на небосводе только в четвертый день творения. Какой же свет был до этого? И еще, ведь свет был назван днем, а его отсутствие — ночью, а смена дня и ночи и свет дня — от Солнца. Которого еще не было на небосводе?!

Мы с необходимостью приходим к заключению, что свет первых дней творения (по крайней мере, первых трех дней, до «размещения» светил) не был светом Солнца или звезд.

Комментарий Рамбана (к словам «и был свет»): «Не сказано “и было (или стало) так”, как говорится в описании других дней творения, поскольку этот свет не сохранился в своем первоначальном качестве на все дни, как остальные творения (о чем свидетельствуют сказанное о них: “и стало так”). И есть у наших учителей сокрытое толкование на это…»

Другие комментаторы добавляют: этот свет был очень велик, так, что ни одно творение не могло смотреть на него; потому спрятал его Святой, благословен Он, для праведников на грядущие времена. А в комментарии Раши к словам «И увидел Б-г, что свет хорош, и разделил Б-г между светом и тьмой» (1, 4) читаем: «Видел (Творец), что (так как свет хорош) не надлежит пользоваться им злодеям, и отделил его для праведников на будущее».

И еще сообщают наши мудрецы, что этот свет предварил сотворение нижних миров (в том числе материального мира), о создании которых ясно сказано здесь в Торе: этот свет был привнесен в них из более высоких источников, миров, более близких к Творцу. Это передано мудрецам в Традиции в качестве комментария к словам «и был свет». Здесь подразумевается: свет, который уже был к началу описываемого творения. Так что же это за свет?

Числовое значение (гематрия) слова «свет» (או&#1512 ;) — такое же, как числовое значение слова «тайна» (ר&#1494 ;) . И, действительно, эта тема — из области сокрытого знания Торы. Но кое-что известно нам из доступных толкований: этот свет — свет мудрости. Свет ясного постижения царствования Всевышнего в сотворенном Им мире. Свет, раскрывающий знание о Творце, о Его единстве. Свет знания сути всего, что есть в мироздании. При этом свете, точнее — при том, что еще оставалось от него в шестой день творения, Адам — первый человек — видел и постигал «от края до края мира», глубинные знания о Творении.

Однако, как приводит Раши от имени наших мудрецов, Всевышний скрыл этот свет на будущее, чтобы не пользовались им те, кто этого не достоин. Сокрытие его началось уже с первого дня и продолжалось до исхода субботы. А в четвертый день Всевышний поместил светила на небосводе (который отделял еще сохранявшийся свет от нижнего мира) и заложил в их природу свойство пропускать самые «внешние» остатки этого света в мир, — то, что мы называем светом Солнца и звезд. Таким образом, свет, идущий от светил, — это «отголоски» того первого света. (Отсюда свойство света в нашем мире — прогонять тьму, давать нам ясно видеть по крайней мере внешнее и понимать явления этого мира).

Как мы упоминали, этот свет раскроется снова во всей полноте в грядущие времена. Однако еще до наступления этого срока Всевышний иногда «допускает» его явное воздействие в мире. Это бывает, когда происходят чудеса — свидетельство о безраздельном владычестве Творца в созданном Им мире. Но в действительности и в обычном, естественном ходе явлений согласно «законам природы» в мире незримо присутствует «свечение» сокрытого первого света. Так, что, присмотревшись, можно различить непрекращающееся участие Всевышнего во всем происходящем.

С уважением, Эльяким Залкинд
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Похороны



