Библейские пророки

Иудаизм для неевреев - законы иудаизма потомкам Ноя
Ответить
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Библейские пророки

Сообщение Андрей Дубин »

Давид Гарбар


Библейские пророки


ИСАЙЯ/ЙЕШАЯГУ –
первый «великий» («большой») библейский ПРОРОК




Ну, вот мы и встретились! Он шел ко мне несколько тысяч лет. Я шел к нему почти два года: изучал материалы, читал, перечитывал, искал форму, размер. И опять читал, вслушивался..., и каждый раз обнаруживал нечто новое, важное. А потом еще около полугода записывал то, что он мне «рассказывал». Писал, переписывал, опять возвращался к написанному.
Он – это великий (большой) библейский «письменный» пророк ИСАЙЯ / ЙЕШАЯГУ.
О том, что все эти эпитеты не есть просто дань уважения к имени и традиции – понимаешь, когда знакомишься с «Книгой пророка Исайи».
Я не говорю о том, что по объему эта «Книга» равна или превосходит «Книги» двух других больших пророков Иеремии и Иезекииля в отдельности и всех двенадцати «малых» пророков вместе. Дело не в этом: каждая из этих «Книг» велика и бесценна. Дело в том объеме, который она охватывает, в той глубине, которая есть в ней.
Трудно поверить, что эту «Книгу» мог и сумел написать один человек.
Впрочем, многие исследователи считают, что авторами «Книги пророка Исайи», действительно, являются несколько человек (не считая тех, кто участвовал в т. н. «вставках», – а их в тексте тоже немало). Известный американский библеист Р. Пфейфер в своей работе «Введение к Ветхому завету» писал: «Книга Исайи – это скорее миниатюрная библиотека, чем одна книга. Она может, так же, как Книга притчей или Псалтирь, рассматриваться как своеобразная антология или, скорее, как сборник пророчеств» (Pfeiffer R. H. Introduction to the Old Testament. N. Y., 1948, p. 448).
Однако главных авторов, участвовавших в составлении «Книги пророка Исайи», трое. Этих основных авторов так и называют: Первоисайя, Второисайя. Третьеисайя.
И тут возникает несколько вопросов: кто они были – это великие духовники народа? Почему предпочли (или были вынуждены?!) скрыть свои имена за именем великого Исайи? А еще – как их различать? И как показать эти авторские различия? Как показать «вставки»? И надо ли это? Вопросов много. И каждый отвечает на них по-своему.
И еще несколько слов об авторстве. По мнению М. Гранта («История древнего Израиля», М. Терра – Книжный клуб.1998), «Гл. 1 –12 по преимуществу, хотя и не in toto, действительно принадлежат Исайе... Гл. 24 – 27, описывающие гибельный суд над миром и спасение евреев, называют «Покалипсисом Исайи», но он датируется более поздним временем. Однако Гл. 28 – 33, относящиеся к чужеземным народам, выражают доктрину самого Исайи. Завершающееся повествование (Гл. 36 –39) заимствовано позднейшим редактором из отрывка «Четвертой книги Царств» (М. Грант, стр. 162, 163).
Несколько иной точки зрения придерживается М. И. Рижский («Библейские пророки и библейские пророчества», Москва. И. П. Л. 1987г.), который пишет, что «библейская критика позднейшими вставками считает следующие: 2:2–4; 4:2–6, 11, 12; 13:1–14, 15–16; 17:12–14, 19, 21, 23, 24–27; 30:27–33, 34–35; 36–39, 40–55, 56–66» (с.с. 122 –123).
Следуя библейской традиции, я не стал делить «Книгу» на части. Но учитывая научную традицию, постарался размером, формой стихов выделить авторов: и тех великих «анонимов», которым приписывается авторство отдельных частей; и тех безымянных авторов, которым приписывают многочисленные вставки в основной корпус пророчеств.
Получилось 302 катрена. А сколько мудрости осталось за рамками написанного!
Что касается публикации, то я не рискнул «обрушивать» весь корпус стихов на голову читателя единовременно. Мы договорились с уважаемым редактором о том, что будем публиковать этот материал в нескольких номерах журнала, дозируя стихи – переложения.
Итак, собственно Исайя (Первоисайя).
По мнению уже цитированного М. Гранта, «Исайя родился около 765 года; пророческие видения начались у него около 742 года. Он, вероятно, принадлежал к вдохновителям реформ Езекии (725 – 697г.г.) и сохранял активность в конце столетия; предание, достоверность которого не установлена, говорит о его казни антияхвистским монархом Манассией (696 – 642г.г.)» (стр. 163). Можно добавить, что то же предание говорит о том, что он (Исайя) был «распилен между кедровыми досками». А еще считается, что он принадлежал к царскому роду и «был братом «иудейского царя Амасии» (М. Вольпе «Евреи (от патриархов до римлян)», Москва. «Зебра Е». 2002, с.162). Так гласит предание. Так ли это было на самом деле или иначе, мы не знаем.
А вот что мы знаем определенно, так это то, что он «жил во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей иудейских» (Ис.1:1).Трудное это было время. Еврейское государство, созданное Саулом, Давидом и Соломоном, сначала распалось на две части: Израиль и Иудею, а потом ...
В кровавых разборках (десять из двадцати царей погибли насильственной смертью) и под ударами ассирийцев пал Израиль, и в неизвестность канули10 «колен израйлевых».
В критическом положении находилось и южное царство, Иудея. Здесь не было междинастических споров, но хватало внутридинастических распрей. А главное, зажатая между жерновами: Египтом и Ассирией, маленькая Иудея имела мало шансов выстоять, выжить И нужно было приложить максимум усилий для того, чтобы пройти по этому «лезвию бритвы». Нужно было не только дипломатическое мастерство, но и огромная выдержка, воля, огромная уверенность в завтрашнем дне, и еще многое другое. А главное, необходимо было позаботиться о сохранении веры, веры в «Бога Авраама, Исаака и Иакова», веры, способной сохранить оставшиеся два «колена Израилева». Этому и посвятил свою жизнь величайший библейский «письменный» пророк Исайя / Йешаягу.
Между прочим, в книге его пророчеств содержится первое из известных нам упоминаний о том, что пророк записал часть своего сообщения. И еще: с обнаружением в Кумране кожаного свитка «двадцатитрехфутовой длины», на котором в пятидесяти колонках ивритского текста записана вся эта книга (самая объёмистая и лучше всех сохранившаяся из дошедших до нас библейских рукописей), можно узнать, каким был ее текст за тысячу лет до известной нам прежде версии. Но вернемся к ней самой– к «Книге пророка Исайи».
Её открывают пророчества о суде, который будет вершить Бог не только над другими народами, но и над Иудеей и Иерусалимом ввиду их гордыни и разврата, практикующейся там социальной несправедливости и извращенных культов. Исайя говорит о надвигающейся ассирийской угрозе, но не считает будущее безнадёжным, предсказывая, что «Оставшиеся» из числа избранного народа будут спасены. Исходя из общей концепции главенства Бога над событиями истории, автор добавляет практические рекомендации и предупреждения, касающиеся внешней политики Иудеи. Заключительный раздел повествования в основном посвящен роли Исайи в кризисе, возникшем в результате вторжения ассирийского царя Синахерима (701г.).
Существует мнение, что Исайя был главой очень влиятельной группировки (школы) пророков. И уж, во всяком случае, очевидно, что он был близок к иерусалимскому двору и пользовался там высоким авторитетом и серьёзным влиянием. Как пишет уже цитированный М. Грант, «Так или иначе, он отнюдь не стеснялся делиться с царями своими взглядами на международные отношения, сколь бы неприятными ни были его непрошенные советы. Так, когда Ахаз (741 – 725г.г.) под угрозой дамасско – израильской коалиции обратился за помощью к Ассирии,Исайя заявил, что царь допустил величайшую ошибку. Выступая в качестве богослова, Исайя указывает, что обращение царя к иностранному государству демонстрирует достойное сожаления отсутствие веры в Яхве. Кроме того, Исайя уверен, и совершенно справедливо, что любая попытка прибегнуть к не поддающимся контролю ассирийским силам закончится бедой. Он пошел и много дальше. Ибо после того, как северное царство пало перед Ассирией, он верит и заявляет во всеуслышание: правителям его страны не стоит задумываться о бесполезном союзе с Египтом по той, более чем достаточной причине, что Иудея в любом случае обречена, как и Израиль, на полное уничтожение Ассирией. Подобная предельно пораженческая концепция не могла не вызвать величайший шок и ярость в правительственных кругах. Хуже того, продолжал Исайя, – поражение Иудеи произойдет исключительно по ее собственной вине, из-за собственного морального падения, так что Яхве не только не поможет избранному народу в отчаянной ситуации, но, напротив, поспешествует ассирийцам воздать заслуженную кару полной мерой» (с. с. 164 – 165).
Однако, как не преминул отметить автор «Четвертой книги Царств», когда в царствование того же Езекии Иерусалим был осажден Синахеримом (701г. до н.э.), тот же Исайя поступил как провидец и патриот, вовремя посоветовав царю стоять насмерть. И в том, и в другом случае пророк оказался прав: враги отступили и жители Иерусалима были спасены. Правда, ненадолого...
Читая «Книгу пророка Исайи», не раз и не два задумываешься над его пророчествами: как много общего между тем «прошлым» и нашим настоящим. И как мало таких пророков. Впрочем, и в те времена их было тоже немного... Однако вернемся к Исайе.
Бескомпромиссный моралист, четче других сформировавший этическую доктрину, согласно которой человеческие проблемы есть конфликт между добром и злом, Исайя провозглашает, что человек несет личную ответственность за свои поступки. И ответ каждый человек и весь народ вцелом несет и будет нести перед Богом, «ибо Господь есть Бог правды» (Ис. 30:18).
И еще раз прибегнем к цитированию. М. Грант: «Исайя заглядывает далеко вперёд через головы порочных и обреченных.. «Оставшиеся» от народа Яхве, столь дорогие еврейским мыслителям, переживут все тогдашние горести и прорвутся в новую счастливую эпоху. Давая сыну имя Шеар-яшув, «Оставшиеся вернутся», пророк представлял, что эта община сведется к жизненно важному ядру, которое, вновь обратившись к Яхве, сохранит израильское наследие и в конечном счёте обретет своё место в возрождённом райском саду... Новый рай будет для тех, кто выживет, и не только из избранного Яхве народа, но и из всех народов мира... Но этому универсализму суждено обнаружиться лишь тогда, когда прочие народы, послужив орудиями Яхве и тем не менее не избежав заслуженной ими кары, в конечном счёте обратятся в его веру и удостоятся его благословения» (с.166).
«Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессеву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава. И будет тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберёт изгнанников Израиля,и рассеянных Иудеев созовёт от четырёх концов земли»(Ис.11:9-12).
На этой замечательной ноте можно было бы и закончить вступление. Но в заключение:

