ДО СИНАЯ И ПОСЛЕ. О ДАРОВАНИИ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ ТОРЫ

Мнение администрации форума не всегда совпадает с мнениями пользователей
Ответить
Максим Иващенко
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 23 сен 2014, 17:39

ДО СИНАЯ И ПОСЛЕ. О ДАРОВАНИИ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ ТОРЫ

Сообщение Максим Иващенко »

ДО СИНАЯ И ПОСЛЕ. О ДАРОВАНИИ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ ТОРЫ

(Размышление дилетанта над утверждениями мудрецов о том, что Праотцы еврейского народа соблюдали всю Тору еще до Синайского Откровения, и о том, что заповеди даны были еврейскому народу в награду, а не в нагрузку)

Всем известно, что Тора была дарована еврейскому народу через Моше во время Синайского откровения. В то же время мудрецы утверждают, что Праотцы еврейского народа соблюдали всю Тору еще до Синая. Многие критики Устной Торы находят в этом противоречия, хотя никакого противоречия тут нет и в помине. Тот, кто поработал хоть несколько лет в реальном производстве, легко это поймет.
Вспоминаю случай из своей производственной жизни на сталелитейном заводе. В цехе из песка и фенолформальдегидной смолы специальный автомат изготавливал различные стержни, которые формировали внутренние полости отливок крупного и среднего вагонного литья. Стержни имели массу от 40 до 70 кг, поэтому рабочие снимали их с помощью тельфера и специальных грузозахватных приспособлений. Однажды на автомате начали изготавливать стержни для отливки «Корпус автосцепка» (с помощью автосцепки вагоны стыкуются друг с другом). Стержни получились тяжелыми, около 50 кг, сложной формы, и их рабочие вынуждены были снимать вручную, поскольку грузозахватные приспособления, которые применяли для транспортировки аналогичных стержней старого образца, для новых стержней не подходили. Рабочие рвали спины, уставали и постоянно думали над тем, как облегчить свой труд. В конце концов, им на основе существующего съемника удалось придумать простое до смеха, но очень удобное приспособление, которым они и начали пользоваться. Но правила техники безопасности требуют, чтобы все грузозахватные приспособления изготавливались аттестованными слесарями по проектам, выполненными аттестованными проектировщиками. Поэтому рабочие обратились в наш отдел и попросили/потребовали узаконить изобретенное ими приспособление. Нам, инженерам, собственно говоря, оставалось только снять размеры, выполнить чертеж и утвердить его в заводских органах техники безопасности. После того, как аттестованные слесаря и сварщики изготовили съёмник согласно утвержденному чертежу, провели необходимые испытания согласно стандарту, промаркировали его и поставили на учет, рабочие получили полное право использовать его в своей трудовой деятельности, пройдя соответствующий инструктаж и расписавшись в журнале техники безопасности. После этого, если рабочий снимал стержни, не пользуясь узаконенным приспособлением (вручную или пользуясь старым, кустарным приспособлением), подвергая свою жизнь и здоровье риски, то он считался нарушителем правил техники безопасности.
К чему эта история. А к тому, что она иллюстрирует процесс получения Торы еврейским народом. Известно, что Ной получил от Б-га семь заповедей, Авраам получил еще заповедь обрезания, но, тем не менее, праотцы соблюдали всю Тору, может быть за некоторым исключением. Вероятнее всего, они соблюдали не только законы скромного поведения, чистоты семейной жизни, жертовоприношения и прочие рациональные общечеловеческие обычаи, но и такие специфические обычаи как кашрут, шабат, тфилин, изучение Торы.
Но, спрашивается, откуда они могли их знать, ведь еще не было Моше и не было Синайского откровения. Все дело в том, что праотцы, вероятнее всего, сами, по своей инициатив, установили эти традиции. Обычаи и обряды, которые поныне соблюдают евреи, были привычны для народов Ближнего Востока периода бронзового века. Шабатом в Вавилоне назывались дни, связанные с изменениями фаз лунного цикла, когда была запрещена любая работа, кроме принесения жертв. Многочисленные пищевые табу присутствовали у многих народов и племен. Традиция одевания тфилин тоже не совсем оригинальна. Дело в том, что для проведения религиозных церемоний египетские жрецы надевали на голову подобные коробочки с амулетами внутри, а на руки одевали кожаные ремешки или пружинообразный браслет в форме змеи. Согласно Иосифу Флавию, целью поездки Авраама в Египет было изучение мудрости египтян. Вполне вероятно, что ему понравился данный красивый обычай. Да и у других народов существовали подобные обычаи, когда во время исполнения ритуальных действий на голову одевали специально предназначенные для этого обручи, венки и короны из различных материалов. Ритуальное омовение по любому поводу было распространено в эпоху бронзового века по всему миру. Праотцы, заимствуя обряды у окружающих народов, в среде которых они жили, из среды которых они вышли, и из которых они на первом этапе брали себе жен, наполняли эти обряды новым смыслом, смыслом повседневного служения Всевышнему.
