Итак, сейчас получил ответ на свой вопрос о вегетарианстве и, как и обещал, публикую его здесь.
Здравствуйте, Дмитрий!
Вы задаете хороший вопрос, ответ на который неизбежно затрагивает комплексные темы. Попробуем, насколько возможно, разобраться.
О том, что после прихода Машиаха и восстановления Храма действительно будут восстановлены жертвоприношения, написано буквально повсюду.
В Пророках, например, читаем (Йешаяу 56:7): «И приведу их на Мою святую гору, и порадую их в Моем доме молитвы; их всесожжения и жертвы [будут] в благоволение на Моем жертвеннике».
В молитве Шмоне Эсре, которую мы произносим три раза в день, в благословении рце говорится: «Возврати служение в Святилище, Твой дом, и огнепалимые жертвы Израиля и молитву их с любовью прими и с благоволением». А в молитве Мусаф, которая добавляется каждый Шабат, Праздник и Рош Ходеш (новомесячье), мы молимся о восстановлении всех дополнительных жертвоприношений, которые положено приносить в соответствующий день: «Приведи нас в Цион, Твой город с ликованием и в Иерусалим, Твой священный Дом с вечной радостью. И там мы совершим перед Тобой наши предписанные жертвоприношения: постоянные жертвоприношения по их правилам и добавочные по их правилам, и добавочное жертвоприношение этого дня…».
Наконец, Рамбам в своем своде законов (законы царей 11:1) пишет: царь Машиах восстановит царство дома Давида, построит Храм и соберет изгнанников народа Израиля. И восстановятся все законы, что были прежде, и будут совершаться жертвоприношения… в соответствии со всеми заповедями, написанными в Торе». Также в законах жертвоприношений (2:14-15) он пишет, что все жертвы, описанные в книге пророка Йехезкеля, относятся к инаугурации Третьего Храма.
Ну и так далее. Таким образом, сомнений тут быть не может.
Теперь по поводу вегетарианства.
Прежде всего, в том смысле, в каком оно понимается сейчас, вегетарианство не совсем совпадает с идеями Торы. Вегетарианцы отказываются от животной пищи на том основании, что убивать животных так же «негуманно», как и убивать людей. Однако это не совсем так.
Человека нельзя убивать потому, что Б-г дал ему жизнь в этом мире с целью: используя свою свободу выбора, он должен делать добро, совершенствовать мир и себя, и таким образом зарабатывать вечную награду в Будущем мире. Убить человека - значит лишить его этой возможности. Поэтому этого делать нельзя ни на каких основаниях.
Животное не обладает свободой выбора в той же мере, для него не существует понятий добра и зла, между которыми оно могло бы выбирать, оно движимо инстинктами. Поэтому цель его жизни несколько иная - служить человеку: либо непосредственно, либо быть частью окружающего его красивого и разнообразного мира, частью баланса природы. И один из важных способов служения человеку – его питание: так животное укрепляет тело человека, дает ему силы и тем самым фактически помогает ему в исполнении его роли - делать добро, совершенствовать мир и собственную душу. Так душа животного тоже может обрести какой-то уровень совершенства вместе с душой человека. При этом, да, необходимо сохранять гуманность на максимально возможном уровне: не мучить животное зря и забивать его самым безболезненным способом, каким и является Шхита.
В то же время, даже по Торе запрет употреблять в пищу животных в принципе возможен. Так, сотворив человека, Б-г изначально разрешил ему есть только растения, но не животных (Берешит 1:30). Потому что на том этапе употребление мяса животного в пищу не было столь важным для человека. До Потопа вся природа мира была иной - более благоприятной для человека, ради которого была создана. Климат был более умеренным и пища более здоровой. Хотя растительная пища менее питательна, чем животная, тем не менее, питаясь только растениями, люди до Потопа жили гораздо дольше, чем в последующие эпохи. Таким образом, растительной пищи было вполне достаточно для здорового питания человека.
Поэтому и убивать животных ради употребления в пищу не было разрешено. Как отмечает Рамбан, все-таки животные тоже являются живыми существами и обладают какой-то степенью свободы выбора, они могут выбирать свои действия (в отличие от растений, которые даже такой свободой не обладают, хотя тоже, строго говоря, являются живыми организмами). Поэтому на том этапе употребление животных в пищу не было достаточно важным для человека, чтобы ради этого их можно было убивать.
Но потом человек злоупотребил предоставленными ему благоприятными условиями жизни и вместо того, чтобы совершенствовать себя и мир, напротив, деградировал сам и наполнил мир насилием. Поэтому Б-г уничтожил людей вместе с их миром в Потопе, а в восстановленном заново мире создал гораздо менее благоприятные для человека условия жизни. Тогда растительной пищи стало недостаточно даже для поддержания менее короткой жизни человека. Поэтому ему было разрешено убивать животных ради употребления в пищу: теперь это важный способ служения животного человеку.
Но есть и еще один важный способ подобного служения: когда человек приносит животное в жертву Б-гу, оно помогает ему сблизиться с Ним. Ведь именно в этом заключается смысл жертвоприношения: означающее его слово корбан связано со словом курва - «близость». Когда жертвуешь ради кого-то чем-то ценным (а животное дорогое и полезное), то тот, ради кого ты сделал жертву, становится еще более дорогим и близким. Так животное тоже способствует совершенствованию души человека и его сближению с Б-гом.