Похороны, согласно традиции, осуществляет особое похоронное
общество «Хевра кадиша» («Святое товарищество»). Его члены
совершают ритуальное омовение тела умершего, обряжают его
в киттел — просторную белую одежду с широкими рукавами, час-
то надевают на него арба канфот. Когены не могут приближаться
к мертвому телу и касаться его. Исключение делается только для
умерших родителей. Убранному для погребения мертвецу в руку
вкладывают деревянную вилочку, чтобы в день пришествия Мес-
сии он мог проложить под землей путь в Иерусалим, куда собе-
рутся на суд живые и мертвые.
Мертвеца покрывают простым белым саваном. Простой неук-
рашенный гроб (в древности его не было) символизирует равен-
ство всех перед лицом смерти. Ритуал погребения завершается
чтением молитвы на арамейском языке — Кадиш, прославляю-
щей имя Бога. Цветы на иудейских кладбищах возлагать не при-
нято. Опустив тело умершего в землю, читают установленные мо-
литвы, а на могиле ставят каменную плиту с именем покойного
и траурной восхвалительной надписью.
После похорон родные покойного 7 дней не выходят из дома,
сидят на полу, отказавшись от привычных занятий. В синагоге три
раза в день читается молитва Кадиш. Чтение молитвы продолжа-
ется в течение года. Годовщина смерти по еврейскому календарю
отмечается особым ритуалом Йорцайт. Накануне вечером за-
жигают свечу, которая должна гореть 24 часа. Три раза в день
читается молитва Кадиш. Четыре раза в год — в Йом Киппур,
в последние дни праздников Песах, Суккот, Шавуот совершается
служба Изкор, когда поминают умерших близких. В годовщину
смерти принято зажигать свечу в память покойного. Годовщи-
ны памяти выдающихся раввинов принято отмечать коллектив-
202 • Глава 14. Обряды жизненного цикла
ными молитвами, часто их могилы становятся объектом паломни-
чества.
Когда женатый брат умирает бездетным, при наличии в семье
холостого брата, согласно древнему обычаю, вдова и брат покой-
ного должны пожениться. Чтобы избежать этого, предусмотрен
обряд Халица, совершаемый в присутствии особой комиссии из
трех лиц, обычно в синагоге. Обряд заключается в снятии вдовой
с деверя особого башмака, хранящегося для этой цели в синагоге
Последний раз редактировалось Андрей 03 фев 2017, 23:19, всего редактировалось 2 раза.
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Сколько имен было у Моисея?

Р-н Шауль-Айзек Андрущак


Вопрос: В Торе рассказывается о том, что Моше был назван этим именем дочерью фараона. А каким именем его назвала мать, Йохевед? Носил ли он впоследствии имя, данное ему родной матерью?

Ответ: Судя по мидрашам, у Моше было как минимум десять имен:

Отец звал его Хевером. За то, что он подружил еврейский народ со Всевышним.

Мама звала его Якутиэль. За то, что он научил евреев уповать на Б-га.

Еще мама звала его Тов – за то, что он был хорошим мальчиком, маминой радостью.

Дед, Кеат, звал его Авигдор. За то, что в момент, когда короб с ним коснулся вод Нила, фараон распорядился больше не убивать еврейских младенцев.

Брат, Аарон, звал его Ави-Зануах. За то, что его молитвы заставляли Небеса забыть прегрешения евреев.

Сестра, Мирьям, звала его Иеред. За то, что он спустил Тору с Небес.

Нянька звала его Ави-Сухи. За то, что он был отцом всех пророков.

Евреи звали его Шмайя бен Натаниэль. За то, что в его времена Небеса прислушивались к их молитвам.

Всевышний звал его Тувия. За то, что он Ему нравился.

Р-Н ШАУЛЬ-АЙЗЕК АНДРУЩАК
Последний раз редактировалось Андрей 03 фев 2017, 23:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

Обвинение в распятии - что ответить



Уважаемый рав Элиягу Эссас! Я - еврей, живущий в России, среди христиан. В той или иной форме за свои 54 года не раз сталкивался с вопросом: «За что вы нашего Христа распяли?» Поэтому для нас вопрос об отношении нашей религии к Иешуа ха Ноцри не чисто теоретический. Лично я в туристической поездке по Израилю истратил день на поиски русской версии книги Х. Коэна «Иисус. Суд и распятие», читал много другой популярной литературы. Прошу Вас прокомментировать утверждение, что в V веке на арамейском языке появилась «История о повешенном, или История о Йешу», составленная из древних агадических сюжетов Талмуда, в нее добавлены фрагменты из мидрашей и, возможно, какие-то народные сказания. Первым исследователем этих текстов был доктор Шмуэль Краус. (Ш. Краус. «Das Leben Jesu» Берлин, 1902г.) Хочу подчеркнуть, что эта История, хотя и резко отличается от Четвероевангелия (Авода Зара), но по сути - это рассказ о том же человеке. С уважениемГ.Лурье, МоскваМы получили еще один вопрос, затрагивающий эту тему:Что это за книга ”Толдот Ешу”, это еврейский источник или нет?(без подписи)Об отношении к центральной фигуре в христианстве я уже писал (см. на сайте ответ на вопрос «Отношение к Иисусу из Назарета»)


