Тора. Недельный комментарий.

Иудаизм для неевреев - законы иудаизма потомкам Ноя
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
ПЕСАХ

В ближайшую субботу, выпадающую на первый день Песаха, очередной раздел Пятикнижия нам заменят специальные отрывки из Торы, соответствующие теме праздника Исхода. После главной молитвы "Амида" ("Восемнадцать благословений") и благодарственного праздничного гимна "Алель" вначале прочтут "Песнь Песней", которая аллегорически, в форме страстного романса, повествует о вечной любви между Б-гом и еврейским народом, выкованной именно в период Исхода. Затем настанет очередь отрывка из книги "Шмот", раздела "Бо", в котором говорится о ночи Исхода, в годовщину которой мы уже сотни лет проводим Седер. Раздел включает в себя описание десятой Египетской казни – умерщвлении первенцев, подготовку к Исходу и заповедь «корбан-песах» - пасхальной жертвы. В «афтору», дополнительное чтение из Пророков, вошла глава из книги Иегошуа (гл. 3 и 5), повествующей о подготовке сынов Израиля к вступлению в Эрец-Исраэль после 40-летних скитаний в пустыне.

И вот пришел кот…

«Отнимет Б-г у смерти меч,
Спешивший мясника упечь,
Что на убой вола обрек,
Который выпил ручеек,
Гасивший яркий огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел…»

В нынешний шаббат вместо традиционной субботней трапезы евреи во всем мире проведут Пасхальный седер, особое застолье в память об Исходе наших предков из Египта. Так начнется Песах, семидневный праздник, «время нашей свободы», как сказано в молитве, и, добавим, нашей веры…

Гершеле Острополер - популярнейший герой еврейского фольклора. Среди прочего рассказывают, что он прислуживал выдающемуся мудрецу рабби Боруху, помогал ему по хозяйству.

Однажды рабби Борух жарил козленка на плите. Ему надо было ненадолго отлучиться по какому-то неотложному делу, и он позвал Гершеле. Когда Гершеле пришел, рабби Борух указал на плиту и попросил его не спускать глаз с лакомого блюда, пока он не вернется.

Гершеле был полон решимости выполнить поручение уважаемого раввина самым лучшим образом. Но в доме было душно и жарко, и через некоторое время Гершеле задремал. Он и не заметил, как дверь чуть-чуть приоткрылась, и в дом вошел нежданный и незваный гость – соседский кот.

Кот учуял аромат жареного мяса и твердо решил отведать его первым. Он ловко вскочил на кухонный стол, примыкавший к плите, и стащил на пол почти готового для еды козленка. А затем, не спеша, приступил к самой вкусной трапезе за свою недолгую жизнь…

Гершеле проснулся, как от толчка. В этот момент кот обгладывал последние косточки козленка. Почуяв движение незадачливого сторожа, он медленно попятился и изящно удалился тем же путем, каким пришел – через входную дверь.

Потрясенный Гершеле протер глаза, но останки жареного козленка так и не обросли мясом. Нет, это был не сон. Не успел он по-настоящему расстроиться, как услышал во дворе голос вернувшегося рабби Боруха.

Гершеле проворно собрал обглоданные косточки козленка и сунул их в печь. Войдя в дом, рабби Борух с удивлением посмотрел на сторожа: тот шагал взад-вперед по комнате с озабоченным выражением на лице, как будто пытался решить какую-то сложную задачу.

«Что случилось, Гершеле?» – спросил рабби Борух. Гершеле ответил, что он не может разобраться в тексте популярной пасхальной песенки «Хадь гадья», «Один козленок».

«Разве не правда, - начал Гершеле, - что невинный козленок был съеден плохим котом, которого укусила затем хорошая собака? Затем плохая палка побила собаку, хороший огонь сжег палку, плохая вода погасила огонь, хороший бык выпил воду, плохой резник зарезал быка, хороший ангел смерти отправил на тот свет резника, а затем Б-г… Ой, - испуганно воскликнул Гершеле, - как мне продолжить?»

Рабби Борух замер на мгновение и затем произнес: «Прекрасный вопрос Гершеле! Давай вместе подумаем».

В комнате воцарилась тишина. Наконец, через несколько минут рабби Борух радостно воскликнул: «Нашел! Давай начнем с другого конца: Б-г не может быть плохим, верно? Он всегда прав и заслуженно наказал ангела смерти – ведь ангел смерти был неправ, когда убил хорошего резника, который зарезал плохого быка, который выпил хорошую воду, которая погасила плохой огонь, который сжег хорошую палку, которая побила плохую собаку, которая укусил хорошего кота…».