На стене здания Организации Объединенных Наций в Нью – Иорке написано:


«НЕ ПОДНИМЕТ НАРОД НА НАРОД МЕЧА,
И НЕ БУДУТ БОЛЕЕ УЧИТЬСЯ ВОЕВАТЬ».

Под этой надписью нет автора. А ведь это великий пророк Исайя /Йешаягу (Ис. 2:4)!

http://berkovich-zametki.com/Nomer38/Garbar1.htm


Давид Гарбар


Библейские пророки
Грядет, грядет к вам Божий Суд!
(Книга пророка Малахии – вестника Бога)



Ревнителям Яхве по возвращении из вавилонского плена казалось, что стоит, вероятно, возродиться иерусалимскому храму, и Бог вселится в свой «дом», после чего осуществится то славное будущее Израиля, о котором мечтал еще пророк Иезекииль. Пророки внушали своему народу надежды на близкое наступление мира и изобилия. Казалось, что священники храма, избавившись от конкуренции со светскими властями в лице Зоровавеля, сумеют осуществить эту мечту. Действительность оказалась иной. Этот кризис власти и кризис доверия к власти отражен уже в «Книге пророка Захарии». В неменьшей степени (если не в большей) отражено это в книге двенадцатого «малого» пророка Малахии. Несколько слов об авторе этой книги.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что автор «Книги пророка Малахии» – аноним. Вот, что пишет уже неоднократно цитировавшийся мной М. И. Рижский в своей книге «Библейские пророки и библейские пророчества» (М. Изд.полит.лит.1987):
«Это небольшое сочинение, заключающее канон пророческих книг Ветхого завета, видимо, незаслуженно носит название Книги пророка Малахии. Дело в том, что в начальных словах книги «пророческое слово Яхве к Израилю через Малахию» слово «малахия» является вовсе не именем собственным, а именем нарицательным. Стоящее в древнееврейском тексте «малеахи» означает в переводе на русский язык «мой вестник» (или просто «вестник»), или «ангел» (так как греческое слово «ангел» как раз и означает «вестник»). В оригинальном тексте слово «малеахи» встречается еще раз в 3:1, и там оно правильно переведено: «ангел мой». Так что Книга Малахии в действительности такое же анонимное пророчество, как и соответствующие места из Книги Исайи (об этом речь еще впереди, Д. Г.) или как вторая половина Книги Захарии» (М. И. Рижский, с.265).
М. И. Рижскому вторит Майкл Грант («История древнего Израиля». М. ТЕРРА – Книжный клуб.1998): «Малахия означает «мой вестник»; личность того, кто стоит за этим словом, не установлена. Книга, по-видимому, была написана в Палестине в 450 году (М. И. Рижский указывает временем ее написания промежуток между 515 и 445 г.г. Д. Г.), незадолго до прибытия Неемии (гл.16:1), хотя, возможно, вначале существовала в качестве анонимного приложения к предсказаниям Захарии». (с. 276).
Впрочем, кто бы ни был автором этой книги, она достаточно ярко отражает ситуацию, имевшую место в Иудее сразу после возвращения туда «вавилонских пленников». И опять слово специалистам. «За завершением Храма (516г.) последовал период продолжительностью более семидесяти лет, о котором у нас мало сведений. Однако пророки того времени, анонимный «Третий Исайя», Авдий (Обадия) и Малахия выражали недовольство гражданскими и религиозными лидерами, поставленными над восстановленной общиной властями Персидской империи. По-видимому, получили широкое распространение скептическое отношение к религиозным обрядам и небрежное их исполнение, а мужчины разводились с женами – яхвистками с тем, чтобы вступить в более выгодный брак с иноземками» (М. Грант, стр.203).
Чтобы бороться с низменной моралью и упадническим цинизмом пророк прибегает к риторической системе вопросов и ответов, тем самым предваряя Талмуд.
Но вначале автор перечисляет доказательства любви Яхве к своему народу, иллюстрируя это различием судеб Израиля и Эдома.
А что же в ответ на Божьи милости делают его «дети»? Они приносят Ему в жертву выбракованных животных, не платят церковную десятину... Народные бедствия, такие, как эпидемии, налеты саранчи... являются наказанием за недостаточность приношений, за их низкое качество, за отступление от канона. Тем, кто сетует на безразличие Яхве к несправедливостям, ответ будет дан в День Господень, из раскаленной печи, в которой, как солома, будут гореть все «надменные и нечестивые»
Но Бог не оставляет своих детей без надежды: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия, 4:5, 6).
Заканчивается череда эссе о «малых пророках» и череда их «монологов». Но я не подвожу «итогов». Впереди еще встреча (встречи) с самым великим («большим») «письменным» пророком древности Исайей.