.О книге, которой вы интересуетесь в своем вопросе - «Жизнь Иешу» (ее название на иврите - «Толдот Иешу») могу сказать, что это - типичная и не единственная подделка, сфабрикованная во времена раннего христианства или чуть позже.Дело в том, что от самого своего зарождения и вплоть до сегодняшнего дня христиане испытывают определенный комплекс неполноценности.Я очень не хочу и не люблю участвовать в прениях с представителями других религий (не про Вас будет сказано) и обсуждать чуждые мне мировоззрения. Всевышний дал своему народу Тору - Письменную и Устную, в ней содержится высшая Мудрость. Ее нам следует изучать и делиться знаниями с другими людьми. А про комплекс неполноценности я упомянул, только чтобы объяснить факт появления таких книг как «Толдот Иешу» или - вставки в написанную Иосифом Флавием во 2-м веке книгу «Иудейские Древности». Для пущей достоверности «Толдот Иешу» написана в стиле талмудической литературы, а вставка в книгу Иосифа Флавия - в римско-греческом.И в самом деле обидно христианам сознавать, что народ, в среде которого осуществлял свою деятельность Иисус (если он вообще был), не сохранил о нем никаких упоминаний. Даже такой скрупулезный историк как Иосиф Флавий не посвятил ему ни строчки. А ведь если бы события, описанные в евангелиях, имели место, он обязательно их упомянул бы.Да и сегодня Папа Римский упорно называет еврейский народ «старшим братом», считая это комплиментом. Но он не спросил (быть может, ему стесняются сказать), считаем ли мы, евреи, христиан братьями. А мы не считаем - в том смысле, что христианство к нам никакого отношения не имеет.Правильным был бы другой подход - считать всех людей дальними родственниками, в том смысле, что все мы произошли от Адама, а потом - от Ноаха. Но Папе Римскому и другим христианам это не нужно, ибо тогда христианство потеряет всю свою родословную и рукотворность этого мировоззрения проявится полностью.Относительно обвинений - «вы распяли Христа» и подобных.Ответить на это можно просто. Так, например: «О существовании этого человека нам ничего не известно, мы ничего не знали о нем и не знаем. Никто не запрещает вам думать, что такой человек был. Но если уж вы говорите о «мести», можно ведь вспомнить и другие, не столь давние события, на этот раз - реальные исторические: погромы, которые устраивали христиане, убивая евреев во всех странах мира, мучения, которым евреев подвергали на протяжении тысячи лет... Так кто же кому должен мстить? Не лучше ли заняться устройством жизни в собственной стране - на основе Высшей Морали и принципов Доброты».Мне кажется, такая - искренняя, без оскорблений и самоуничижения - линия разговора должна нейтрализовать яд подобных «бесед» об «ответственности евреев за распятие».Не думаю, что в подобных случаях надо что-то доказывать (как в упомянутой Вами книге Х.Коэна) и оправдываться. Ведь речь идет о событиях, которых не было (так я считаю и так считают многие историки). По крайней мере, никакими свидетельствами современников мы не располагаем. Да и исторических доказательств тоже нет.Автор текста Элиягу Эссасhttp://www.evrey.com
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

Искупление кровью и жертва

Левит 17:11 “...ибо кровь искупает душу”; К Евреям 9:22 “.. без пролития крови не бывает прощения”.

Христиане-фундаменталисты заявляют, что мы погрязли в грехе и нечестии, и что сегодня мы не имеем никакого искупления за наши грехи, поскольку жертвоприношения были упразднены с разрушение Храма.
Они утверждают, что жертвоприношение было единственным способом очиститься от грехов и получить прощение; и они пытаются подкрепить свои заявления, цитируя вышеприведенные слова из книг Левита 17:11.
Вера в кровавую жертву является одним из центральных моментов христианства. Иначе не было бы нужды в Иисусе. Кровь, пролитая им на кресте, служит, согласно христианскому учению, искуплением для каждого человека.

Отвечая фундаменталистам, заявляющим, что Иисус явился совершенной жертвой, следует привести целый ряд сведений о системе жертвоприношения, которые им не известны.

1) Различные виды жертв. В книге Левита, в которой особое внимание уделяется системе жертвоприношений, упоминаются различные виды жертв: жертва за грех, жертва повинности, мирная жертва и жертва благодарности. Для каждого из этих жертвоприношений существуют свои правила и установления, так что лишь из-за незнания этих правил христиане верят, что Иисус Христос стал Божьим агнцем, чтобы забрать грехи мира.

