Рав Берл Вайн. Ам Исраэль хай

Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://toldot.ru/tora/articles/articles_22169.html


Ам Исраэль хай 41. Прессбург
Рав Берл Вайн
Ешива в Прессбурге стала учебным заведением, из стен которого вышли не только харизматичные раввины, но и Б-гобоязненные коммерсанты и бизнесмены.

Совсем иной была природа и история ешив Австро-Венгрии, их основали раньше литовских, и развивались они независимо от восточноевропейских. Самой большой и влиятельной в Центральной Европе была ешива в Прессбурге, одной из столиц империи (теперь Братислава, столица Словакии). У него была долгая и богатая еврейская история. Евреи поселились в нем в четырнадцатом веке, эта община служила мостом между Румынией и Венгрией на востоке и Германией и Австрией — на западе. Но еврейская жизнь и образование евреев в АвстроВенгрии было блеклым. Один из раввинов (знаменитый рав Акива Эйгер) писал: «Страна разрушена упрямством невежественных в Торе людей, которые берутся решать проблемы галахи… и извращают справедливость… и дискредитируют Тору». Попытки улучшить положение оказывались бесплодными до приезда рава Моше Софера — Хатам Софера,32 который стал раввином Прессбурга.

В 1807 году он основал в Прессбурге великую ешиву на месте прежней, малочисленной и хиреющей. Он был гигантом, и благодаря своей харизме совершил революцию в еврейской жизни, поднял знамя и дело Торы, воспитал поколение лидеров, выковал духовное оружие против Реформы, включив просвещение в рамки Торы, повысил уровень учености в Торе и сделал ешиву центральным институтом еврейской жизни в империи. Прессбургская община взяла на себя содержание ешивы,33 число учеников которой постепенно достигло двухсот пятидесяти. Она воспитывала евреев большого благочестия и глубокой веры, для которых верность Торе и исполнение заповедей было главным в жизни.

Почти все великие не хасидские раввины и учителя еврейства Австро-Венгрии были выпускниками ешивы в Прессбурге. Еврейство Оберлэндера34 — это был Прессбург. Хотя некоторые выпускники Прессбурга стали знаменитыми раввинами, многие продвинулись во всех направлениях коммерции и карьеры: они свободно говорили по-немецки35, были знакомы с западной культурой, это были сильные личности с большим общественным влиянием. Но, прежде всего, всю их жизнь они были учениками ешивы и хотя давно физически покинули ее стены, ее дух и влияние никогда их не оставляли.

В 1826 году генерал-губернатор Прессбурга по наущению реформистских лидеров, которые справедливо видели в Хатам Софере самого опасного врага, послал ему подробный перечень с вопросами по поводу ешивы. Он ответил на все десять вопросов на прекрасном немецком языке. Генерал-губернатор остался доволен ответом и, несмотря на давление реформистов, не предпринял никаких действий против ешивы.

В 1840 году рав Моше Софер умер, место главного раввина и главы ешивы унаследовал его любимый сын Авраам Шмуэль Биньямин Софер (называемый Ктав Софер). Как и отец, он отличался сильным характером, талантом, знаниями и харизмой. Спокойная дипломатия и внешность аристократа сделали его вхожим даже во двор императора, он добился для ешивы признания как официального теологического колледжа. Этот статус освобождал учащихся от военной службы, которая с 1860 года стала обязательной для всех евреев, проживающих в Австро-Венгрии. Он также организовал строительство новых учебных зданий ешивы, что увеличило ее славу и возможности. Ешива Прессбурга постоянно снабжала одаренными лидерами ортодоксальную общину.

Рав Авраам Шмуэль Биньямин Софер был одаренным оратором, привлекательным человеком, талантливым писателем и ученым. В 1869 году он организовал конвенцию ортодоксальных еврейских общин Венгрии и добился правительственного признания независимости авторитета «отдельных» конгрегаций: ортодоксальной, реформистской и неологической.36 В 1872 году рав Авраам Шмуэль Биньямин Софер умер, когда ему было пятьдесят семь лет,37 и на его место встал его сын рав Симха Буним Софер.־ Он тоже стал главным раввином и возглавлял ешиву до самой смерти в 1907 году.

Его пост унаследовал рав Акива Софер. Но первая мировая война и распад Австро-Венгрии сказались на жизни ешивы. Прессбург, теперь под названием Братислава, вошел в состав нового государства, Чехословакии.

Венгрия, Австрия, Германия и Польша стали тормозить рост ешив, установив паспортный контроль и визы для студентов, которые хотели поехать на учебу. Из-за войны ухудшилось экономическое положение в Европе, ешиву стало трудно поддерживать. И все же она продолжала расти, Прессбург оставался примером для всех ешив Центральной Европы.

После чешского кризиса и вторжения германских войск в 1938 году рав Акива Софер бежал в Иерусалим, где вновь открыл двери ешивы Прессбург.