Несомненно, свои знания, размышления о Б-ге, свои законодательные решения и судебные акты праотцы фиксировали в письменном виде, а затем евреи изучали данные запись весь период египетского плена.
Время, в которое жили прародители еврейского народа, было воистину уникальным. Это был переход от бронзового века к железному, переход от матриархата к патриархату, от иероглифической письменности к алфавитной, от родовой общины к соседской, он первобытнообщинного строя и военной демократии к классовому обществу. Многие законы и обычаи эпохи матриархата и бронзового века сохранились у евреев поныне, но были потеряны соседними народами при переходе к патриархату и веку железа, например законы об охране женского здоровья, материнства и детства.
Вероятнее всего, к моменту Синайского откровения, евреи практиковали в той или иной мере все обряды и обычаи, которые практикуют сейчас. Нужно еще раз упомянуть, что подобные обряды практиковали и другие народы Ближнего Востока, и до сих пор практикуют некоторые африканские этнические группы. Но с момента Синайского откровения все эти обряды получили иной статус, так как были утверждены Б-гом в качестве 613 заповедей. И если раньше израильтяне выполняли их по собственной инициативе, то теперь уже соблюдали их как Б-жественные постановления. Но они уже давно, до Синая настолько прочно вошли в жизнь еврейского народа, что теперь соблюдать их не составило большого труда. Поэтому и говорят мудрецы, что заповеди даны Г-дом евреям в награду, а не в нагрузку.
Это как заповедь о браке. Представитель всех народов вступают в брак, поскольку все хотят семью и детей, но еврей, вступая в рак, еще выполняет соответствующую заповедь, получая за это награду от Г-да.
Чем евреи на тот момент действительно отличались от соседних народов, так это отсутствием различных форм ритуального разврата, священных изображений и более строгим монотеизмом. И, поскольку, на момент дарования Торы и еще несколько столетий после, по поведению в быту, по языку и по образу жизни евреи от соседних племен практически не отличались, то и древние путешественники их особо не выделяли от остального населения Сирии и Финикии. Отличие евреев было на тот момент не столько внешним, сколько внутренним.
На данный момент многочисленные обряды, сопровождающие выполнение 613 заповедей, кажутся нам громоздкими и трудновыполнимыми. Но таковыми они казались не всегда. Жизнь идолопоклонника Ближнего Востока бронзового века была насквозь пропитана повседневным служением бесчисленному количеству божеств, духов, которых необходимо было задобрить. Начало каждого дня, каждого дела сопровождалось различными суевериями, приметами и обрядами, по сравнению с которыми еврейские мицвот кажутся легкой прогулкой. Выводы современных историков, антропологов, социальных психологов и археологов подтверждают тезис о том, что Устная Тора – это не законодательные наслоения периода Второго Храма и после, а именно самая оригинальная традиция, дошедшая до нас в самых мелких деталях со времен бронзового века. Обычаи и обряды, которые евреи соблюдают до сих пор, были в период бронзового века привычными и обыденными не только у сынов Израиля, но, в той или иной мере, и у соседних народов, так что соблюдали все их автоматически, на уровне рефлекса. Со временем, когда эти традиции у соседних народов и, отчасти, у евреев, стали естественным образом отмирать или изменяться до неузнаваемости, появилась необходимость их фиксации, обоснования и унификации. Таким образом, была сформулирована и кодифицирована Устная Тора, которая соблюдалась и до этого.
Для иллюстрации этого процесса можно привести следующую аналогию. Еще сто лет назад практически каждый мог безо всякой инструкции, не задумываясь, запрячь лошадь. Ныне же горожанину, чтоб сделать это, понадобится подробная инструкция на нескольких страницах при условии наличия иллюстраций, а если вместо иллюстраций давать подробное словесное описание процесса, то эта инструкция займет несколько десятков страниц.
Луганский мент
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 16 фев 2019, 14:10

Сообщение Луганский мент »

Утверждение мурецов о том, что праотцы еврейского народа соблюдали всю Тору, безусловно, имеет под собой основание. Бывают случаи в производственной практике, когда нужная технология исходит "снизу", непостредственно от рабочих, занятых на прозводстве на производстве, и только потом она утверждается официально инженерно-техническими структурами в качестве обязательной для применения.
Живу на войне, пишу о войне.
Ответить