2) Слова из Левита 17:11, в измененном виде переданные Павлом в Послании к Евреям 9:22, чаще всего используются фундаменталистами в доказательство их положения о необходимости кровавой жертвы для искупления грехов. Сравним оригинал и вариант Павла: “...ибо кровь искупает душу” (Левит 17:11); “...без пролития крови не бывает прощения” (К Евреям 9:22). В Новом Завете слова эти приводятся в виде, искажающем их смысл. Из Еврейской Библии ясно, что душу искупает не только кровь. Искупление может быть достигнуто и другими способами. В книге Левита 5:11-13 сказано, что и мука может служить жертвой за грех. Искуплением за душу могут быть и деньги, как видно из книги Исхода 30:15-16; очистить душу можно и с помощью приношения драгоценностей (Числа 31:50). В Числах 14:17-20 и в Осии 14:3 мы находим, что и молитва может принести искупление за душу.

3) Если Иисус стал завершением жертвоприношений, почему же тогда их продолжали совершать до разрушения Храма в продолжение 40 лет после его смерти?
Иисус сам никогда не относился к своей смерти как к жертвоприношению за грех. Как видно из притчи о богаче (Лука 16:19 и далее), он рассказывает об Аврааме и Лазаре, вкушающих небесное блаженство еще до того как он умер и искупил кого бы то ни было. Матфей 21:31-32 “...истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие; Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему”. И в этом отрывке Иисус говорит, что раскаявшиеся грешники могут войти в царство небесное, при этом ясно, что им для этого не требуется помощь через смерть Иисуса.

Вопрос “Вы спасены?” чужд еврейской Библии. Как мы видели, христианская концепция о грехе, жертве и мгновенном спасении, получаемом посредством веры в человека, умершего на кресте, никоим образом не вытекает из Еврейской Библии..

Более надежную благую весть о "спасении" можно найти в книге Иехезкеля 18:1-10, 21-23, 27-31.
В этих отрывках нет никакого упоминания о кровавой жертве или о какой-либо другой жертве, никакого упоминания о страждущем Мессии или спасителе другого рода, который бы умер вместо нас. Следует лишь раскаяться, сделать правым свой путь и соблюдать все уставы и постановления Бога: “если будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет”.

По материалам "Исток"
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

Что есть милосердие в свете Торы?


6 февраля 2009 года, темы: Овадья Климовский.


Что есть милосердие в свете торы?

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте! Милосердие, как пишут наши мудрецы, одно из трех основных качеств, которые должны быть присущи еврею. Стыдливость, стремление совершать добрые дела и милосердие — вот эти качества.
Сказано в трактате Шаббат: «Кто милосерден к другим, к тому милосердны Небеса». Автор «Пеле Йоэц» говорит, что милосердие — одно из качеств Творца, как сказано: «…и милосердие Его — на всех созданиях Его» (Тэилим 145, 9). А нам заповедано «подражать» Ему, поэтому важно выработать в себе сострадание не только к людям, но и ко всем живым существам. Чем выше уровень человека, тем более он способен испытывать сочувствие к другим. Талмуд приводит такую историю про рабби Йеуду а-Наси: как-то раз мимо него вели теленка на шхиту (убой), и теленок, увидев рабби Йеуду, бросился к нему, как будто ища защиты, и попытался спрятаться в его одеждах. Рабби же сказал ему: «Иди, для этого ты создан!» («Пеле Йоэц» поясняет, что Рабби видел в теленке душу человека, которая проходила свой тикун (исправление) с помощью реинкарнации, и этот тикун должен был завершиться шхитой. Но на Небесах от него ожидали большего — он должен был молиться за эту душу, чтобы ее пощадили и смягчили наказание).
Сразу после этого инцидента Рабену а-Кадош начал страдать от мучительной боли и никак не мог излечиться. Однажды он увидел, что его служанка нашла крысят во время уборки и собирается утопить их. «Оставь их, — велел Рабби. — Милосердие Его — для всех».
Написано в Талмуде, что в это время на Небе было сказано: «Он сжалился, и над ним надо сжалиться». Боли рабби Йеуды прекратились.
Все сказанное не означает, что нужно мягко относиться к преступникам, тем самым поощряя их к дальнейшим преступлениям и ставя под угрозу безопасность порядочных людей. Про это наши мудрецы говорили: «Тот, кто милосерден к жестоким, будет жесток к милосердным».
С уважением, Овадья Климовский
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

Так сколько всё-таки было Израилевых колен?