http://berkovich-zametki.com/Nomer37/Garbar2.htm
Давид Гарбар


Библейские пророки
Но не погибнет Мой народ. Пребудет тут!
Книга пророка Захарии (Зехарии)




Чем дальше продвигаемся мы к завершению ознакомления с нашими пророками, тем меньше знаем о них, как о личностях, тем труднее различить какие – то индивидуальные черты. И тем яснее, рельефнее выступают те мысли, те идеи, которыми они считали нужным поделиться с нами, их дальними потомками.
Вот и Захария (Зехария – «воспомянутый Господом»), одиннадцатый «малый» пророк.
Он именуется «сыном Варахиным, сыном Аддовым»; но Ездра просто называет его «сыном Адды» (1 Езд. 5:1). Под этим наименованием, впрочем, можно понимать и «внук» или «потомок». Есть предположение, что он принадлежал к священническому роду и родился во время «вавилонского пленения». Его пророческая деятельность началась во «второй год царствования Дария». Вероятнее всего, он был современником и соратником пророка Аггея – оба они активно побуждали евреев к интенсификации работ по постройке Храма. О времени и месте рождения и смерти пророка Захарии (как, впрочем, и пророка Аггея) нет никаких конкретных сведений.
Библейская энциклопедия пишет, что «по преданию он умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, подле пророка Аггея». (Библейская Энциклопедия, Москва, Изд. ОЛМА-ПРЕСС, 2001, стр. 148).
Не больше ясности и с авторством материалов, помещенных в «Книге пророка Захарии».
В «Книге» всего 14 глав. Большинство исследователей считает, что собственно пророку Захарии (Захарии 1) принадлежат первые 8. Авторство глав 9 – 11 приписывается некоему анониму, выступавшему под именем Захарии (его условно называют «Втророзахария» («Второй Захария», Захария 2). Что касается глав 12 – 14, то их авторство приписывется сразу двум пророкам – «Третьему» и «Четвертому» Захарии.
Оракулы собственно Захарии отличаются от последующих не только языком и стилем, но и содержанием. Считается, что кроме этих авторов в составлении оракулов из «Книги пророка Захарии» принимали участие и другие анономы. Но их вклад менее существенен.
Собственно пророк Захария принадлежал к так называемым «храмовым» пророкам.
И здесь следует сделать некий экскурс в историю «послепленного» периода.
Надо сказать, что в первые годы после возвращения иудеев из плена ситуация в иерусалимской общине не была простой: власть Зоровавеля, поставленного Дарием в качестве руководителя над возвращавшимися из плена евреями, активно оспаривалась так называемой жреческой партией. Известно, что еще во времена пророка Иезекииля представители духовенства начали строить планы о создании будущего государства – государства жрецов – иерократии. Вот эти планы и призван был реализовать «великий иерей» Иисус. Сторонников этой партии активно поддерживали богатые вавилонские иудеи, которые присылали палестинской общине золото и серебро, ожидая, что это пойдет на строительство иерусалимского храма, укрепление иерократического строя.
Зоровавель же в силу своих обязанностей должен был заниматься решением и других вопросов жизни иерусалимской общины. – ведь под его началом была огромная масса неустроенных людей. Кроме того, он , вероятно, мечтал о престоле своих предков – давидидов. И об этом, несомненно, было известно не только руководителям «жреческой партии», но и царю Дарию. Во всем этом и кроются корни конфликта между Зоровавелем и Иисусом, конфликта, выплеснувшегося на страницы «Книг пророков» Аггея и Захарии.
Очень интересную трактовку причин появления (и последующего исчезновения) пророка Захарии (Захарии 1) предлагает уже неоднократно цитировавшийся мной М. И. Рижский («Библейские пророки и библейские пророчества», М. Изд П.Л. 1987. 364с.).
Он пишет: «Выступление пророка имело, очевидно, прямое отношение к обстановке, сложившейся в иерусалимской общине. Видение запятнанной одежды на первосвященнике можно истолковать вполне однозначно: верховный жрец иерусалимского храма основательно запятнал себя какими-то неблаговидными поступками, чем вызвал нападки со стороны каких-то противников. Сторонникам Иисуса, жреческой партии, пришлось выпустить на сцену молодого пророка из жреческой фамилии, который объяснил, что выступающие против Иисуса – это приспешники сатаны и что сам Бог запрещает нападать на своего служителя, которого он уже «очистил от грехов». Вместе с тем, и самому первосвященнику было сделано строгое внушение, чтобы отныне он ходил только «путями Яхве» и перестал сбиваться с них... – тогда он сохранит свое высокое звание и власть. Но вместе с ним будет «отрасль», – несомненно имеется в виду «отрасль корня давидова» Зоровавель, с которым Иисус должен жить дружно – ходить друг к другу в гости» (с. 253). Призыв к миру между первосвященником Иисусом и правителем Зоровавелем повторяется неоднократно. Так в главе 4 на вопрос пророка о том, что означают «две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?», ангел отвечает: «Это два помазанных елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4:14). Двое – «помазанные елеем» – это первосвященник Иисус и светский правитель Зоровавель, который, раз он начал строительство храма, «дома Господа», должен его и закончить, преодолев все трудности, в том числе и воровство строительных материалов, заготовленных для храма. Об этой детали (замечательная подробность. Д. Г.) мы неожиданно узнаем из очередного видения Захарии – пророк видит летящий список, исписанный с обеих сторон: на одной стороне прочитывается: «всякий, кто крадет, будет истреблен», а на второй: «всякий, клянущийся ложно, истреблен будет».
Однако, несмотря на неоднократные призывы к миру между Иисусом и Зоровавелем (6:1 – 13), мира не получилось. И когда пророк Захария изготовил из золота, присланного из Вавилона, венец для первосвященника, а не для князя, – это было открытое признание превосходства жреческой власти над светской. Участь Зоровавеля была, в сущности, предопределена. Ему пришлось покинуть Иудею и вернуться в Вавилонию, где он в дальнейшем не играл никакой политической роли...
Дарий 1 специальным указом в 519г. подтвердил распоряжение Кира о возведении иерусалимского храма и об отпуске «из имущества царского» средств на это строительство (Езд. 6:8). От Зоровавеля, потомка древней царской династии, можно было ждать сепаратистских тенденций, и его постарались убрать из Иудеи. После расправы с Зоровавелем пророк Захария, видимо, был выведен из политической игры» (М.И.Рижский, с.с. 255 – 256).
«Книга пророка Захарии» полна красочных видений, зачастую не уступающих по образности видениям «Больших» («великих») пророков Иеремии и Иезекииля. В первых главах пророк повествует о восьми видениях, данных ему в течение одной ночи:
Тут и «муж на рыжем (в подлиннике – на красном) коне», стоящий под миртами в сопровождении всадников на «рыжих, пегих и белых конях» - Ангел объяснил ему, что «это те, которых Господь послал обойти землю» (Зах. 1: 8 – 10). Затем Захария увидел четыре рога и четырех рабочих, идущих сбивать «эти роги». Ангел объяснил пророку, что «эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей, а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее» (Зах. 1: 20 – 21). Две пары рогов – это, конечно, Египет и Вавилон,– их «рога» «сбиты». Теперь иудеи свободны и должны заняться восстановлением дома Господа.