В Европе было много крупных центров еврейского обучения. Просто нет возможности описать в этой книге их все. Они различались размерами, методами, мировоззрением и составом учащихся, но были едиными в том, что сохраняли еврейство благодаря изучению и соблюдению Торы. Вот сокращенный список ешив по местам их расположения: Ломжа,40 Слоним,41 Гродно,42 Кобрин,43 Баранович,44 Варшава,45 Люблин,46Хайде, Бельгия,47 Франкфур на Майне и Радомск49. Была также великая ешива Поневеж, сеть ешив, связанных с движением Любавич,51, а так же высшие школы Торы в Яссах (Румынии), Кишенёве, Черновцах, Вижнице52, Середе53, Тошнаде56, Сатмаре57, и Сигете.58 Берлин,48 Франкфурт на Майне и Радомск49. Была также великая ешива Поневеж,50 сеть ешив, связанных с движением Любавич,51 а также высшие школы Торы в Яссах (Румынии), Кишиневе,52 Черновцах,53 Вижнице,54 Середе, Тошнаде, Сатмаре и Сигете. А в Польше большой системой ешив управлял хасидский двор (группа) Гур.59

Все ешивы Европы были разрушены во время второй мировой войны, но многие потом заново открылись в Израиле и США. Важность движения ешив для выживания еврейского народа в последние сто пятьдесят лет нельзя переоценить. Они остаются животворной силой, формирующей и сохраняющей еврейский народ.

Все ешивы Европы были разрушены во время второй мировой войны, но многие потом заново открылись в Израиле и США. Важность движения ешив для выживания еврейского народа в последние сто пятьдесят лет нельзя переоценить. Они остаются животворной силой, формирующей и сохраняющей еврейский народ.
32 Смотри о нем в главе о Реформе.

33 В этом отношении, Прессбург отличался от литовских ешив, которым для поддержания была необходима национальная и даже международная поддержка, они никогда не могли обеспечить себя местной помощью. Причина была в том, что литовские ешивы формировали в основном раввинов и ученых Торы, и те никогда не могли стать источником поддержки своей ешивы. А венгерские ешивы выпускали много людей, которые потом начинали работать и получали доходы, позволяющие выделять достаточные средства. Методы литовских и венгерских ешив различались интенсивностью талмудического учения и жизненными целями учеников. Учеба в литовских ешивах была напряженнее, распорядок дня и отношение к студентам строже. Лидеры обеих школ отмечали, что литовские академии старались сформировать больших ученых, а венгерские ешивы — сильные общины; те и другие преуспели в своих целях.

34 Название географического района к западу от Карпат в Венгрии и Румынии и к северу от реки Дунай. Прессбург обучал не только раввинов, но был школой чистого отношения к Торе для всех слоев еврейского населения. Он создавал бней Тора («детей Торы») — людей, преданных Торе в высшем смысле. Независимо от материального положения и профессии, они были учеными в Торе, благочестивыми, соблюдающими мицвот, бескомпромиссными в вере и благородными в человеческих отношениях. Прессбург и его ученики отражали жизнь и поведение своего лидера Хатама Софера.

35 Хатам Софер даже позволял ортодоксальным раввинам при необходимости обращаться к народу и давать лекции по-немецки, если этого требовали обстоятельства.

36 Она была не столь радикальной, как реформистская, но противостояла ортодоксальной общине, стремясь к компромиссу в галахе, еврейских обычаях и практике.

37 Рассказывают: когда ему было семь лет, он серьезно заболел, и его мать попросила Хатам Софера помолиться за него перед Небесным Судом, чтобы спасти его жизнь. Он помолился и потом сказал жене: «Я добился того, чтобы ему оставили еще пятьдесят лет».

38 Называемый Шевет Софер.

39 Любавический ребе Шалом Бер Шнеерсон и его сын рав Йосеф Ицхак Шнеерсон посещали Прессбург, разрабатывая план новой ешивы. Туда приезжал и рав Меир Шапиро из Люблина, который создал знаменитую ешиву Хохмей Люблин, он посетил и три литовские ешивы и создал значительную часть своей образовательной программы по их образцу.

40 Во главе ее стоял рав Йехиэль Мордехай Гордон.

41 Ее возглавлял рав Шабтай Йогель.

42 Рош ешивой Шаар аТора стал знаменитый рав Шимон Шкоп, вначале из Тельше, а возобновил ее в США рав Зелик Эпштейн.

43 Во главе стоял рав Песах Прускин.

44 Рош ешивой там был знаменитый ученик Хофец Хаима рав Эльханан Вассерман. В 1939 году он вернулся из Америки в ешиву, чтобы быть со своими учениками в последние часы ее уничтожения. Его схватили во время вторжения нацистов и убили литовские коллаборационисты.

45 Метивту в Варшаве возглавлял рав Меир Дон Плоцкий, а Тахкемони в Варшаве — рав Моше аЛеви Соловейчик, сын рава Хаима. Было еще много штиблах ешив (маленьких ешив при синагогах) в Варшаве, которыми руководили люди больших знаний. В основном, учащиеся в Варшаве были хасидами, в отличие от других ешив, где преобладали митнагдим.

46 Во главе с легендарным равом Меиром Шапиро.

47 Основана в 1931 году равом Шрагой Файвелом Шапиро.

48 Там называемая семинария Гильдесхаймера, по имени своего одаренного основателя рава Азриэля Гильдесхаймера. Она не была ешивой в литовском понимании, ее целью было создавать раввинов и мыслителей, чтобы представлять ортодоксию в Германии и Западной Европе, но не великих ученых Торы, как было принято в традиции Восточной Европы. Среди ее последних руководителей следует упомянуть рава Давида Цви Хоффмана, рава Авраама Элияу Каплана и рава Йехиэля Яакова Вайнберга (автора Сридей Эш). Смотри предыдущую главу о Реформе.