Шалом Аллейхем! Расскажите, так сколько все-таки колен Израилевых было? 12 или 13 (или больше)? И откуда такие разночтения? И почему сегодня только 2 колена полностью идентифицированы — левиты и коэны? Где же все-таки остальные колена?

Отвечает рав Овадья Климовский

Алейхем шалом!
Колен Израиля было 12 — по числу сыновей Яакова. Но при распределении наделов в земле Израиля первенец получал двойную долю. Так как Реувен, первый сын Леи, утратил статус первенца именно в этом смысле, это право перешло к первому сыну Рахели — Йосефу. Поэтому его сыновья — Эфраим и Менаше — стали родоначальниками двух колен. Получилась интересная вещь: в тех случаях, когда колено Леви «принимается в расчёт», колено Йосефа считается за одно, как, например, на нагруднике Первосвященника. Однако в Земле Израиля, где левиты не имели собственного надела, колена Эфраима и Менаше получили два надела. То же самое произошло и при построении сынов Израиля в пустыне: так как коэны и левиты шли отдельным лагерем, возле Мишкана, то лагерь исраэлитов был представлен опять-таки 12 коленами — Эфраим и Менаше отдельно.
Что же касается второй части Вашего вопроса: нам неизвестно на сегодняшний день местонахождение изгнанных Санхеривом десяти колен. Правда, Гмара сообщает, что пророк Ирмияу ходил возвращать изгнанников, и, возможно, какая-то часть их перебежала в Иудею перед вторичным изгнанием. Но это лишь догадки. Основное же население Иудеи состояло из потомков Йеуды и Биньямина. На сегодняшний день действительно в основном идентифицированы лишь коэны и левиты, скорее всего, потому, что их происхождение дает им особый статус в Еврейском Законе, как то — получение трумот и десятин, вызов к чтению Торы на первом месте (для коэна, а за ним сразу вызывается левит) и т.п. Это естественным образом заставляло семью помнить о происхождении отца и передавать традицию детям. Из потомков остальных колен, пожалуй, никто не знает точно, к какому кто из них принадлежит, за исключением тех редких семей, которые точно знают. Что их отец происходит по мужской линии от царя Давида. По понятным причинам эта информация тоже передавалась от отца к сыну, соответственно, эти люди знают, что происходят из колена Йеуды.
Отметим, что на протяжении истории появлялись отдельные люди и даже целые общины, утверждавшие, что являются потомками одного из десяти колен, и ссылавшиеся на непрерывную традицию. На сегодняшний день существует немало таких групп, но по большей части у них нет какой-либо существенной связи с еврейской традицией. Каждая такая претензия рассматривается отдельно, и иногда группа принимается в лоно Израиля, пройдя гиюр для полной уверенности.
С уважением, Овадья Климовский
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

«Эта будет называться иша (женщина), ибо из иш (мужчины) взята»


Дата: 01.05.15 | Автор материала: Рав Шалом Каплан

ВОПРОС:
Пасук:

וַיֹּאמֶר הָאָדָם זֹאת הַפַּעַם עֶצֶם מֵעֲצָמַי וּבָשָׂר מִבְּשָׂרִי לְזֹאת יִקָּרֵא אִשָּׁה כִּי מֵאִישׁ לֻקֳחָה זֹּאת

Раши:

לזאת יקרא אשה כי מאיש וגו’: לשון נופל על לשון, מכאן שנברא העולם בלשון הקדש:

Маараль, «Гур Арье»:

בלשון הקודש. דלא תמצא בכל שאר לשונות ששאם הזכר והנקיב דומים רק בלשון הקודש איש אשה, אבל בלשון תרגום גברא אתתא וכן בכל הלשונות, שמיזה תראה כי בלשון הקודש נברא העולם

1) Раши. Почему именно отсюда? Именно из слов мужчина-женщина учим мы о сотворении мира? Разве другие слова святого языка и связи между ними не выражают также истинную сущность объектов?