В следующем видении Захария лицезреет «мужа», «у которого в руке землемерная вервь» (Зах. 2:1). «Муж» сей призван «измерить Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его» (Зах. 2:2). И опять Ангел (уже другой) говорит первому: «иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И я буду для него. говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него, Эй, эй! Бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся Сион, обитающий у дочери Вавилона...»(Зах. 2: 4 – 7). В этом стихе ясно прочитывается призыв к тем иудеям, которые еще медлят с возвращение на родину, отбросить сомнения и вернуться туда, где они так необходимы. О видении, связанном с «обелением» «великого иерея» Иисуса мы уже писали выше. В следующем видении перед пророком появляется «светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; И две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее» (Зах. 4: 2 – 3). Ангел объясняет Захарии: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? Ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: благодать, благодать на нем! (Зах.4:6,7).
Далее, выясняется, что «семь лампад» – это «очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах. 4:10). Относительно других видений: свитка, трубочек, изливающих золото..., мы уже писали. Но вот еще одно знаменательное видение: пророк видит снова коней четырех мастей, – на этот раз кони запряжены в колесницы. Ангел объясняет Захарии, что это – четыре небесных духа, посылаемых Богом в разные стороны. Чтобы обойти землю. И сообщает пророку, что «вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной (Зах. 6: 8). Под «Северной землей» пророк подразумевает Вавилои. И после того как на душе у Бога стало спокойно за вавилонскую общину, Он дает пророку вполне конкретное поручение: «Возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона. Возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иеседекова, иерея великого» (Зах. 6:10, 11). И несмотря на то, что далее Господь повелел пророку напомнить «великому иерею» о том, что строительство дома Господня поручено «ОТРАСЛИ» (Зоровавелю), но как мы уже знаем, из этого призыва ничего не получилось, а сам факт возложения «венцов» только на голову Иисуса, означал (во всяком случае, для тех кто хотел это так трактовать) выбор Бога О дальнейшем мы уже писали.
В главах 7 – 8 излагается содержание еще одного слова Господа к Захарии, может быть последнего. В нем Бог в очередной раз призывает производить «суд справедливый», оказывать милость и сострадание «к брату своему», не притеснять вдов, сирот и бедняков. За то, что иудеи в прошлом не соблюдали этих заветов, которые Он посылал «духом своим через прежних пророков», они были развеяны по всем народам. Но теперь Господь вернул свою милость Сиону и будет жить в Иерусалиме.: «Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!» (Зах. 8:15).
Главы с девятой по одиннадцатую этой книги, которые, как считают, написаны Вторым Захарией (хотя в них можно обнаружить вклад не одного автора), описывают разрушение городов Финикии и Филистии. Не станет царя в Газе, Аскелон станет необитаемым.. Господь нашлет на них чужие племена, которые их заселят, а сам Бог расположит Свой стан у дома Своего, «против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить притеснитель» по Иудее (Зах. 9:1 – 8). Устами пророка Бог обещает Иуде «ради крови завета» вывести узников его «изо рва» и призывает «пленников надеющихся» вернуться «на твердыню» (Зах. 9: 11, 12).
Но пророчества о блаженном и мирном будущем прерываются во многих местах оракулами о новых войнах и битвах (в том числе и против «сынов Ионии» - греков).
При этом Бог обещает: «возвращу их из земли Египетской, и из Сирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них» (Зах. 10: 10).
Глава одиннадцатая начинается оракулом на Ливан, которому предвещается , что «пожрет огонь кедры» его и «повалится» «непроходимый лес». Однако далее Бог говорит пророку (?): «паси овец, обреченных на заклание, Которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: благословен Господь; я разбогател! и пастухи их не жалеют о них. Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах. 11: 4 – 7). А заканчивается эта глава следующим оракулом: «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет» (Зах. 11: 17).
Что касается глав 12 – 14, то авторство их припысываетс нескольким пророкам.
В главах 12 и 13 даются пророчества «об Израиле». Предрекается, что Иерусалим станет «чашею исступления для окрестных народов», «тяжелым камнем для всех племен», что «все, которые будут поднимать его, надорвут себя», что Господь поразит «всякого коня бешенством и всадника его – безумием». Далее Господь обещает: «на дом Иудин отверзу очи Мои» «и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме» (Зах. 12:2–5).
В тринадцатой главе снова говорится об «омытии» жителей Иерусалима от «греха и нечистоты», о необходимости введения их «в огонь», чтобы «очистить их, как очищают золото» (Зах. 13: 1, 9).
Глава 14, авторство которой приписывается еще и Третьему Исайе, содержит пророчество о Дне Господнем (Дне Суда), когда будут уничтожены лживые и порочные пророки и разложатся мышцы, глаза и язык у врагов иудеев. Если же, однако, кому-то из неприятелей удастся выжить, им следует идти в Иерусалим и поклониться Богу, иначе у них не будет дождя, и они умрут от жажды (Зах. 14: 14 –18). И «в то время даже на конских уборах будет начертано: Святыня Господу, и котлы в доме Господнем будут как жертвенные чаши перед алтарем» (Зах. 14: 20).
Одновременно с этими оракулами в последних главах «Книги пророка Захарии» содержатся упоминания о «тридцати сребрениках» (Зах. 11:12 – 13) и о том, что Господь «изольет» «на дом Давида и на жителей Иерусалима дух благодати и умиления», и о том, что они (жители Иерусалима?) «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем...» (Зах. 12:10).
Как пишет уже цитированный М.И. Рижский, «ряд мест в оракулах «Второзахарии», несомненно, связан с обстановкой в самой Иудее: богачи, продающие бедняков («бедных из овец») и приговаривающие при этом : «благословен Яхве; я разбогател» – это, конечно, иудеи, так же, как негодные пастухи, не жалеющие своих «овец». В угрозе Яхве в один месяц истребить «трех из пастырей», несомненно, заключается намек на какие – то реальные события и реальных лиц. Но на какие события и на каких лиц? И какой смысл заложил пророк в странную просьбу Яхве уплатить ему «тридцать сребреников», которые затем по распоряжению Бога были отданы пророком в храм Яхве для «горшечника»? Что имел в виду пророк, предвещая, что иудеи будут оплакивать того, кого они пронзили? Целые поколения библеистов пытались разгадать эти загадки, понять их смысл, предлагая различные толкования и не приходя к единому мнению. Делаются такие попытки и сейчас. Туманный характер оракулов Книги Захарии дал обильную пищу фантазии позднейших мистиков и, в частности, раннехристианских...» (М. И. Рижский, с.с 259 –260). И добавляет: «пророчество о «тридцати сребрениках» автор Евангелия от Матфея приписывает не Захарии, а пророку Иеремии» (М. И. Рижский, с.260).
Ему вторит другой исследователь – М. Грант: «Этой причудливой смеси туманных исторических и апокалиптических аллюзий, условно называемой произведением Второго и Третьего Исайи (? Д. Г.), было предназначено приковывать к себе внимание Нового Завета» (М. Грант. «История древнего Израиля»,.М. Терра – Книжный клуб.1998. с.275)).

