Христиане ищут "славы и чести". А нужно ли это искать?

Мнение администрации форума не всегда совпадает с мнениями пользователей
Ответить
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Христиане ищут "славы и чести". А нужно ли это искать?

Сообщение Андрей Дубин »

Автор:"Галилеянка".

Форум:"Бейт-Мидраш".


http://levit1144.ru/forum/111-12175-1

Станислав Ежи Лец однажды сказал: "Голодный до славы сожрет и человека в самом себе".

Пристало ли праведнику стремиться к славе, пусть даже к "духовной" и возвышенной? Я уже частично касалась этого вопроса в теме о "венце славы" http://levit1144.ru/forum/111-12132-1 , а здесь мне хотелось бы сфокусироваться конкретно на стремлении к славе, а также выяснить значения греческого и еврейского аналогов термина "слава".

Контекст большей части мест в НЗ где упоминается др.-греч. термин "δόξα" (докса - "слава"), подразумевает "славу Божью" (вопрос лишь в том, какой бог имеется в виду) или "славу Иисуса"... Впрочем, не это сейчас главное. Я хочу обратить внимание на те места, где речь идет именно о людской славе, к которой стремятся адепты христианства, и которая, якобы, их ожидает в обозримом будущем.

Наиболее ярко эта идея нашла свое отражение в 8 главе послания к римлянам.

8:17 "А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться".
8:18 "Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас".
8:21 "что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих".
8:30 "А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил".

Но есть и другие места:

1кор. 2:7 "но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей",
2кор. 3:18 "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа".
2кор. 4:17 "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу",
Фил. 1:11 "исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию".
1Пет. 5 1 "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться"
1Пет. 5:4 "и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы".
Рим. 2:7 "тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;"

Итак, христиане действительно ищут славы. И не только её. Еще они ищут "великого воздаяния": Евр. 10:35 "Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние". А также уверены в том, что именно они будут судить мир (1кор. 6:3)...

С какой бы стати Б-гу прославлять определенную группу людей, которая даже не признает Его (ЙХВХ) Б-гом?!.. Ладно, того факта, что христиане - великие фантазеры, никто не отменял.

О какой вообще славе речь? Древнегреческий термин "докса" означает: 1. блеск, сияние, яркость 2. слава, честь, величие. Примечательно, что у Эсхила и Платона, в определенном контексте, это слово могло означать "плод воображения, видение, призрак, мнимое знание". Хотя в НЗ акцент делается именно на чести, блеске и сиянии.

Безусловно, здесь кроется желание христиан занять место Израиля, не прилагая при этом никаких угодных Б-гу усилий. Дело в том, что еврейский аналог "славы" - это "тиферет" ("красота", "великолепие", "слава"). Слово это не простое. Тиферет - это одно из Десяти видов воздействий Творца. http://levit1144.ru/go?https://toldot.ru/sfirot.html Это один из основных "каналов", качеств, посредством которых Творец руководит миром.

Есть и другие синонимы "славы" на иврите, но мне хотелось бы остановиться именно на понятии "тиферет".

В Парашат Шавуа "Ваякхель" написано:


http://levit1144.ru/go?http://www.hatik ... /10/07.doc


"Отыскать в еврейских источниках обсуждение темы прекрасного совсем непросто. Тем не менее само понятие красоты в иудаизме присутствует. Более того, красота - "тиферет" - это даже не просто одно из десяти божественных качеств, это качество центральное, качество, с которым непосредственно соприкасаются все остальные сфирот. Причем существенно, что именно Иаков, т.е. народ Израиля, признается выразителем этого божественного качества "тиферет". Что же это за категория, считающаяся синтезом двух других: милости, проявившейся в Аврааме, и суда, проявившегося в Ицхаке? Словосочетание "Красота Израиля" - "Тиферет Исраэль" широко используется в традиции ("С неба на землю низринул красоту Израиля" Эйха 2.1). Р. Йегуда-Лейб из Праги (Магараль) даже написал целую книгу под таким названием "Тиферет Исраэль". Однако о "прекрасном" там не говорится ни слова - эта книга целиком посвящена дарованию Торы. Само же название Магараль заимствует из трактата Талмуда "Брахот", где сказано: "Прекрасное - это дарование Торы". На первый взгляд, этот ответ напоминает собой все те ответы, которые были отвергнуты Сократом в диалоге "Гиппий больший". Например: "Прекрасное - это прекрасная девушка". Ведь "если прекрасная девушка - замечает Сократ - это прекрасное, тогда она и есть то, благодаря чему прекрасное будет прекрасно". Такое заключение выглядело нелепым. Между тем даже его нельзя до конца отвергнуть. Фрейд заметил бы, что этот ответ не напрасно пришел на ум Гиппия первым. Ведь согласно Фрейду все прекрасное действительно прекрасно именно прекрасностью девушки, согласно его теории во всем прекрасном просматривается именно сексуальность. Но тогда тем более справедливо признать, что для иудея во всем прекрасном просматривается Тора, а еще точнее, Даровавший ее: Прекрасное - это дарование Торы, т.е. акт любви Всевышнего к своему народу, наивысшее раскрытие божественной личности. Так что все прочие божественные качества будут центрироваться относительно этого. По мироощущению иудаизма все прекрасное прекрасно сопричастностью Всевышнему: прекрасные предметы, прекрасные речи, и тем более прекрасные люди, все они прекрасны лишь присутствием в них Творца, наличием в них искры божественного света. И здесь особенно хорошо видно отличие просвещенного Торой человека, сына завета, от человека естественного. Мы видим, что с одной стороны Сократ распознает прекрасное во всех предметах. Но с другой он честно признается, что не постигает - что это за "что-то", что делает их прекрасными. "Само по себе" прекрасное Сократу неведомо. То же самое касается и добродетели, которой, как устанавливает Сократ в диалоге Протагор, "нельзя научить". Иными словами, естественный человек обладает живой совестью, но не знает ее источника. В то время как сын завета не только обладает совестью, но имеет дело с ее источником во вне. Но именно потому, что сыны завета имеют дело с источником всякой реальности, именно потому, что они имеет дело с "Прекрасным самим по себе", они даже не замечает самого вопроса, они не замечает ту красоту, которая существует в отрыве от Всевышнего и которой оказываются так сильно захвачены народы. Причем в данном случае речь идет не только о древних народах, но и о народах современных, хорошо знакомых с Торой.