2) Маараль. «Выражение накладывается на выражение» Маараль понимает как принцип сходства. Вопрос, что он под этим подразумевает? Если корни, то есть утверждающие, что корни у слов «иш» и «иша» разные. Если все-таки одинаковые у них корни, то что с английским man-woman (хотя и тут, возможно, корни разные, хотя и созвучные). Если имеется в виду созвучие, то опять же – в man-woman также можно найти даже созвучие, и в русском мужчина-женщина, и в др. языках также. Что означает пример из арамейского мужчина-женщина, «гавра»-«итата», в свете предыдущего, т.е., что подчеркивается — разница звучания, корней, отсутствие какой-либо логической, смысловой, лингвистической и т.п. связи?

3) К предыдущему вопросу. Не включает ли концепт сходства также и обратную сторону – несходства.

Могли бы вы, насколько возможно в рамках формата этого сайта, подробно прокомментировать.

Заранее спасибо. За материалы с Вашего сайта также благодарность. Удачи.

Менахем Мендел, Германия


Уважаемый Менахем Мендл!

Слова איש ואשה – мужчина и женщина – не просто однокоренные, а по правилам словообразования в святом языке слово «иша» образовано от слова «иш» путем добавления окончания ה. Это стандартное образование существительного женского рода из мужского. Отсюда понятно, что дело не только в том, что у этих слов один корень. В таком случае упомянутая Вами фраза имеет смысл: «Эта будет называться иша (женщина), ибо из иш (мужчины) взята» – эта будет называться иша, т. е. человеческая особь женского рода, ибо была взята из иш, человеческой особи мужского рода. Подобное мы не находим в других языках. Даже если в некоторых случаях присутствует определенная схожесть в написании слов «мужчина» и «женщина», как, например, man/woman, но и в этом случае приставка wo- не образовывает женский род существительного! Это свидетельствует о том, что при сотворении мира Всевышний использовал святой язык. Это то, что имел в виду Раши и объяснил Маараль.

Следует добавить, что эта тема также обсуждается в книге раби Йеуды Алеви «Кузари» (Маамар 2). Там приводятся еще примеры, которые свидетельствуют о том, что исконным языком Торы был святой язык. Приведем несколько примеров.

אדם מאדמה – слово «человек» производная от слова «земля» потому, что человек был создан из земли.

חוה מחי – «Хава» – от слова «живой». Стих: «И нарек Адам имя жены Хава, ибо она была матерью всего живого» на русском языке не имеет смысла потому, что слова «Хава» и «живой» никак не связаны. А на иврите это звучит осмысленно – слово «Хава» имеет тот же корень, что и слово «хай» (живой), и имеет значение «дающая жизнь».

קין מקניתי – «Каин» от «обрела» – «…и родила (Хава) Каина и сказала: мужа обрела я с Б-гом». Слово «обрела» имеет тот же корень, что и слово «Каин». Мидраши и комментаторы объясняют, что сказала Хава: мужа создал Г-сподь из земли, а меня – из него, а сейчас мы вместе с мужем и Б‑гом создали человека (Радак объясняет, что слово «обрела» в этом контексте означает «создала»).

שת משת – «И познал Адам еще жену свою, и родила она сына, и нарекла ему имя Шет, - потому что поставил мне Б-г потомка другого вместо Эвеля, ибо убил его Каин». Из текста видно, что имя «Шет» было дано «потому что поставил мне Б-г потомка другого», и только на иврите это имеет смысл потому, что «поставил» – на иврите «шат» – и «Шет» имеют один корень и несут одинаковую смысловую нагрузку. И таких примеров еще много, смотрите книгу «Кузари».

С уважением, рав Шалом Каплан
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

Если бы не грехопадение, Адам вкусил бы от Древа жизни? Но ведь он и так был бессмертным!