Давид Гарбар


Библейские пророки
Где Дом Мой, Мною избранный народ!?
Книга пророка Аггея (Хаггаи)




Книга пророка Аггея содержит всего две главы. И обе они посвящены одной теме: восстановлению Храма. Датировать помещенные в этой книге оракулы можно с достаточной степенью точности, ибо составитель в четырех местах указал даты пророчеств: «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Яхве через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею» (Агг. 1:1); «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка» (Агг.2:1); «в двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка» (2:10) и «вторично в двадцать четвертый день месяца» (Агг.2:20). «Второй год» царствования персидского царя Дария – это 520 г. до н. э.
Указания дат пророчеств, повидимому, сделаны не самим Аггеем, ибо в них о пророке говорится в третьем лице, с добавлением его звания «пророк» , а в одном месте (Агг.1:13) даже сказано: «вестник Господен, посланный от Господа».
Однако прежде чем приступить к изложению самих оракулов, коснемся исторического фона, на котором происходили эти события.
Известно, что персидский царь Кир освободил евреев из плена и даже даровал им право возвратиться на родину. Вот, что пишет об этом столь часто цитируемый мной Иосиф Флавий: «В первый год правления Кира (то есть в семидесятый со дня выселения нашего народа из родины в Вавилон) Господь Бог сжалился над пленом и страданием тех несчастных, сообразно тому, как Он накануне разрушения города (Иерусалима) предсказал им через Иеремию пророка, а именно, что после семидесятилетнего рабства Навуходоносору и его потомкам Он вернет их назад на родину, а они отстроят храм и будут наслаждаться прежним благополучием. И вот Господь теперь даровал им все это, внушив Киру написать и разослать по всей Азии следующее воззвание: «Так говорит царь Кир: после того, как всемогущий Бог даровал мне царствование над всей землей, я убедился, что Он то же самое Божество, которому поклоняется народ израильтян. Он устами пророков предвещал имя мое и объявил, что я отстрою храм Его в Иерусалиме в стране Иудейской» (И. Флавий, «Иудейские древности», Минск. «Беларусь» 1994г. т. 2. стр. 44). И далее Иосиф Флавий продолжает: «Кир ...преклонился перед Божеством, и необычайное рвение и усердие обуяли его к исполнению предначертанного. Созвав поэтому наиболее выдающихся из вавилонских иудеев, он сообщил им о своем разрешении отправиться им на родину и восстановить там город Иерусалим и храм Господа Бога. К этому царь присовокупил, что помощником в том деле будет им сам Предвечный, он же лично напишет своим начальникам и сатрапам пограничных (с Иудеей) областей, чтобы они доставили евреям необходимое для постройки храма золото и серебро, а также материал для жертвоприношений... Вместе с тем Кир прислал им обратно храмовые сосуды, которые некогда увез с собой Навуходоносор в Вавилон после разгрома храма... Число же вернувшихся в Иерусалим из плена было сорок две тысячи триста шестьдесят человек» (в иных рукописях Иосифа Флавия фигурирует число 42462 человек. (И Флавий, «Иудейские древности», т. 2. с.с. 44-46, 566).
Часть пленных, действительно, вернулась в Иерусалим и приступила к закладке фундамента храма. Но большинство евреев все еще оставалось в Вавилоне.
В 530г. до н. э. Кир предпринял поход в Среднюю Азию против кочевых племен массагетов, угрожавших с северо-востока границам его державы. В решающем сражении персидское войско было разбито, а сам Кир погиб. Престол перешел к его сыну Камбизу, который, продолжая завоевательную политику отца, в 525 году двинул свои войска на Египет. Египет был завоеван. Но в отсутствие Камбиза на его родине в Иране произошло восстание, которое возглавил мидийский жрец Гаумата, выдававший себя за брата Камбиза Бардию. Направившись в Иран, чтобы подавить восстание, при неясных обстоятельствах, в пути Камбиз умер. Персидский престол захватил самозванец – Лжебардия. Однако в том же 522 году в результате заговора он был убит и на престол взошел один из заговорщиков, – избранный «семью персидскими домами» представитель царского рода Ахеменидов Дарий 1 (Дарявахуш1) Гистасп.
И опять цитата из Иосифа Флавия: «Еще в бытность свою частным человеком Дарий дал обет Богу, что если он станет царем, то пошлет в иерусалимский храм все священные сосуды Предвечного, которые еще находились в Вавилоне» (И. Ф. т.2, с.48).
Дарий не только выполнил данный им ранее обет, но и отпустил на родину остальных евреев. В качестве руководителя был поставлен один из приближенных к царю людей – Зоровавель, «сын Салафиилев,...отпрыск от корня Давидова». Более подробно эта история уже излагалась в моем эссе «Дарий и Зоровавель» («Заметки» №19, 09.2002г.).
Иосиф Флавий приводит следующие данные о количестве возвратившихся в Иудею евреев: «Общее число выступивших евреев, свыше двенадцатилетнего возраста, было 4628000 (комментаторы предполагают, что это число преувеличено в связи с ошибкой в тексте. Д. Г.) из колен Иудова и Вениаминова и семьдесят четыре левита; кроме того, ушло сорок тысяч семьсот сорок две женщины с детьми. Кроме упомянутых, тут было еще сто двадцать восемь певцов из левитов, сто десять привратников и триста девяносто два служителя. К ним присоединились еще шетьсот шестьдесят два человека, выдававших себя за евреев, но не бывших в состоянии доказать свое (иудейское) происхождение...За отправившимися в Иерусалим последовало множество рабов, а именно в количестве 7337 человек; кроме того, тут же было двести сорок пять арфистов и арфисток. Верблюдов было четыреста тридцать пять, а вьючного скота 5525» (И. Флавий. «Иудейские древности», т.2. с.53).
Возвращение в Иерусалим оказалось, отнюдь, не самым простым делом. Вернувшиеся встретились с рядом проблем. К ним относятся не только «осложнения» с «нечистыми» соседями – самаритянами (это были т. н. «хуфейцы, которых царь Салманасар вывел из Персии и Мидии и поселил в Самарии» (И. Флавий. «Иудейские древности» т. 2, с. 46), не только трения, возникшие между «правителем» Зоровавелем и «великим иереем» Иисусом, но и чисто «технические проблемы» – необходимость обустройства такого большого количества людей, решения бытовых проблем. Поэтому восстановление храма затягивалось. Это, естественно, беспокоило священнослужителей и связанных с ними храмовых пророков, к которым, повидимому, принадлежал и Аггей.
О самом Аггее практически ничего, кроме того, что он жил во время Зоровавеля и другого пророка – Захарии, достоверно неизвестно. Нет сведений ни о месте и времени его рождения, ни о месте и времени его смерти. Только две главы достались нам от десятого «малого пророка» Аггея (Хаггаи)... Только две главы... Мало это? Или много?
Вот, что пишет М. И. Рижский в своей книге «Библейские пророки и библейские пророчества» (Москва. Издательство политической литературы, 1987г. с.с.248 - 249):
«Читая книгу Аггея, нельзя отделаться от впечатления, что выступления пророка преследовали вполне конкретную цель – ускорить затянувшееся строительство храма.... У Аггея Яхве... нуждается в земном доме не менее, чем люди: «Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень»... А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг.1:2,4). Пророк от имени бога объявляет, что все бедствия, которые переживал народ в последние годы, насылал на них Яхве за их преступную медлительность в возведении его дома: «Вы сеете много, а собираете мало...ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? Говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все,что производит земля, и на человека, и на скот...» (Агг.1:6, 9–11). Яхве настоятельно требует ускорить строительство храма: «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему...» (Агг.1:8). Если верить написанному в книге, то выступления пророка и угрозы Яхве подействовали: «народ убоялся Господа... И они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (Агг.1:12, 14).
В действительности строительство храма продолжалось еще пять лет, и выглядел второй храм настолько скромнее первого, что Аггей с горечью констатирует: «Кто остался между вами, который видел этот храм в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» (2:3). Утешая строителей «дома Яхве», пророк обещает им помощь бога: «Ободрись, весь народ земли... и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф... Не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, И потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2: 4-7).
«Книга Аггея» заканчивается торжественным обещанием Яхве, обращенным к Зоровавелю: «Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого.В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Яхве, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:21-23).
К сожалению, так случилось, что Зоровавель не утвердился на престоле своих предков. Но храм отстроили, государство возродилось. И народ наш жив. Жив до сих пор. Можно понимать (и трактовать) эти оракулы пророка Аггея по-разному.
Я хочу понимать их именно так