49 Сеть хасидских ешив, основанная и возглавляемая ребе из Радомска, равом Шаломом Ханохом аКоэном Рабиновичем. Эти ешивы назывались Кетер Тора, постепенно их число достигло тридцати шести с тремя тысячами учащихся в разных частях Польши.

50 В Литве. Ее основал и возглавлял рав Йосеф Каганеман. Он открыл ешиву в Бней Браке, Израиль, в 1942 году. Это одна из крупнейших ешив мира.

51 Ешива Томхей Тмимим, ее возглавлял ребе из Любавич.

52 Ешиву воглавлял рав Цирельсон, он входил в румынский парламент.

53 Ее основал в 1923 году рав Даниэль Штернфельд.

54 Ее основала и поддерживала династия вижницких хасидов, семья Хагер.

55 Также основана хасидами Вижниц.

56 Ее создал рав Моше Бриск и продолжал развивать его зять рав Шмуэль Гринберг. Это было одна из самых больших ешив Венгрии, в ней учились более трехсот студентов.

57 Там было четыре ешивы, самую крупную возглавлял рав Йоэль Тейтельбаум, Сатмарский рав.

58 Во главе стоял рав Йекутиэль Йегуда Гросс. С ешивой была также связана текстильная фабрика, что позволяло ученикам в рамках ешивы овладеть профессией.

59 Ее создал автор Хидушей аРим, рав Ицхак Меир Алтер и возглавляли раввины из хасидов Гур.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://toldot.ru/tora/articles/articles_22258.html

Ам Исраэль хай 42. Воздействие Аскалы
Рав Берл Вайн
Российское правительство разработало хитроумный план по ассимиляции евреев. В Риге и других местах были открыты школы в духе Аскалы.

Русский министр образования Уваров был ярым антисемитом. Он старался закрыть традиционные еврейские школы и заменить их «современным образованием». Маскилим его поддерживали, надеясь таким образом «цивилизовать» своих традиционных братьев и ускорить решение «еврейской проблемы». Чтобы осуществить этот декрет, Уваров выбрал немецкого еврея, доктора Макса Лилиенталя, который приехал в Россию в 1839 году, чтобы стать директором «просвещенной» еврейской школы в Риге. В 1842 году Уваров назначил его генеральным инспектором еврейских школ. Он пытался убедить еврейские общины Восточной Европы в благородном желании царя создать новую образовательную систему. В 1843 году русское правительство устроило конференцию по еврейскому образованию. Против Лилиенталя выступили рав Ицхак из Воложина и рав Менахем Мендель Шнеерсон,1 и традиционное еврейство сохранило право оперировать «старой» школьной системой в соперничестве с новыми школами. В течение десяти лет новая школьная система закрылась из-за нехватки администрации, преподавателей и учеников. Доктор Макс Лилиенталь с позором покинул Россию, но перебрался в США, где стал ведущим реформистским раввином.

Не добившись успеха в реализации своей мечты изменить облик еврейского народа, Аскала все же оказала на него глубокое и продолжительное влияние, и не только на последователей, но и на оппонентов.

Если Реформа создала классического стремящегося к ассимиляции еврея, «нееврейского еврея»,3который, скорее всего, никогда не увидит в своей семье еврейских внуков, то Аскала создала светского еврея. Он тоже был «нееврейским евреем», но, по крайней мере, не склонным креститься или оставить еврейское общество, хотя не исповедовал еврейскую веру и не соблюдал еврейского ритуала. Он пытался переопределить еврейскую жизнь и сам иудаизм по своему образцу и своими терминами. Он создал светский иудаизм интеллекта и учености, идей и мечтаний, социальной взаимопомощи и политического прогресса, лишенный еврейского прошлого и безразличный к еврейскому достоянию. Светская Аскала проявляла интерес к изучению иврита, библейской литературы, еврейской истории и историографии, но презирала традиционное видение еврейского будущего.

Горечь маскилим, их безграничная ненависть к самим себе и еврейскому прошлому побуждала их вести себя неслыханным образом. Как часто случается в революции, активисты-радикалы определяли все, не оставляя традиционных евреям, которые были заинтересованы в модернизации средств образования и социальной помощи, места для компромисса или постепенного изменения.

Каждая из этих целей в отдельности была позитив* ной и достойной. Но Аскала постоянно проповедовала, что их достижение возможно только при значительном ослаблении религиозной жизни. Пропаганда Аскалы определялась ложной и деструктивной позицией радикалов, что вызывало у защитников еврейской традиции негативную реакцию ко всем идеям и планам маскилим. «Если маскилим за это, мы будем против», — такова была платформа большинства в традиционном еврействе. В Галиции и Венгрии, Литве и России борьба за и против Аскалы продолжалась в течение девятнадцатого века.

Внешние силы, новые преследования, массовые миграции вносили свой вклад в хаос этой борьбы. Старый еврейский мир разрушался. Еврейский народ, изучение и соблюдение Торы и вера встали перед небывалым испытанием. Возникали новые участки борьбы, но фон Аскалы возбуждал последующие конфликты. Сладкие семена Просвещения несли горькие плоды.

1 Ребе из Любавич, известный по названию своих книг Цемах Цедек.