Священное Писание многое в жизни народов изменило. Сегодня многие европейские мыслители согласятся связать красоту с идеей личности, однако далеко не всегда Божественной. Многие европейцы могут сегодня согласиться с тем, что все прекрасное прекрасно присутствием личного начала, что вещи красивы в той мере, в какой в них светится какая-либо личность. В сфере искусства - это личность создавшего их мастера, в природной сфере - так или иначе понятая мировая душа. Красота природы мало замечается традиционным евреем. Если его все же поразит величественный закат или прекрасные цветы, то он прославит Бога, который создал в Своем мире "красивые творения, чтобы услаждать ими сынов человеческих". Но в европейской культуре, наравне с таким отношением, сохраняется и иное. Пристальное внимание к личности мастера или лику самой природы имеет место безо всякой связи с их Создателем. Поэтому в европейской культуре красота и нравственность находятся в достаточно сложных и напряженных взаимоотношениях. Не только божественная личность, но и взятый в отрыве от нее природный лик задает европейцу его эстетику. В результате человек европейской культуры всегда должен "подтягиваться" за внешними эстетическими критериями, должен им соответствовать, должен искать "формы". И соответственно сам европеец, для того чтобы состояться в качестве личности, непременно должен быть Мастером. Самоуважение европейским "безработным" дается трудно. В еврейской культуре тоже есть Бецалель, т.е. есть не только свой Пророк и Мудрец, но и свой боговдохновенный Мастер, однако в целом это направление показалось для еврейской культуры избыточным: уже для строительства Храма был привлечен иностранец, царь (?) Цора Хирам (Малахим I. 5.15?) (7:13-14). Израиль, предстоящий перед Создателем, имеет дело с "Прекрасным самим по себе", и именно поэтому он может позволить себе не замечать красоты природной, именно поэтому сам он - носитель качества красоты - может выглядеть сколь угодно невзрачным.

... «Тиферет Исраэль» - Краса Израиля – неотделима от выполнения заповедей, более того, по существу отождествляется с этим исполнением. Между тем в значительном числе случаев эта исполнительность никак не связана с человеческой нравственностью и вызывает из-за этого нарекания со стороны народов".

Смею предположить, что где-то в глубине души авторы НЗ осознавали подлинный смысл "славы" как причастности к Б-жественному... Только вот эта причастность невозможна без послушания заповедям. Можно быть причастным "святой церкви" или самому богу-Иисусу, но все это - шелуха, ничего не стоящая, если нет причастности к Б-гу ЙХВХ и Его Торе.

Христиане готовы страдать на Земле исключительно ради того, чтобы после смерти обрести славу. Евреи же являют качество тиферет изучая Тору. Они не ищут собственной славы, и служат Всевышнему не ради воздаяния или облечения во славу. Именно их искреннее послушание Творцу делает их сопричастными проявляющейся славе Его. Духовному человеку нет необходимости стремиться к тому, чтобы когда-то в будущем "облечься славой", поскольку, живя по воле Всевышнего, он и так обладает этой славой, т.е. этой духовной красотой и величием, подобно всем великим еврейским праведникам и мудрецам.

Израиль не жаждет ни земной, ни "небесной" славы. Единственное желание евреев - это возможность беспрепятственно соблюдать Тору (без помех со стороны народов мира) на своей земле, и, исправляя себя, возвышать всё мироздание.

Пс. 115:1 "Не нам, ЙХВХ, не нам, но имени Твоему дай славу – ради милости Твоей, ради верности Твоей".
Шма, Исраэль, Ад-йной Эл-эйну, Ад-йной эхад.

Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
Ответить