http://berkovich-zametki.com/Nomer35/Garbar1.htm


Давид Гарбар


Библейские пророки
Богам языческим ты поклоняешься, Иуда!
(Пророк Софония)


Краткая справка о пророке Софонии («которого осеняет Бог»). В книге, названной его именем, сообщается, что он был сыном Хусии, сына Годолии, сына Амории, сына Езекии и что «слово Яхве к нему» (т.е. что он выступил со своими пророчествами) было «во дни Иосии... царя иудейского» (1:1). Как пишет М.И. Рижский, «если приведенное в родословной пророка последнее имя относится к царю Езекии, то выходит, что Софония был царского происхождения, что вполне возможно» (М. И. Рижский «Библейские пророки и библейские пророчества», М. ИПЛ. 1987г, стр. 157).
О возможном «царском» происхождении пророка пишет и «Библейская энциклопедия» (М. «ОЛМА – ПРЕСС», 2001г.). Правда, справедливости ради, надо отметить: там же говорится, что «по преданию Епифания, он происходил из колена Симеонова, а не Иудина, и родился на некоей горе Саравафа или, по другим, Варафе и Сарафе» (с. 649).
В Книге Софонии всего три главы, и содержание их достаточно обычно для пророчеств У111 – У11 в.в. до н. э. Яхве устами пророка грозит страшно покарать Иуду и Иерусалим за их грехи: «Простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Яхве и ...которые отступили от Яхве... И будет в день жертвы Яхве: Я посещу князей и сыновей царя и всех, одевающихся в одежду иноплеменников..., которые дом Яхве своего наполняют насилием и обманом» (1: 4 – 9). В другом месте Яхве грозит расправиться и с иноземными народами: «Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня... Земля филистимская! Я истреблю тебя... Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки.. И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим.
И прострет Он руку свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня...И покоиться будут среди нее стада и разного рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах...Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: я, – и нет иного, кроме меня... Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою» (2 : 4, 9 – 15).
Анализ текста позволяет определить время написания пророчеств. Вот, что пишет (с.158) уже цитированный М. И. Рижский: «Эти места в пророчестве дают возможность достаточно точно определить, когда оно было произнесено или написано: до падения Ниневии в 612г, – для пророка она еще существует, этот гордый и «торжествующий» город, но уже над Ассуром нависла реальная угроза в лице наступающих вавилонян и мидян, – значит, после 626г. Есть возможность еще более уточнить дату пророчества. Софония нападает на тех, кто еще поклоняется ассирийским и другим языческим божествам, и ничем не дает понять, что по этим культам уже... нанесен... решительный удар. Религиозная реформа Иосии была проведена в 622г. Стало быть, пророчества Софонии появились на свет, скорее всего, между 626 и 622г.г. до н. э, когда реформа в Иудее еще только готовилась, и можно не сомневаться, что Софония, как, вероятно, и некоторые другие пророки Яхве, знал об этом и даже принимал участие в ее идеологической подготовке». И продолжает (с.159): «В таком случае становится понятным, почему у Софонии, в отличие от Амоса и даже от Исаии, гнев Яхве вызывает главным образом не социальная несправедливость и даже не моральное падение народа в лице его высших слоев, а культовая сторона – поклонение языческим богам и идолам...Пророк своим выступлением преследовал вполне конкретную и актуальную цель, хотя построил его по привычному традиционному плану» (с.159).
Об актуальности постановки этих вопросов говорят следующие исторические факты:
Дело в том, что «предшественниками» Иосии, в годы правления которого и пророчествовал Софония, были сын царя Езекии – знаменитый Манассия (687 – 642) и его сын Аммон (641 – 640). Вступив на престол в двенадцатилетнем возрасте, Манассия много «делал неугодного в очах Яхве, подражая мерзостям народов, которых прогнал Яхве от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Яхве, о котором сказал Яхве: в Иерусалиме положу имя Мое. И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Яхве, И провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Яхве, чтобы прогневать его. И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Яхве Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых,...» (4 Цар.21:2 – 7). После смерти Манассии на престол взошел его сын Аммон, которому было двадцать два года. Аммон всего «...два года царствовал в Иерусалиме...И делал он неугодное в очах Яхве так, как делал Манассия, отец его; И ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им. И оставил Бога отцов своих, не ходил путем Яхве» (4 Цар. 21:18 – 22).
Распространение язычества при Манассии и Аммоне не могло не вызвать активного протеста со стороны верных служителей Яхве, особенно из числа жрецов Храма и пророков. «И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его...и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него» (4 Цар. 21: 23 – 24).
В источниках нет прямых указаний на то, что в этих событиях какую-то роль сыграли «ревнители Яхве» – пророческие и жреческие круги, но именно при новом царе культ Яхве одержал решительную победу в Иудее над другими культами. Впрочем, произошло это не сразу после воцарения Иосии, а двумя десятками лет позже, – когда малолетний царь вырос и утвердился в своей власти. «И, видимо, – как пишет уже цитированный М. И. Рижский, – как раз в этом промежутке времени в Иудее зазвучали голоса трех пророков, чьи книги... вошли в Библию: Софонии, Наума и особенно Иеремии» (с.156).

