Познавательные ответы раввинов

Иудаизм для неевреев - законы иудаизма потомкам Ноя
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Re: Познавательные ответы раввинов

Сообщение Noahid »

Всё, что запретил Б-г, приводит к злу, включая однополую любовь?

Здравствуйте, мир вам. Всё ли из того, что запретил Бог, приводит к злу? (Меня лично волнует вопрос однополой любви).

Бог в Библии назвал гомосексуализм «мерзостью» и «гнусностью» и даже повелел казнить за него. Обязательно ли добровольные однополые отношения двух людей, которые не причиняют вред другим людям, являются злом? Есть ли пример, к какому злу приводят подобные связи? Не могу понять, является ли это злом только из-за того, что Бог назвал это гнусностью, или Бог назвал это гнусностью из-за того, что это приводит к злу? Андрей
Отвечает рав Овадья Климовский
Здравствуйте, уважаемый Андрей!

Спасибо за Ваш вопрос. Для полного ответа на него, наверное, нужно было бы написать внушительный трактат. Но попробуем кратко коснуться основных важных моментов.

Прежде всего, конечно, Вы правы. Всевышний не запрещал людям ничего «просто так». Он сотворил этот мир с определенной целью, и жить в этом мире следует по установленным Им правилам. Иначе люди разрушают этот мир и вредят самим себе — прежде всего.

Поэтому — да, те действия, которые Творец назвал дурными, безусловно, таковыми являются, даже если мы этого и не понимаем. Почему для еврея дурно съесть кусочек хорошо прожаренного кролика, тоже неясно… Однако Всевышний сказал, что это запрещено, и мы доверяем Ему.

В какой-то мере можно это понять, сравнив с тем, как мы доверяем различным специалистам, тем более — врачам, хотя результат выполнения их рекомендаций не всегда нагляден, и тем более не всегда — сразу. Поэтому не всегда должно быть очевидным зло, которое является результатом нарушения запрета. (Вспомним, опять же, несчастного кролика).

Достаточно того, что человек вредит своей душе, которую Всевышний устроил так, что для нее хорошо приближаться к Нему, а не отдаляться. Если, конечно, мы верим, что Всевышний сотворил этот мир и даровал Свою Тору на горе Синай. Если не верить в это, соглашусь, что многие ограничения не будут иметь никакого смысла (во всяком случае, поначалу).

Кстати, я пошел бы дальше и спросил: а почему, собственно, мне не сделать чего-нибудь такого, что даже и вредило бы кому-то другому? Просто потому, что так удобно людям договориться: ты не мешай мне, а я не буду мешать тебе? Разумно, но если у меня есть средство уберечься от мести тех людей, которым я нанесу ущерб, почему бы мне его не нанести? Если мы — просто продукты преобразования белков, какая разница, что мы делаем?

Это только материал к размышлению, разумеется. Как Вы знаете, этот вопрос поднимали и до нас с Вами, вспомним знаменитое высказывание «Если Б-га нет, то всё дозволено», приписываемое Достоевскому. Он именно этих слов не писал, но в романе «Братья Карамазовы» читаем рассуждения одного из персонажей:

«…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…»

То есть без веры в воздаяние Свыше за наши дела сводится на нет само понятие нравственности, «добро и зло» становится пустым звуком.

Конечно, Вам сейчас не понравилось это читать (и мне не понравилось это писать), потому что даже у тех, кто считает себя неверующим, как правило, существует совесть — сильный нравственный компас, заложенный Всевышним в человека как противовес его стремлению к самым разным наслаждениям и часто в результате — дурным поступкам. (Вследствие чего все нормальные люди не приемлют гадостей и подлостей, которые совершают люди без совести).

Вот только настраивать этот компас нам приходится самим… И тут уже всё зависит от того, плывет человек по течению, воспринимая идеи от окружения, из книг, которые читает, из фильмов, которые смотрит, и т. д. — не понимая, что находится под их влиянием, и думая, что «до всего дошел сам», — или принимает осознанное решение поискать объективную истину и в соответствии с ней настроить свои нравственные ориентиры.

Вернемся к отношениям между людьми. Думаю, ничего криминального нет в том, чего Всевышний не запрещал. И есть примеры великой любви, которая не была плотской, между великими людьми, упомянутыми в Писании. От действий же, которые Всевышний назвал «гнусными», понятно, что следует воздержаться, как бы ни хотелось их совершить.