3 Этот термин использовал Пол Джонсон в своей книге «История евреев» как многие писатели до и после него.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://toldot.ru/tora/articles/articles_22352.html

Ам Исраэль хай 43. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр I
Рав Берл Вайн
Антисемитские высказывания русских царей привели к новым ограничениям. В начале 19-го века была окончательно сформирована область, за пределы которой евреям нельзя было выезжать.
РУССКИЕ ПРИТЕСНЕНИЯ ПРИ ЦАРЯХ —
Царь Александр I

В начале 19 века большинство евреев мира жили в царской России, которая всегда относилась к ним как к чуждому элементу и не хотела их в своих границах. И пока в 18 веке вирус империализма не поразил царей, в «матери России» было немного евреев.1 Но первый раздел Польши в 1772 году прибавил к России 600 ООО евреев Литвы и Восточной Польши, что русское правительство немедленно стало рассматривать как «еврейскую проблему». Второй раздел Польши в 1793 году увеличил число евреев в России на 400 ООО, а третий раздел через два года — еще на 250 000. Так под царским контролем к 1800 году оказались 1 350 000 евреев. А после наполеоновских войн с их политическими и территориальными переделами Европы царь оказался «счастливым» обладателем почти 1 500 000 евреев. Хотя большинство из них доказало свою лояльность во время вторжения войск Наполеона, царь был убежден, что евреи отвратительны, нелояльны и бесполезны. Он и его последователи хотели решить «еврейскую проблему».

Александр Павлович, царь Александр 13 унаследовал трон Романовых в 1801 году. «В современной истории мало таких трагических фигур, как царь Александр I, — пишет Энциклопедия Британика. — Начало его правления вселяло блестящие надежды, но в итоге он оставил России ужасное наследство. Тиранию поддерживали шпионы и секретная полиция. Преемственность правления была не обеспечена; армия неэффективна. Жаждущей свободы Польше царь обещал ее и не дал. Образовательную систему разлагало официальное лицемерие. Мораль в церкви ничего не значила, она предоставляла маесам лишь ортодоксию и церемонии ритуалов. Экономика и финансовые отношения с трудом восстанавливались из руин; и плюс ко всему крепостное право».4

Такова была общая ситуация в России, но еще хуже было евреям. Деспот, который правил кнутом и мечом, Александр I был антисемитом, стремящимся раздавить своих новых еврейских вассалов. В 1795 году при правлении Павла I вдоль западных границ России, где располагались области, населенные евреями, была введена черта оседлости.5 Она указывала, где позволено жить евреям. В 1812 году Александр I завершил формирование ее границ, они включали 25 западных провинций, от Балтики до Черного моря. В нее входила большая часть восточной Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, Крыма и Бесарабии. Евреям не разрешалось выезжать за пределы «черты» без правительственного разрешения.

В 1804 году царь издал новые декреты, ограничивающие еврейское население, их проживание и работу в определенных местах внутри самой «черты». Кроме того, им запрещалось продавать спиртное6 местному населению. Царь оправдывал этот указ тем, что надо приучать евреев к «производительному» труду, чтобы они занимались сельским хозяйством и добычей леса и перестали «эксплуатировать» население. Эта часто повторяемая антисемитская пропаганда так проникла в сознание русских и евреев, что в конце века «просвещенные» и светские евреи повторяли это как истину.7 Но истинным намерением царя было побудить евреев креститься или эмигрировать. Евреи внутри «черты» совершенно обнищали и не были способны на осмысленную эмиграцию. И все же крещений в то время почти не было.8
1 В 1770 году в ней жило около 100 000 человек. В Атласе еврейской истории Мартина Гилберта приводится высказывание царя Ивана IV в 1550 году: «Не надо, чтобы евреи приходили в Россию со своим добром, потому что от них много бед». Эта позиция русских правителей и населения практически не менялась в течение последних четырехсот пятидесяти лет.

2 Принятую программу решения еврейского вопроса (как очистить страну от евреев) в конце 19 века сформулировали обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, царский министр Вячеслав Плеве и Николай Игнатьев, и другие советники царя: «Треть евреев крестить, треть истребить и треть выселить». (Приходится признать, что примерно это продолжалось и осуществилось при советской власти и происходит сейчас. — Г.С.)

3 1777—1825, сын царя Павла I.

4 Энциклопедия Британика, т. 1, 1968, стр. 568.

5 Это области, отделенные от окружающей страны четко очерченными границами или управляемые иной законодательной или административной системой.

6 Продажа (и производство) водки — традиционное еврейское занятие в Восточной Европе, которым евреи вначале занимались именно по желанию и настоянию заинтересованных властей — Г.С.. Запрет повлиял почти на треть еврейского населения.

7 Это симптом ужасной болезни — ненависти к себе, которая поразила многих светских евреев.

8 Было даже небольшое движение неевреев в обратном направлении, они хотели принять иудаизм! См. Эттингер, т. 3, стр. 99.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://toldot.ru/tora/articles/articles_22377.html


Ам Исраэль хай 44. Черта оседлости 1820-1880. Царь Николай I
Рав Берл Вайн
Новый царь оказался сумасбродом. Он издал указ о насильственной мобилизации еврейских детей, а также конфисковал деньги еврейских общин.
Царь Николай I

Александр I умер в 1825 году, власть перешла к его младшему брату Николаю Павловичу (1796—1855), царю Николаю I. Он ненавидел все чужое и был тираном, физически мощным и жестоким, который боялся всякого иностранного вмешательства в «Святую Мать Россию». Его называли Железный царь, он обладал колоссальной работоспособностью и авторитарностью. К евреям он относился еще хуже брата.