http://berkovich-zametki.com/Nomer33/Garbar1.htm

Библейские пророки
Вера, Надежда, Любовь пророка Аввакума



Чем дальше «продвигаемся» мы по разделу «Пророки» (Невиим), тем короче (за редким исключением, о котором речь еще впереди) становятся «Книги малых библейских пророков»... И тем меньше знаем мы о самих пророках, – их образы становятся все более расплывчатыми, исчезают индивидуальные черты... Но тем отчетливее выходят на передний план «проблемы», занимавшие авторов этих «Книг».
Какие же это проблемы? Справедливость и правда, честь и достоинство, грех и наказание, настоящее и будущее еврейского народа...
И такова «специфика» этих «проблем» и этих «вопросов» и «ответов» этих мудрецов, что вот уже несколько тысячелетий Человечество повторяет и эти «вопросы», и эти «ответы», экстраполируя их на свое время и на свои народы.
Однако вернемся к пророку Аввакуму (Хавакуку, Хабаккуку)–«обнимающему».
«Книга» начинается словами: «Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум». Это, конечно, позднейшая приписка составителя, точно так же, как начало третьей, последней главы: «Молитва Аввакума пророка, для пения». Кроме этих двух упоминаний, об Аввакуме ничего более неизвестно. Датировка его оракулов тоже довольно условна. Есть предположение, что он был пророком–профессионалом на службе у Иерусалимского Храма. Но это только предположение...
Правда, упоминание а нем имеется в сказании «О Виле (Беле) и Драконе». Но историки считают это «сказание» вымышленным, написанным позже, в 1 – 2 столетии н. э.
«Библейская энциклопедия» утверждает, что пророк Аввакум «жил в царствование Иосии и был современником пророка Иеремии» (с. 6). Но перейдем к его «Книге».
Пророчество начинается жалобой, обращенной к Яхве: «Доколе, Господи, я буду взывать, а Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв.1: 2). Далее пророк описывает царящие вокруг него произвол, насилие и беззаконие: «Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1: 3, 4).
Вслед за этим без перехода начинается речь Яхве, грозящего поднять на провинившихся халдеев – «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями...Весь он идет для грабежа... он забирает пленников, как песок. И над царями издевается... ; над всякой крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее» (Авв. 1: 6, 9 –10).
Враг страшен, но пророк все же надеется, что Яхве не допустит окончательной гибели его «избранного» народа: «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, тоько для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его» (Авв. 1: 12). И как бы повторяя (?) Иеремию, пророк Аввакум обращается к Яхве: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглащает того, кто праведнее его, И оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?» (Авв.1: 13 –17). Честное слово, не могу удержаться в цитировании: насколько это замечательно (даже в переводе)!...
Во второй главе пророк изрекает проклятия в адрес завоевателя, который «как смерть... ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена» (Авв. 2:5).
Но возмездие Божье неумолимо наступит: «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. Горе тому, кто жаждет неправедных приобреиений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья! Бесславие измыслил ты для дома своего, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей» (Авв. 2: 8 – 10).
Глава 3 и по форме, и по содержанию – настоящий псалом. Недаром она и названа «Молитва Аввакума пророка, для пения» (Авв. 3:1) И какая Молитва!
«Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» (Авв. 3:2). А какие сравнения:
«...Покрыло небеса величие его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник его силы! Пред лицем его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер» (Авв. 3: 3 – 5). «Грустными видел я шатры Ефиопские, сотряслись палатки земли Мадиамской»(Авв. 3:7). И еще: «Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» (Авв. 3:10 – 11).
Но пророк надеется и верит в то, что Б-г не оставит народа своего: «Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно» (Авв. 3: 12 – 14).
А завершается эта небольшая (и такая великая!) «Книга» гимном Б-гу. И гимном вере: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3: 17 – 19).

http://berkovich-zametki.com/Nomer32/Garbar1.htm

Давид Гарбар
Б и б л е й с к и е п р о р о к и
Так будет всем врагам народа моего !
"Книга пророка Наума (Нахума, Нахима)"




"Книга пророка Наума" - одна из самых маленьких среди книг "малых пророков" Танаха - всего 3 главы - полторы страницы. Но, как и другие книги Пророков ("Невиим"), она и велика, и актуальна.
Велика, - ибо в ней говорится о великом - о неминуемости возмездия любому народу, угнетающему другой народ (в данном случае - о возмездии ассирийцам, угнетавшим евреев). А актуальна? Оглянитесь! И вы увидите - эта Книга актуальна и сегодня. Увы, актуальна...
Но давайте возвратимся к ее автору - пророку Науму (Нахуму, Нахиму).
Знаем мы о нем до обидного мало. Знаем, что родом он был из Елкоса (Элькоша, Елкоша, Алкуша?). Но где был этот город - до сих пор идут споры: то ли в Галилее (Елкос), то ли вблизи Мосула (Алкуш). По данным В. Туделя гробница Наума находилась в Аин - Шифта, по другим - недалеко от Тивериады, по третьим - в Алкуше (Елкоше), что на р.Тигр. Да и время его жизни и деятельности достаточно дискуссионно: по мнению М. И. Рижского Наум был современником пророка Софонии; по данным Библейской энциклопедии, он "жил, примерно, во времена пророков Михея и Исайи"(!?).
Анализ его пророчеств позволяет сделать заключение о том, что он пророчествовал после падения египетского города Но (Но-Аммон) и до падения столицы Ассирии города Ниневии (Наум, 3:7-8). Впрочем, и на этот счет нет единого мнения. Так, например, М. Грант утверждает, что "книга написана (за исключением нескольких добавлений) вскоре после взятия вавилонянами и мидянами ассирийской столицы Ниневии в 612г. до н. э." (М. Грант. "История древнего Израиля". М. "Терра" - "Книжный клуб", 1998г. с. 277; далее только ссылка на страницу).
Я уже писал, что в "Книге пророка Наума" всего 3 главы. И все они посвящены одному событию - падению столицы Ассирии города Ниневии.
Еще из "Книги пророка Ионы" мы знаем, что Ниневия - "город великий", что населения в нем "более ста двадцати тысяч человек...". Ко времени падения ассирийской империи она (Ниневия) была еще больше, многолюднее и краше.
И вот этому городу предрекает гибель "елкосеянин Наум" - седьмой "малый пророк"...
Книга открывается незавершенным акростихом, предсказывающим, что придет Яхве, "Бог ревнитель и мститель" (Наум,1:2), дабы истребить врагов и принести покой Иудее
"Затем следует ряд картин, рисующих падение Ниневии, и проклятий в адрес разрушенного города... Наум использует метафоры и гимны, триумфальные песнопения и прорицания, и, в заключение - погребальную песнь, чтобы выразить свое злорадное торжество (в противоположность Ионе) по поводу уничтожения ассирийской Ниневии, которое он связывает - в великолепных ярких выражениях - со спасительным вмешательством Яхве" (М. Грант, с.277).
А вот как интерпретирует "Книгу пророка Наума" М. И. Рижский ("Библейские пророки и библейские пророчества", М. ИПЛ. 1987г.): "Наум "провидит" картины падения города, "логовища львов" и рисует их. следует признать, очень ярко и образно. "Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их". Ассирийские воины не могут устоять перед натиском врагов, ассирийские военачальники в страхе скрываются. Это месть Яхве за бедствия, которые Ассур причинил Израилю. Теперь то же постигло Ассирию. "Вот, Я - на тебя!" - говорит Яхве Ниневии, - "Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть... Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей...Князья твои... и военачальники твои - рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были... Народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его... Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать.., ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?" (Наум, 3:5 - 19).
Можно цитировать и цитировать. И хочется цитировать. Ибо в этих "малых" Книгах этих "малых" Пророков заключается большая Правда и большая Надежда. Надежда!

