Отвечает Рав Натан Агрес
Уважаемая Ольга, спасибо за Ваш вопрос.
Сначала давайте выясним, действительно ли дети наложниц считались евреями. Евреи — народ, избранный Всевышним. Его избранность берет свое начало от праотца Авраама, прошедшего через десять тяжелейших испытаний, которые в самой яркой форме доказали его преданность Всевышнему и готовность исполнять Его волю любой ценой (Пиркей Авот, 5:3).
Когда Аврааму исполнилось 99 лет, Творец повелел ему совершить обрезание (брит мила) и тем самым заключил с ним вечный союз, как сказано: «И заключу Я союз мой между Мною и тобою и между семенем (потомством) твоим в поколениях их, союз вечный — быть Б-гом (в данном значении — Хранителем и Опекуном) тебе и семени твоему после тебя» (Берешит 17:7). Но, позвольте, о каком потомстве здесь идет речь, не будем забывать, что к тому моменту у Авраама уже был 13-и летний сын Ишмаэль от служанки Агарь.
Однако сама Тора дает четкий ответ на этот вопрос. Перед заключением союза, Всевышний обещает Аврааму сына от Сары, как сказано (там же 16-21) «И сказал Б-г Аврааму: Сарай жена твоя, больше не называй ее именем Сарай, ибо Сара — имя ее. И благословлю Я ее и дам тебе от нее сына…Воистину Сара, жена твоя, родит тебе сына, и назовешь имя его Ицхак (от слова смех — цхок), и союз Мой заключу Я с ним договором вечнымпотомкам его. И об Ишмаэле (о котором просил Авраам) услышал Я тебя, вот (уже) благословил Я его, и сделаю его плодовитым и очень размножу его, двенадцать князей родит и сделаю его великим народом. Но союз мой хранить буду с Ицхаком, которого родит тебе Сара в это время в следующем году». Сам Всевышний определил, что продолжение рода Авраама, его истинное и основное потомство с которым был заключен вечный союз, это Ицхак и его дети.
Более того, три года спустя, когда двухлетний Ицхак едва был отнят от груди, Ишмаэль начал надсмехаться над ним, и угрожает его жизни. Видя это положение, Сара потребовала от Авраама изгнать служанку с сыном, и сам Всевышний «поддержал» и «одобрил» это требование, как сказано (там же, 21:12): «Не печалься по поводу отрока (Ишмаэля) и служанки своей, во всем, что скажет тебе Сара, вними голосу ее, ибо в Ицхаке наречется тебе семя». Творец еще раз подтвердил избранность Ицхака, как потомство Авраама, и тот факт, что Ишмаэль не считается его основным потомством (см. трактат Недарим 31а).
И хотя Ишмаэль прошел обрезание вместе с Авраамом, это ничего не говорит о его статусе, как потомство, поскольку даже рабы, купленные Авраамом, тоже должны были быть обрезаны. Это входило в обязанность Авраама, привести в союз всех мужчин, причастных к его стану.
По этой же причине потомки Ишмаэля не обязаны делать обрезание (Санедрин, 59б, Рамбам, Законы царей, гл. 10). Однако они все же совершают его по собственной инициативе (кто в 13 лет, а кто в возрасте нескольких месяцев), за что им полагается определенная плата. (А.именно право владеть святой землей во время ее запустения, кода евреи находятся в изгнании, т.к. само устранение крайней плоти, помимо заключенной в этом заповеди, положительно влияет на человека и освящает его, что соответствует святости земли Израиля во время ее запустения. Но для того, чтобы полностью завладеть землей и наслаждаться ее богатствами, необходима полноценная заповедь обрезания, подаренная исключительно еврейскому народу).
Сказанное об Ишмаэле и его потомках верно и по отношению к детям Авраама от наложниц, родившихся уже после кончины Сары. Вечный союз касался только потомков Ицхака (а именно его сына Яакова, т. к. Эсав, погрязнув в грехе, также был отторгнут Всевышним), как сказано «Ибо в Ицхаке наречется тебе семя», поэтому и дети наложниц (бней Ктура) не считаются полноценными потомками Авраама (респонс Шеилот Шмуэль, 89).
Согласно мнению Раши, они не обязаны совершать обрезание, как и потомки Ишмаэля, а по мнению Рамбама эта заповедь распространяется на них, поскольку они были рождены после заключения союза, и все будущие потомки Авраама (даже не основные) были включены в эту обязанность. Но, тем не менее, обрезание бней Ктура неполное и отличается по форме от еврейского (респонс Шаагат Арье, 49).
Но тогда возникает вопрос: если Авраам заранее знал, что кроме Ицхака, никто из его детей не станет частью избранного народа, зачем же он вообще взял наложниц и родил детей? Ответ в стиле, «как можно человеку без жены, а дети… ну, они появляются естественным образом» заранее неприемлем! Не будем забывать, что мы говорим о нашем праотце Аврааме, который путем самосовершенствования удостоился полностью владеть своей животной душой, и его действия совершались исключительно согласно решению разума, стремясь наилучшим образом исполнить Высшую волю (
см. об этом в статье Почему в Торе эта буква уменьшена?).
На самом же деле именно исполнение желания Творца двигало Авраамом. Всевышний благословил его: «И не будешь ты впредь именоваться Аврам, но Авраам будет имя твое, ибо отцом множества народов Я сделал тебя» (Берешит 17:5). Авраам знал, что помимо главной задачи — произвести еврейский народ, в его обязанность входит породить также другие народы, каждый их которых будет играть свою особую роль в историческом сценарии — либо в качестве помощника и поддержки еврейскому народу, либо, не дай Б-г, как кнут наказания.
В свете сказанного проясняется, что так же, как в свое время Ишмаэль по приказу Всевышнего был отдален от Ицхака, так и сам Авраам, желая предотвратить возможные трения между детьми наложниц и Ицхаком, отсылает их на восток, явно раскрывая тем самым превосходство и избранность Ицхака.
Но именно потому, что Авраам любил своих детей, ему была небезразлична их судьба, он одарил их имуществом и множеством подарков, а также снабдил знанием магических сил (так объясняют понятие «шем тума», о котором Вы упомянули), чтобы с их помощью они могли защитить себя от других народов, а заодно занять среди них важное положение (как известно, в Индии существует высшая варна (т. е. сословие) жрецов, называемых Брахманы, что схоже с именем Авраама, которое искаженно можно произнести, как Абрахам).
Вы называете это «разрушающими деструктивными знаниями», но на самом деле это ничем не отличается от любого другого вида оружия, с помощью которого действительно можно разрушить, но с другой стороны — защитить себя от врагов, а иногда и вовсе предотвратить войну.
Понятно также, что невозможно провести параллель между детьми наложниц Авраама и детьми наложниц Яакова. Каждый из них являлся родоначальником одного из двенадцати колен, в своей совокупности составляющих цельность еврейского народа.
Особая любовь Яакова к Йосефу объясняется тем, что он был первенцем его любимой жены Рахели. Но ошибочно полагать, что Яаков был движим обычными сантиментами. Первенство Йосефа наделило его особыми качествами, в силу которых именно он был призван исполнить центральную роль в становлении и развитии еврейского народа в тот период. Так и случилось впоследствии — существование еврейского клана в Египте («железной колыбели» нашего народа) осуществилось только благодаря Йосефу. Осознавая потенциал и духовную высоту сына, Яаков особо приблизил его к себе, чтобы передать ему все необходимые знания и средства для реализации этой задачи.
С уважением, Натан Агрес