В 1827 году он издал ужасный указ о кантонистах,9 согласно которому евреи должны были поставлять рекрутов для русской армии. Их забирали с двенадцати лет (а нередко и раньше), «тренировали» и воспитывали в местном кантоне или в военной части. А в восемнадцать лет официально забривали в армию, в солдаты, на двадцать пять лет! Многие из детей умирали от недоедания, побоев, одиночества и болезней. Другие ломались под невыносимым давлением и крестились, хотя это не особо меняло их положение. Но большинство при самых тяжелых обстоятельствах все-таки оставалось твердыми в вере своих отцов.10 Менее половины кантонистов возвращались домой.

Введенный указ влиял и на еврейскую общественную жизнь. Квоту призывников должны были пополнять лидеры общины, иначе в армию забирали их собственных детей. Богатые семьи откупались, чтобы спасти сыновей, семьи с хорошими связями пускали в ход политическое влияние, так что в кантонисты набирали в основном детей из неимущих семей, сирот, беззащитных и униженных. И, к общему ужасу, появились еврейские похитители детей,12 которые шныряли по улицам в поисках малолетней добычи, которую сдавали в русские военные лагеря, получая за это плату. Организованные общины были не в состоянии противостоять преступному миру,13 раввины и религиозные лидеры часто не справлялись с моральным разложением — а их бессилие и непрерывная агитация маскилим вызывали против них гнев и отчаяние у низшего социального слоя евреев. Позднее этот гнев выразился в бунте против представителей Торы и традиции, став катализатором создания светского сионизма и социализма в конце девятнадцатого века.

В 1839 году царь постановил, чтобы деньги, которые еврейские общины собирали на свое поддержание, передавали правительству «для справедливого распределения между нуждающимися организациями». Финансовой основой многих еврейских общин были налоги на кошерную птицу и мясо. Их платили местным организациям кегилы14 и использовали для еврейского образования, благотворительности, социальных служб и зарплаты религиозным деятелям. Так этот указ царя мог разрушить общественные организации, на которых держалась вся еврейская жизнь.

В 1840 году была назначена специальная правительственная комиссия, чтобы предпринять «фундаментальное изменение структуры еврейского общества в России». Параллельно с этим издали новые указы против евреев. Черта оседлости была очень жесткой, евреям запрещали носить традиционную одежду или взимали за это большой налог, им нельзя было нанимать неевреев в прислугу, до восемнадцати лет евреям запрещалось жениться, еврейские сельскохозяйственные поселения — которые инициировал и поощрял Александр I — теперь, наоборот, начали ограничивать и подавлять. Тысячи евреев выселили из домов и перевели в другие местности, над еврейским образованием ввели строгий надзор, еврейскую квоту в армию утроили и издали указы против издания Талмуда и его изучения. Многие еврейские типографин закрыли,15 а евреев разделили на две категории «полезных» и «бесполезных» евреев. Евреям было запрещено работать по многим специальностям, пока они не крестились.18 Была введена процентная норма евреев в высших учебных заведениях. Правительство утвердило новую категорию религиозных функционеров, заставляя еврейские советы принимать в свои ряды преступников, похитителей детей и доносчиков. Это привело к дальнейшему снижению репутации еврейских лидеров в глазах еврейских масс.

Правительство настаивало на назначении «казенных раввинов», несущих ответственность за регистрацию рождений, смертей, браков и разводов. Они должны были хорошо знать русский язык и отвечать требованиям, предъявляемым правительством к религиозным работайкам. Эти требования лишали почти всех традиционных раввинов России официального признания и власти и их основной заработной платы. «Казенные раввины» часто были искренними людьми, которые подчинялись авторитету уважаемых в еврейском обществе раввинов, но нередко встречались среди них и люди низкого характера, невежественные в еврейском законе.19 Некоторые из них были «просвещенными евреями», которые, в лучшем случае, были лишь внешне лояльными к традиции и Торе, а иные — просто шарлатанами. Назначение казенных раввинов стало подрывать авторитет и положение традиционного раввина и вело к распаду традиционной кегилы — общинной организации.

Бесконечная череда законов и постановлений, изменений и предложений, слушаний в Сенате, министерских циркуляров, бюрократических форм и административных решений легла тяжким бременем на общину, не оставляя возможности для подлинного живого развития. Все эти законы нельзя было ввести одновременно против всего русского еврейства. Избирательность принимаемых мер оставляла место подкупу и коррупции полиции и местных авторитетов. Неэффективная, порочная и капризная система русского закона коррумпировались еще больше, а отдельные евреи и еврейские общины прибегали к взяткам, чтобы избежать несправедливых и жестоких указов и притеснений евреев. Эта коррупция сказывалась не только на царской полиции, но и на евреях. В сточной канаве никто не пахнет розами.
9 Кантоном называли маленький военный лагерь, обычно используемый для тренировки и обучения.

10 Смотри у Эттингера, стр. 100, душераздирающие описания еврейских юношей, которые убивали себя, чтобы не поддаться нажиму и не креститься.

11 Это предтеча тактики нацистов, которые предъявляли аналогичные требования юденратам, управляющим еврейской жизнью в гетто.

12 На идише их называли хоппере — грабители, похитители.

13 Жизнь в штетлах была не такой идиллией, как ее ностальгически изображали в последующие времена.

14 Кегша, кагал — община.

15 Во всей России остались только два легальных печатных станка (в Киеве и Вильне). Все еврейские книги, которые издавали в России, требовали просмотра цензора (многие из них были крещеными евреями — выкрестами).