И этой важной цели жертвоприношение служило уже с самого мироздания, в этом плане не было разницы между эпохами до и после Потопа. Изначально употреблять животных в пищу было необязательно, достаточно было и растений, но альтернативы жертвоприношениям не было. Поэтому в Торе написано, что жертву приносил Эвель (4:4), а, по словам мудрецов (Шабат 28б), принес ее и сам Адам.
Таким образом, по идее, нет противоречия между запретом употребления животных в пищу и приношением их в жертву: именно так, в частности, было до Потопа.
От прошлого - к будущему. По словам мудрецов (Рамбан Дварим 30:6 и др.), в результате Избавления мы вернемся на изначальный духовный уровень Адама. Означает ли это также восстановление запрета убивать животных с целью употребления в пищу?
Подобное мнение высказывает один из современных раввинов, его Вы, возможно, и слышали. В большинстве классических комментариев об этом ничего не написано. Но, по логике, не исключено. Ведь причиной изначального запрета были благоприятные природные условия, в которых растительной пищи было достаточно для питания. Все это изменилось после Потопа, но в эпоху Машиаха, по словам мудрецов, возвратится к прежнему состоянию (см. Сфорно, Берешит 8:21; Шла, Бейт Давид 44-47).
На более глубоком уровне такие мудрецы, как Аризаль, объясняют: употребление животных в пищу, особенно праведником – это сбор и исправление заложенных в них «искр (ницоцот) святости», перемешанных с менее чистыми духовными компонентами. При употреблении полезная часть еды усваивается человеком и становится частью его самого, а нечистая смесь отбрасывается. Но до греха Адама животные и сами по себе были чистыми: когда Адам дал им всем имена (Берешит 2:19), отражающие их сущность, он не просто определил эту сущность, но и довел ее до совершенства. А в таком состоянии животные не нуждались в исправлении, и их не было смысла есть.
По той же причине тогда среди животных не было хищников. И, по словам мудрецов, к такому состоянию они вернутся в будущем. В своем знаменитом пророчестве Йешаяу говорит (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком и т. д.». Согласно Рамбаму (законы царей 12:1), под «животными» здесь подразумеваются разные народы, которые сегодня ведут себя, как хищники: в будущем они станут мирными и «травоядными». Но, согласно Рамбану (Ваикра 26:6), имеются в виду буквально животные, и данное пророчество соответствует обещанию Б-га евреям (там же): в случае полноценного соблюдения заповедей, «Я устраню хищного зверя с земли». Это значит, что хищные звери перестанут быть таковыми и станут неопасными.
А это, по словам Рамбана, будет означать возврат к изначальному состоянию животных, в котором они находились до греха Адама. На том этапе не только человеку, но и животным было дано питаться только растениями, но не убивать другие живые существа с целью употребления в пищу (Берешит 1:30). И только в результате греха опустился и сам Адам, и зависящий от него мир, включая животных: в них тоже вошло зло. Поэтому среди них появились хищники, и поэтому также появился смысл человеку есть животных, чтобы очистить их от зла. Но в будущем, когда будет исправлен грех Адама, и человек возвратится к своей изначальной непорочности, возвратятся к ней и животные.
А раз так, то и человеку вновь не будет смысла их есть – по этой логике, вроде бы, тоже приходим к такому выводу.
Напрямую, однако, об этом почти никто не говорит, так что трудно утверждать с уверенностью. Как пишет Рамбам (там же 12:2), в отношении будущего можно только толковать отдельные высказывания Пророков, которые обычно поддаются разным интерпретациям, но определить с точностью, что и как произойдет, невозможно, и не стоит слишком этим увлекаться. Основная суть религии в любом случае состоит не в этом, а в соблюдении заповедей Торы и самосовершенствовании здесь и сейчас, а что будет потом – поживем, увидим.
Так или иначе, сближение с Б-гом путем жертвоприношений останется важной целью. Впрочем, если нам интересна конкретика, здесь тоже не все так просто.
А именно: с одной стороны, вышеупомянутые источники и молитвы говорят о восстановлении всех жертвоприношений, и Рамбам тоже приводит законы их всех.
Но с другой стороны, Мидраш Теилим (56) гласит: в будущем все жертвоприношения будут упразднены, кроме жертвы благодарения (Тода). Ибо, помимо нее, все жертвы приносятся с целью искупления за тот или иной грех. Но если в будущем люди вернутся на изначальный уровень Адама, они очистятся от зла и перестанут грешить, поэтому и все эти жертвы больше не понадобятся. Только причины для благодарности Б-гу за все данное нам благо будут оставаться всегда, поэтому всегда будет актуальной жертва благодарения. Аводат а-Кодеш, слова которого приводит Шла (там же 49), добавляет к этой жертве ежедневные всесожжения (Тамид) и добавочные жертвы праздников (Мусаф), исключает же он очистительные (Хатат) и повинные (Ашам) жертвы.
В свете этого Шла (там же 51) заключает, что будут два этапа: на первом, еще до окончательного Избавления будет отстроен Храм, и в нем будут принесены все жертвы, заповеданные Торой, включая и повинные. Но на втором этапе, когда настанет окончательное Избавление, человек возвратится на изначальный уровень Адама, и жертвы, которые приносят для искупления, будут упразднены. Но другие жертвы останутся. И их, как сказано, будут приносить вне зависимости от того, останется ли также в силе разрешение употреблять в пищу животных.
Примерно такую картину можно вывести из тех пророчеств и высказываний мудрецов, что мы получили по традиции. В остальном же, как сказано, поживем – увидим.
С уважением, Меир Мучник