Здесь стоит также заметить, что сама природа подсказывает нам: подобного рода плотские отношения — «тупиковая ветвь». Всевышний сотворил мир для заселения, как учат пророки и как следует из самой Торы: Творец благословил человека размножаться и населять землю (Берешит 1:28; 9:7).

Возможно, даже многие нерелигиозные люди чувствуют, что супружеские отношения призваны приносить плоды, приводить новых людей в этот мир. В какой-то мере — как добро, которое «возвращается»: нас привели сюда наши родители, и от нас ожидается, что мы поступим так же. (Хотя признаю, что без запрета Торы все эти рассуждения еще не делают преступниками тех, кто с ними не согласен. Просто есть о чем подумать).

Теперь о «казнить». В основном, Тора дает повеление о казни, чтобы донести до нас, насколько тяжело то или иное нарушение Закона. На деле же она ставит перед судом, намеренным вынести нарушителю смертный приговор, достаточно много препятствий. Так что реально могли казнить только совсем уж «пламенных борцов» с Б-гом.

Полагалось, чтобы свидетели предупредили человека до совершения нарушения о том, что это преступление и за него положено такое-то наказание. А будущий преступник ответил бы: «Знаю, что я нарушаю и какое мне положено наказание, и всё равно буду продолжать», а затем действительно продолжил бы. И если после скрупулезнейшего допроса обвинение не разваливалось, что ж, приходилось преступника казнить. Такое случалось в еврейской истории один раз за много десятков лет.

И здесь мы подходим к Вашему последнему вопросу: что первично — зло или запрет Всевышнего?

Думаю, нет каких-то обстоятельств, не зависящих от Всевышнего, которые «обязали» бы Его к какому-то решению. Другое дело, что мы не понимаем, как именно Он устроил мир, какие глубокие принципы заложены в материальном творении, какие духовные сферы отражаются в нем. Поэтому некоторые запреты кажутся нам странными. Тем не менее, они, безусловно, охраняют нас и связаны с устройством мира. Поэтому, признавая Всевышнего, естественно соблюдать эти запреты.

А тем, кто не признает Его (не дай Б-г), мне нечего сказать: они считают, что свободны делать всё, что хотят. И признают за остальными свободу делать и думать, кто что хочет — кроме одного. Кроме мыслей о том, что такой подход неверен потому, что есть Всевышний, Который повелел нам вести себя определенным образом.

С уважением, Овадья Климовский
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Re: Познавательные ответы раввинов

Сообщение Noahid »

Обычай повязывать на руку красную нить

Сегодня очень распространен обычай носить красную нить на руке. Также многие мамы вяжут красную нить на коляски детей, что, по ошибочному мнению, может защитить от сглаза.

Откуда происходит этот обычай?
Возможно, то, что в Йом Кипур красную ленту привязывали на рог козла отпущения, а еще одну повязывали на скалу в качестве символа прощения грехов — это могло стать прообразом современного обычая.

Не исключено, что источником для этого послужила одна интересная история, произошедшая перед началом захвата Святой земли во времена*Йеошуа бин Нуна.

Книга Йеошуа*рассказывает о том, что перед захватом города Йерихо Йеошуа бин Нун послал туда двух разведчиков. Разведчики попали в дом к*Рахав, которая укрыла их. Перед тем, как разведчики покинули ее дом, Рахав попросила, чтобы ее и ее близких не убили во время штурма города. Этим знаком и стала красная нить — разведчики ответили ей так: «Вот, мы приходим в эту землю, ты же*шнурок этот из червленых нитей*(חוּט֩ הַשָּׁנִ֨י) привяжи к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и мать твою, и братьев твоих, и все семейство отца твоего собери к себе в дом» (Йеошуа 2:18).

Есть распространенное мнение, что этими разведчиками были Калев, сын Йефуне, и*Пинхас, сын Элазара. Однако, в*«Мидраш аГадоль»*говорится, что это были сыновья*Йеуды*и*Тамар*— Перец и Зерах. Про Зераха рассказано в Торе, что в час его рождения принимавшая роды повитуха повязала ему на руку красную нить:*«И во время родов ее высунул (один) руку, и взяла повитуха, и навязала ему на руку*красную нить*(שָׁנִי),*сказав: этот вышел раньше»*(Берешит 38:28)....
Вступить в группу Толдот Бней Ноах:
https://chat.whatsapp.com/KG8x4cSyjGXKPH5ub2KL2y
https://t.me/toldot_bneyNoach
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Re: Познавательные ответы раввинов

Сообщение Noahid »