16 Фермеров, ремесленников, профессиональных рабочих и «образованных».

17 Это были извозчики, непрофессиональные рабочие, раввины, учителя, безработные, больные, сироты — из них в армию брали больший процент.

18 Есть известный анекдот о еврейском ученом, который крестился и стал профессором в Университете Санкт-Петербурга. Когда его спросили, убежден ли он в истинности новой религии, он ответил: «Да, я убежден в истине, что лучше быть профессором в Университете в Санкт-Петербурге, чем меламедом [учителем] в начальной школе моего штетла [местечка]».

19 Бывали и замечательные исключения, например, рав Яаков Мазе из Москвы и другие. Большинство «казенных раввинов» старались сослужить хорошую службу своему народу и смягчить трудности еврейской жизни в России.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://toldot.ru/tora/articles/articles_22445.html


Ам Исраэль хай 45. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр II
Рав Берл Вайн
Общество осталось недовольным реформами Александра. Либералы стали радикализироваться, что только ухудшило общую картину.

В 1855 году во время Крымской войны Николай умер, на престол взошел его старший сын Александр II. Исход Крымской войны дискредитировал николаевскую политику жертв национальными интересами ради воинственности и империализма. Русские стонали под гнетом бюрократической неэффективности и бессмысленного давления. Их вопль о реформе надо было удовлетворить, чем как будто занялся Александр II . Он отменил крепостное право, реорганизовал армию, установил новую систему налогов, упорядочил и сделал более эффективными юридические процедуры и дал большую самостоятельность населению. Его реформы коснулись и еврейской жизни. В день коронации 2 марта 1855 года Александр II отменил ненавистнический и жестокий закон о кантонистах, который лишал юных детей их родителей. Евреи вздохнули с облегчением.

За этой реформой последовало меньшее, но важное улучшение. Черту оседлости расширили для всех евреев, а для некоторых категорий евреев ограничения сняли вообще. Уменьшилось давление на еврейских солдат, чтобы они крестились, ослабили контроль над еврейскими школами и расширили образовательные возможности для евреев в русских торговых и технических школах, гимназиях и университетах. К 1865 году многие русские евреи решили, что русское правительство полностью переменило отношение к ним. Казалось, солнце просвещения и либерализма, вставшее на Западе веком раньше, наконец проложило свой путь на восток, и многие евреи готовились встретить его приход с ликованием.

Проблема с любыми правительственными реформами в том, что их всегда воспринимают как недостаточные и запоздавшие, они пробуждают нереализуемые мечты, которые служат катализатором анархии и революций. Все это неизбежно препятствует дальнейшим необходимым реформам и превращает ожидаемого либерального правителя в реакционного тирана. В эту ловушку попался и Александр II со своим правительством.

По России разлилось чувство глубокого разочарования. В образованных классах возникли две экстремистские группы: разочарованные либералы, которые хотели больших и скорейших перемен, и консерваторы, которые хотели вернуться к авторитарному режиму.20 Недовольство стали испытывать и широкие массы. Александр чувствовал, что уходит прежняя народная поддержка. Либералы становились радикальнее, тайные общества проявляли насилие, чтобы изменить существующее положение и провести новые реформы в России. В связи с этим царь остановил программу реформ и стал возвращаться к политике репрессий своих предшественников.

Это изменение позиции Александра отразилось и на еврейском мире России. Во многих тайных революционных организациях, которые стремились силой добиться скорейших результатов, было непропорционально много евреев. Евреи, которые воспользовались либерализацией приема в государственные учебные заведения и повалили в гимназии и университеты, платили за это отрывом от корней, потерей традиционных ценностей. И все-таки встречали вражду и презрение от учеников не евреев.

Нееврейский мир воспринял евреев как наглых агрессоров и стал быстро закрывать перед ними пути профессионального и коммерческого продвижения. Царь поддерживал эти ограничения. Так характеризует царскую политику конца шестидесятых годов девятнадцатого века разочарованный еврейский интеллектуал того времени: «Образование, даже университетское, дает тебе право почетного гражданина, но не права обычного гражданина. Иди к своим Мошкам и Берелам [традиционные презрительные клички, которыми обзывали евреев] твое место среди них».

Сам Александр был продуктом своего воспитания и окружения, поэтому вирулентным антисемитом. Он и не собирался давать евреям настоящее равноправие. Евреи должны были зарабатывать всякое улучшение своей ситуации путем отхода от еврейства. Давая послабления евреям, Александр создал особые условия и ограничения. К концу шестидесятых годов стало ясно, что дальнейшего облегчения притеснений не предвидится.

Польская революция против России в 1863 году, жестоко подавленная царской армией и полицией, вызвала еще больший антисемитизм. Борьба против революции усилила русский патриотизм и ксенофобию за счет уменьшения либерализма нерусским меньшинствам, особенно евреям. В 1870 году Александр возобновил указ 1850 года против традиционной формы еврейской одежды. В 1871 году при Министерстве внутренних дел был создан особый комитет по еврейским вопросам. Все еврейские правительственные школы были закрыты, включая бесславные официальные раввинские семинарии, основанные, чтобы создавать новых раввинов, которые модернизируют иудаизм. В 1879 году на русском Кавказе был суд по случаю кровавого навета. Царь категорически отказывался от советов многих своих министров полностью отменить черту оседлости. К 1880 году реакционная Россия усилила антиеврейские меры, и великие надежды шестидесятых сменились реальностью восьмидесятых.