http://berkovich-zametki.com/Nomer30/Garbar1.htm

Давид Гарбар
Б и б л е й с к и е п р о р о к и

Э т и к а п р о р о к а М и х е я


"О, человек! Сказано тебе,
что - добро и чего требует от тебя Г - сподь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
и смиренномудренно ходить пред Б - гом твоим"
(Мих. 6:8)



Пророк Михей (Миха) был "первым из великих учителей, кто сделал главный упор на этику". Потом "два величайших мудреца Талмуда повторили его мысль... Когда новообращенный попросил Гилеля дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: "Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Все остальное комментарий (к этому) - теперь иди и изучай". Спустя еще сто лет раби Акива учил: "Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы" (р. Йосеф Телушкин, "Еврейский мир", Москва. 1995 - Иерусалим, 5755. изд. "Гешарим", стр. 79).
Когда я приступил к работе над "монологом" пророка Михея (Михи), я задал себе вопрос: почему наши великие мудрецы поместили его "Книгу" в раздел "Невиим" ("Пророки"), почему Михея не "накрыла" тень его великого современника пророка Исайи? Что должен был нести (и сказать) этот "самый немногословный из всех пророков" (М. Грант. "История древнего Израиля", М. Терра - Книжный клуб, 1998. стр.277), чтобы удостоиться чести быть включенным в Танах (Ветхий завет)?
Но начнем по порядку - с "биографии".
Пророк Михей (Миха) морасфитин (морасфитянин) "был родом из Морешат, маленького городка на юго - западе Иудеи, по соседству с более крупным городом Лахишем. Эти земли сильно пострадали от набегов соседних племен, и особенно во время похода Синахериба на Палестину в 701г. до н.э.: они были захвачены, разграблены, и значительная часть их населения была уведена в плен" (М. И. Рижский. "Библейские пророки и библейские пророчества", М. ИПЛ. 1987, стр.149).
Михей был, как я уже писал, современником "великого (большого) пророка" Исайи.
И жил во времена Иофама (742 - 735), Ахаза (735 - 715) и Езекии (715 - 687), царей иудейских. Но "в отличие от столичного жителя Исайи, он был "провинциалом", может быть, этим отчасти объясняется, что он рассматривает Иерусалим как центр грехов 1:5, 3:10) и предсказывает, что Иерусалим будет превращен в груду развалин, тогда как Исайя (1:26), напротив, предвещал, что Иерусалим сохранится как "город правды, столица верная" (М. И. Рижский, стр. 149).
Между прочим, Михей - единственный пророк, о котором упоминается в другой пророческой книге. В Книге Иеремии (более поздней) рассказывается о таком эпизоде: иудейский царь Иоаким разгневался на пророка Иеремию за то, что тот предсказывает неизбежный захват Иерусалима вавилонским царем, велит предать Иеремию смертной казни. Тогда "из старейшин земли встали некоторые и сказали ко всему народному собранию: "Михей морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя иудейского, и сказал всему народу иудейскому: так говорит Яхве Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего - лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Яхве?" (Иер. 26: 17 - 19).
Описанная в Книге пророка Иеремии сцена произошла в 609 году до и. э., т. е почти через 100 лет. Что же такого должен был сделать этот "малый пророк" Михей, чтобы век спустя "старейшины" процитировали отрывок из его пророчеств почти дословно, так, как они приведены в дошедшем до нас тексте Книги пророка Михея (3:12)?
Вот, что пишет М. И. Рижский (стр. 149 - 150): "В Книге пророка Михея 7 глав. В них без особой последовательности звучат те же высказывания, что и у Амоса, Осии, Исайи: обличения Иуды и Израиля в грехах и призывы к исправлению, угрозы и утешения,... резкие и страстные нападки на тех, в "чьих руках власть и сила", - "глав и князей дома Иакова" за их насилия и грабеж народных низов. За обман и вымогательство. От имени Яхве пророк обличает их: "Вы... едите плоть народа моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть - как бы в котел (3:3). Эти насильники "пожелают полей и берут их силою, домов, - и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие" (2:2). Везде царят подкуп и обман: "Начальник требует подарков, и судья судит за взятки" (7:3).
Пророка удручает всеобщее моральное падение: "Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми..." (7:2). Никому нельзя доверять. "Не верьте друг другу, - скорбит он, - не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его" (?: 5 - 6). Не лучше ведут себя и священники, и пророки, они лгут и вводят в заблуждение народ; это лицемеры, которые "учат за плату и...предвещают за деньги, а между тем опираются на Яхве, говоря: "не среди ли нас Яхве? Не постигнет нас беда!" (3:11)... За все за это Яхве страшно покарает Иуду и Израиль, наведет на них опустошение и гибель, Самария и Иерусалим будут обращены в груды развалин (1:6; 3:12; 6:16). И напрасно лицемеры надеются умилостивить Яхве множеством жертв и даже принесением в жертву своих первенцев, как это делают поклонники других богов: "Но можно ли угодить Яхве тысячами овнов или несчетными потоками елея?" (6: 6 - 7). Яхве требует от человека иного: "действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед богом.."(6:8).
Мне кажется, что именно в этих словах и заключается этика пророка Михея (Михи) - шестого "малого пророка" Танаха, "самого немногословного из всех пророков", человека, не побоявшегося говорить правду перед "главами и князьями дома Иакова".
Конечно, как и у всех пророков Танаха, страшные угрозы Яхве в пророчествах Михея то и дело перемежаются с утешающими и ободряющими оракулами. Некоторые из них считаются болеее поздними вставками, сделанными редакторами, чтобы "несколько смягчить суровый и мрачный тон предсказаний древних пророков о будущем их народа". По мнению критиков этого рода, пророки типа Амоса и Михея вообще не видели никакого просвета для Израиля, предавшего своего бога. Другие исследователи придерживаются на этот счет иного мнения, считая, что "пророки У111 века не могли оставить "избранный" народ без всякой надежды на своего бога, на возможность заслужить его прощение хотя бы в неопределенном будущем"( М.И.Рижский, стр.153)

http://berkovich-zametki.com/Nomer29/Garbar1.htm
Ответить