Прямая ссылка на материал: http://Toldot.com/urava/ask/urava_8255.html
Какие временные этапы сопровождают наступление грядущего мира?
Вопрос
Уважаемые раввины. Я пытаюсь осмыслить понятие самого олам а-ба (грядущего мира) и перехода в него в сочетании с понятием времени. Насколько понимаю, олам а-ба соотносится с вечностью, равно как и мир душ/Ган-Эден (или то место, куда попадают души после того, как покинут этот мир). Если, начиная с мира душ, не существует времени, то почему души должны ждать наступления грядущего мира? Ведь логично было бы предположить одноразовое изменение реальности при переходе из пространственно-временного континуума нашего мира во что-то иное. Собственно, любая трансформация является функцией времени, а безвременье тождественно статике. Отсюда непонятен принцип перехода из мира душ в воскрешение из мертвых в грядущем мире, если он (грядущий мир) вечен. Возможно, вопрос несколько механистичен, но уж не обессудьте. Возможно, не все мои предположения и понимание верны. Спасибо большое и гмар хатима това. Л.
Отвечает рав Эльяким Залкинд
Уважаемый Л.,

Все упомянутые Вами миры или этапы находятся в рамках нашего времени.

Ган-Эден (райский сад) — временное место пребывания душ после ухода из этого мира и до воскрешения ради получения награды. А Геином — до времени воскрешения ради наказания и очищения. И существуют они в нашем же времени, только в некоем другом, более «тонком» месте.

Затем следует воскрешение мертвых (тхийат а-метим), которое произойдет к концу шестого тысячелетия (сейчас мы в 5775 году и уже близки к концу этого мира). Райский сад и время воскрешения мертвых некоторые комментаторы называют также будущим миром, олам а-ба, поскольку райский сад — место, где души тех, кто живет в этом мире, окажутся в будущем, а время воскрешения — будущее состояние всего мира в конце шестого тысячелетия. Видимый мир претерпит коренные изменения, очистится и достигнет состояния, в котором находился до греха первого человека.

Затем наступает седьмое тысячелетие, которое также называется будущим миром, олам а-ба, так оно сменяет период шести тысяч лет, предназначенных для «работы» в этом мире, периодом «субботы», покоя. (Об этом мире сказано, что и сейчас каждая суббота в определенной мере связана с ним). С наступлением этого тысячелетия наш материальный мир «отменяется», вся материя возвращается к состоянию изначальных стихий. О душах же людей наши мудрецы образно сказали: праведники сидят — короны на головах их — и наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия.

Затем мир воссоздается на еще более высокой ступени.

И все это — в рамках того же времени. Хотя уровень творения и раскрытия Всевышнего на каждом последующем этапе становится неизмеримо выше. Настолько, что о седьмом тысячелетии и, возможно, даже о времени воскрешения мертвых, сказано: глаз пророка не видел его, лишь Всевышнему открыто это.

Будет и переход в вечность, где исчезает известный нам ход времени. Но Вы понимаете, в какой мере все, что связано с этим, скрыто от нас, если уже седьмое тысячелетие непостижимо даже для пророков.

С уважением и пожеланием счастливого года, Эльяким Залкинд
Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на http://toldot.com
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Re: Познавательные ответы раввинов

Сообщение Noahid »

Лилит подробно - https://toldot.com/Lilit.html


коротко:
Прямая ссылка на материал: http://Toldot.com/urava/ask/urava_6643.html
Лилит была первой женой Адама?
Вопрос
Уважаемый Рав Реувен Куклин. Понятно, что Хава была создана из ребра Адама, но разве первой женщиной, созданной вместе с ним (я слышала, что из огня), была не Лилит? С уважением, Дина
Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Лена,

Это распространённое заблуждение. Лилит не была первой женой Адама. Да и невозможно, чтобы Лилит была его женой, ведь она вовсе не является человеком, как это явствует из стиха в книге Йешаяу (34, 14): «И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе». Из этого стиха явно видно, что Лилит — это злой дух. А в великой каббалистической книге Зоар сказано, что Лилит является главой всех злых духов (подробно о сущности этих духов Вы сможете прочитать в книге Дэрех а-Шем; на нашем сайте можно также прослушать чудесные уроки рава Кушнира по этой книге).

Я думаю, что это заблуждение основывается на ошибочном понимании другого отрывка из книги Зоар. Там (Ваикра 19а) сказано, что злой дух по имени Лилит пытался искусить Адама совершить грех, когда Творец создал Адама. Видимо, эти слова Зоара были поняты ошибочно: будто Лилит была женой Адама. Но, как сказано, это совсем не так.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Немного о злых духах
Ответить