Религиозное еврейство немногого ждало от Александра, поэтому не испытало особых разочарований. Но маскилим и светские евреи были очень подавлены негативным поворотом событий. Все их попытки представить евреев в лучшем виде перед русским обществом провалились. Пресса стала активно антисемитской. Снова ввели и уменьшили процентную норму при приеме евреев в русские учебные заведения.

В 1871 году в Одессе, бастионе Аскалы в России, был большой погром. В своих периодических изданиях22маскилим вещали евреям о важности знания русского языка и культуры, идентифицировали свой дух и цели с русской интеллигенцией и советовали оставить традиционные еврейские занятия, одежду и стиль жизни. Наградой за ассимиляцию должно было стать полное равноправие перед русским законом и принятие в русское общество. Каким жестоким было их разочарование, когда, став «русскими Моисеевой веры», они остались «вонючими жидами» в глазах населения и правительства.
20 Энциклопедия Британика, т. 1 стр. 85.

21 Обвинение в ритуальном убийстве неевреев для использования их крови при изготовлении пасхальной мацы впервые использовано греками в Александрии 2000 лет назад. Совершенно абсурдно, ибо Тора категорически запрещает убийство, а также использование крови в пищу, и определяет состав мацы — только мука и вода. — Г. С.

22 «Рассвет» (Одесса) начал выходить в 1860 году. А «Рассвет» (Санкт-Петербург) стал публиковаться в 1879 году под руководством М. Кулишера и других. Эти издания печатались в России. Амелиц на иврите выходил с 1860 года под редакцией Александра Цедербаума (Эрез). Немецкое приложение к нему готовил доктор Аарон Гольденбаум. Объединяла эти журналы общая цель — русифицировать еврейство, сделать его «полезным» для русского государства и общества.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://toldot.ru/tora/articles/articles_22541.html


Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Царь Александр III
Рав Берл Вайн
Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.
БЕСПОРЯДКИ И АНТИСЕМИТИЗМ

«Просвещенные» евреи пренебрегали своей историей, забыли свои традиции и с презрением относились ко всему, что напоминало им о принадлежности к вечному народу. Они не понимали еврейские идеалы, поэтому иудаизм им казался ненужным бременем — так бежавший каторжник старается сбросить свои цепи — что же могло им компенсировать принадлежность к племени «христоубийц» и «эксплуататоров»? Как патетична была позиция тех, кто защищал смешение с русским народом посредством национального самоуничтожения. Жизнь и логика событий требовали, чтобы еврей определил свою позицию — больше невозможно было оставаться между двумя стульями. «Или человек открыто признает себя ренегатом или решит разделять страдания своего народа».1 К концу правления Александра банкротство политики Аскалы стало очевидным.

1Письмо из города Березовка в Русский еврей (СПб, 1881), номер 41, цит. по Гринберг, т. 7, стр. 56..
Царь Александр III
13 марта 1881 года, когда он возвращался в Зимний дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга, Александр был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной в его карету. Убийство возвело на трон его сына, самоуверенного и необразованного автократа Александpa III (Александра Александровича, 1845—1894). Когда его старший брат умер в 1865 году, Александр остался естественным наследником, а его воспитателем был назначен Константин Победоносцев, фанатичный реакционер. Он внушил своему подопечному ненависть к демократическим реформам, крепкую веру в божественность абсолютной монархии, единоличной царской власти, и безусловную верность узкому толкованию русского ортодоксального христианства-православия. И мистическую веру в народность (веру в русский народ), согласно которой евреям нет места в России, тем более, для их гражданских прав, политического продвижения и устройства их положения.

«Политическим идеалом Александра было государство с одним народом, одним языком, одной религией и одной формой администрации. Он делал все, что мог, для реализации этой идеи, русификации всей империи: вводя русский язык и русские школы для немцев, поляков и финнов, утверждая и распространяя православие за счет иных конфессий, преследуя евреев и расформировывая остатки немецких, польских и шведских организаций в отдаленных провинциях». Погромы, новые формы бесправия для евреев России, антисемитские кабинеты министров и администраторы — все это сделало правление Александра III самым трагическим временем в истории восточноевропейских евреев.

Изгнания, депортации, аресты и избиения стали повседневным уделом евреев, не только низшего, но даже среднего класса и интеллигенции. Правительство Александра III вело военную кампанию против еврейского населения. В 1891 году с разрешения местных властей в Москве (на деньги железнодорожного магната еврея Полякова) была построена большая и очень красивая хоральная синагога в византийском стиле со звездой Давида на куполе.1 Но после ее завершения царская администрация потребовала купол полностью снять, а в 1894 году закрыла синагогу, предложив евреям две возможности: продать ее или превратить в «филантропическую организацию». Евреев изгоняли и преследовали, единственным выходом от ужасной тирании Романовых казалась только эмиграция.

1 Эту действующую центральную (хоральную) синагогу Москвы и России можно увидеть в центре Москвы, в переулке, идущем от Маросейки, рядом с Политехническим музеем. — Г.С

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://toldot.ru/tora/articles/articles_22586.html



Ам Исраэль хай 47. Черта оседлости 1820-1880. Царь Николай II
Рав Берл Вайн
Теневым консультантом Николая становится небезызвестный Григорий Распутин. Жизнь евреев царской России продолжает ухудшаться.