Первородный грех, Рав Эльяким Залкинд

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующими вопросами. 1. Всевышний создал в Эденском (Райском) саду Древо жизни и Древо познания добра и зла и запретил Адаму вкушать плод с Древа познания. Если бы Адам не вкусил плода, должен ли он был вкусить от Древа жизни? Насколько я понял, вкушение от Древа жизни сделало бы Адама бессмертным. Но ведь если бы он не вкусил от Древа познания, то и так был бы бессмертен?
2. Я читал, что если бы Адам не согрешил, то мировая история закончилась бы с наступлением субботы и цель Творения была бы достигнута. Но ведь, с другой стороны, Б-г повелел Адаму и Хаве плодиться и размножаться. Значит, и другие души должны были пройти через этот мир, чтобы заслужить жизнь в Будущем мире. Но если бы не грех и цель Творения была достигнута, как тогда остальные души успели бы заслужить Будущий мир? И зачем их существование? Д.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Д.,
Вы задали хорошие вопросы. Попробуем, насколько сможем, ответить.
Дерево жизни связано не только с бессмертием. Его суть — в присоединении к Источнику жизни и, тем самым, в достижении возможности продвигаться, подниматься на все уровни, предназначенные для человека и всего Творения. Ведь человеку предстояло и предстоит подниматься со ступени на ступень в его приближении к Всевышнему, постижении Его света. Не только в этом мире, но и в Будущем, где свет начнет раскрываться в своей полноте, где не будет сокрытия, которое существует в этом мире. Поэтому, даже если Адам был бессмертен изначально (возможно; есть и другие мнения), «вкушение» от Дерева жизни подняло бы его на новый уровень существования и постижения. Если бы не ошибся.
Однако после падения Адам оказался на уровне несравненно более низком, чем тот, на котором он находился изначально, и, тем более, чем тот, который предназначался ему по Замыслу Творца. И если бы тогда он поел от плода Дерева жизни, то увековечил бы свое пребывание на этом низком уровне и лишился возможности когда-либо подняться на свою истинную ступень. Поэтому он и был изгнан из Сада Эдена — чтобы не поторопился съесть плод, который «законсервировал» бы его в состоянии упадка. Т.е. ему была дана возможность исправить случившееся, а затем оставить временную, не соответствующую его настоящему уровню оболочку — тело этого мира — и, поднявшись на предназначенную ему ступень, получить предназначенное ему тело в обновленном мире.
Можно добавить: нам известно из Традиции и из Писания, что Тора называется Деревом жизни. И те, кто изучает и исполняет Тору, дарованную нам Всевышним, соединены и сейчас, в этом мире и в наше время, с тем самым Деревом жизни, которое растет в Эденском Саду. И не торопясь, по чуть-чуть, едят от его плодов, приближаясь постепенно к будущему вступлению в Сад, в центре которого, у истока вод, находится Дерево, с которым они уже здесь связали накрепко свою жизнь.
2. Не видел ответа на этот вопрос, но попробуем понять сами. Если бы рождённые души пришли в мир до наступления Субботы, Будущего мира, то и на них была бы возложена часть «работы» и, соответственно, возможность удостоиться награды (ведь на рост не требовалось времени, всё было стремительно).
А если бы они пришли уже в Субботний мир, то и тогда участвовали бы в осуществлении еще одной, следующей цели Творения. А именно, в раскрытии для творений знания о Всевышнем и о величии Его царства. И там, в Субботнем мире, как мы упоминали, это раскрытие будет несравненно более полным. С приходом же новых душ оно должно было еще увеличиться. В соответствии со словами наших мудрецов: чем многочисленнее народ в земных царствах, тем больше величие их царей; это же верно и в отношении царства Творца: каждый, кто принял или осознал власть Всевышнего над собой, Его Царство, способствует большему проявлению власти Всевышнего и большему раскрытию Его Славы в мире.
И еще — о том, что должно было произойти, если бы не ошибка Адама, и что произойдет после её исправления, в конце времени этого мира. Сказано в книгах, что есть еще «сокровищница» душ, вовсе не приходивших пока в этот мир, не входивших в душу Первого человека. Это новые души, которые в будущем присоединятся к душам уже существующим и дополнят их до настоящей цельности, для каждого человека — часть, относящаяся к нему. Тогда же, в дни Творения, Адам (и другие, если бы были рождены) должен был завершить создание мира исполнением всех данных ему заповедей («обрабатывать и хранить» Сад), молитвами и постижением знания о Творце. И тогда эти новые души должны были прийти в мир для выполнения этой заповеди, данной Адаму. Присоединиться с наступлением «Субботы» к воплощенным душам и поднять человека на новую, неизвестную прежде ступень. Теперь же мы должны ждать осуществления этого в будущем. (Впрочем, возможно, «дополнительная душа», которая, как известно, приходит с наступлением субботы к тем, кто ее соблюдает, идет от сияния тех душ, хранимых для будущей Субботы).
С уважением, Эльяким Залкинд
Ответить