1 ноября 1894 года Александр III умер. Большинство подданных его не любили и не горевали о нем, а евреи ненавидели. Последним царем династии Романовых стал его старший сын Николай II (1868—1918). Поверхностный, слабый и тихий на публике, он любил военную помпу. Женился он на внучке королевы Виктории Английской — Александре.

Это была женщина с сильной волей, доминировавшая над слабым супругом. Фанатичка, она верила в мистику православной церкви и считала своей целью поддерживать мужа в его нереалистическом представлении о божественном праве царей и абсолютном самодержавии русских правителей. Тут она не знала компромиссов, подогревая упрямство и невосприимчивость царя к этому анахронизму в 20 веке, в который он ввел свой народ.

Кроме того, на него оказывал сильное влияние Победоносцев, учитель его отца, который активно подцерживал русское православие и самодержавие. Но Николаю и Александре даже его взгляды иной раз казались излишне либеральными. Главные министры царя были твердыми монархистами и антидемократами, но царь и царица не доверяли и им. Поэтому со временем они стали обращаться за советом и руководством к великому шарлатану Григорию Распутину. Тот факт, что их единственный сын, царевич страдал гемофилией (слабой свертываемостью крови, которая грозила ему смертью, и от которой врачи не знали лечения), побуждал их обращаться к разным знахарям и целителям, а Распутин это использовал в своих целях. Так русская монархия потеряла всякую связь с реальностью и стала клониться к распаду.
Эпидемия и война

Николай был ярым антисемитом. Поэтому даже те министры, у которых могли быть иные взгляды, старались учредить новые притеснения против евреев, чтобы выслужиться перед царем, продвинуться и обрести большую власть. Но даже самые сильные антисемиты были против выселения евреев из России, поскольку это значило бы, что они утратят такой простой способ оказывать влияние на царя. По России катились погромы, многие из которых организовало и поддерживало само правительство. Евреев гоняли с место на место, лишали основных человеческих прав, вводили и устрожали процентные нормы на прием в учебные заведения, а затем установили ограничения и на еврейское обучение и соблюдение еврейского закона, что делало еврейскую жизнь невыносимой. Все это наряду с нищетой, высокой детской смертностью и враждебным окружением побуждало многих евреев в отчаянии отворачиваться от традиционной жизни и ценностей.

Малая часть русского еврейства стала радикальной, продолжая тенденцию, возникшую при Александре III.

Чувствуя, что от смены правительства они могут только выиграть, евреи в непропорционально большом количестве включились во все революционные движения того времени. Так анархия, социализм, социальная революция и «просто» насилие проникли в жизнь восточноевропейских евреев. Это стало основой многих еврейских проблем не только в России, но и потом в Израиле и США. Радикализм естественно вел сторонников революции к дальнейшему отходу от традиции и стремлению силой раз и навсегда изменить еврейскую жизнь. Для них старый образ жизни отжил свое. Он не ассоциировался ни с какой миссией и надеждой, не имел права на существование. Новая утопия могла возникнуть только на основе разрушения старого. И они разрушали.

Две беды в России того времени ускорили насильственные перемены. В 1891 году, в конце правления Александра III, в России начался страшный голод. К нему привели ужасная погода, бездорожье, неполадки с транспортом и неэффективность во всех сферах хозяйства. По горькой иронии, крестьяне — производители пищи, страдали от голода больше всех, в 1891 году умерло больше четырехсот тысяч человек. Нищета и бедствия росли, вызывая недовольство. Эти чувства находили выход в насилии, мести и ненависти.

Второй бедой была русско-японская война 1904 года. Завершение строительства Транссибирской железной дороги сделало Россию океанской державой, что привело к соперничеству с Японией, которая тогда начинала свою экспансионистскую империалистическую политику. Россия воспринимала себя христианским барьером на пути распространения Японии. Внутренние проблемы России были такими напряженными и неразрешимыми, что царь надеялся с помощью войны усилить патриотизм, чтобы на его волне люди забыли о насущных проблемах. Напуганный стачками рабочих и революционным насилием, премьер-министр Плеве посоветовал Николаю: «Чтобы подавить революцию, нам нужна небольшая победоносная война, которая отвлечет внимание масс от политики». Но Россия проиграла эту войну,4 и Николай окончательно потерял доверие народа к самодержавию. Матросы на кораблях начали бунтовать, лояльность армии была под вопросом, а деятельность и насилие революционеров росли и крепли. Плеве, как и брат царя, великий князь Сергей Александрович, был убит заговорщиками.

В 1905 году кризис царского правительства достиг особого накала. Забастовки, гражданская война и крестьянские бунты — все это создало в России анархию. Осенью 1905 года, когда угроза революции и войны стала вполне реальной, Николай пошел на уступки демократии. Он объявил себя конституционным монархом, даровал всем русским гражданские права и согласился на избрание парламента — Думы, которая будет утверждать все законы. Этот Октябрьский манифест вызвал разные реакции. Революционеры провозглашали, что эти меры ничего не решают, что они неискренние, и требовали больше и сейчас же. Умеренные политические деятели, организованные главным образом в партию кадетов, воеприняли его с благодарностью, но и подозрением. А монархисты и консерваторы возмутились уступкам царя.
4 Яков Шиф, еврейский эмигрант из Германии, который стал одним из ведущих финансистов Уолл-стрита, значительно поддерживал своими средствами ведение японской войны, стараясь этим смягчить антисемитизм России. Это способствовало преувеличенному представлению Японии о еврейской силе, что помогло евреям во время второй мировой войны.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Ответить