«Минуточку, ребе, - прервал его Гершеле. – Вы хотите сказать, что кот был прав, когда съел козленка?!»

«Именно так», - ответил рабби Борух, еще не подозревая, в какую ловушку загнал его хитрый Гершеле.

«Тогда, рабби Борух, - невозмутимо произнес Гершеле, - не вините меня за то, что вы остались без ужина»…

Этой изящной притчей можно завершить пасхальный Седер. Ведь что такое Песах? По существу, это праздник нашей веры, ибо чудеса, происшедшие в Египте и при Исходе, научили нас вере в безграничное могущество Творца вселенной. Из Детской песенки «Хад гадья», которую поют в конце Седера, мы учим, что все зависит от того, на какое место мы ставим Б-га в своей жизни – первое или последнее.

Тем, кто ставит Его на последнее место, приходится решать трудные проблемы: они часто попадают в тяжелое положение, как Гершеле. Выигрывают же те, кто начинает с Б-га, а не с жареного козленка.

Деньги от Ротшильда

Да, вера способна творить чудеса, даже если она граничит с откровенной глупостью… Приближался Песах, а у лентяя Шмайи не было ничего приготовлено к празднику. Тогда он решил написать письмо самому Б-гу…

«Отец наш, Царь наш, - писал Шмайя, - Сжалься надо мною и моей семьей. Дай рабу Твоему Шмайе, сыну Файвиша-Алеви, немного денег на Песах…».

Шмайя вложил письмо в конверт, написал на нем имя адресата: «Г-споду Б-гу, благословен Он» и свой обратный адрес, вышел в открытое поле и подбросил письмо к небу. Ветер подхватил письмо и унес вдаль. Долго носилось по свету это послание, пока не попало в руки Ротшильда.

Прочел Ротшильд письмо и послал гонца за Шмайей. Когда тот явился, Ротшильд объявил ему: «Б-г услышал твою просьбу, оценил твою веру и послал тебе на Песах пятьдесят рублей золотом».

Когда Шмайя вернулся домой, держа в руке в руке конверт с деньгами, вид у него был довольно расстроенный. Жена удивилась: «Шмайя, чем ты так огорчен? Ведь радоваться надо!».

Но Шмайя недовольно проворчал: «Кто знает, сколько взял себе этот Ротшильд у Б-га за посреднические услуги. Небось, себя не обидел…».

Смешная история, не правда ли? Но вера все же вещь серьезная. Вера сильнее страха. Вот послушайте еще одну историю, связанную с Песахом…

Без контрабанды

Однажды накануне Песаха, когда на улицах Бердичева еще дымились костры, на которых евреи по традиции сжигали хамец, остатки заквашенных продуктов, рабби Леви Ицхак отправился на городской базар.

Вначале он подошел к нееврейскому торговцу, о котором говорили, что он продает из-под полы контрабандные товары, и тихо спросил его: "У вас есть китайский шелк?" - "Лучших сортов и в любом количестве", - также шепотом ответил торговец. Рабби Леви-Ицхак вежливо поблагодарил его за информацию и пошел дальше, осматривая лотки. Через минуту он остановился возле продуктовой лавочки еврея и как бы невзначай спросил: "Что-нибудь из хамеца не осталось?"

"Хамец!? - изумился еврей. - Да что вы, ребе, сохрани Г-сподь! Я уже выдраил весь дом и лавку, ни крошки хлеба не найдете у меня!"

И тогда рабби Леви-Ицхак воздел руки к небу и воскликнул: "Владыка вселенной! Ты видишь, какой честный и сознательный у Тебя народ! Русский царь, самый могущественный и грозный правитель на свете, владеет огромной армией, самой строгой полицией и самыми страшными тюрьмами. Этот царь запретил контрабандный ввоз и продажу иностранных товаров. И хотя граница его империи охраняется денно и нощно, нелегальный импорт процветает. Запрещенные товары продают на базарах, почти не таясь.

Но Ты, Г-сподь, лишь однажды и очень давно приказал в своей Торе: "Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших". И вот уже более трех тысяч лет - без армии и полиции, без угроз и обысков, без штрафов и тюрем - евреи скрупулезно соблюдают Твой закон, тщательно выметают хамец перед Песахом. Пройди, загляни в любой дом - ни единой крошки не найдешь! Кто сравнится с Твоим народом?!"

Интересно, смог бы рабби Леви-Ицхак сказать то же самое сегодня?
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА “ВАИКРА”, РАЗДЕЛ “ЦАВ”,
ШАББАТ «А-ГАДОЛЬ»

Содержание раздела

Первосвященник Аарон и его сыновья получают дополнительные инструкции по проведению храмовой службы. Коэн должен вынести за пределы стана пепел жертвы всесожжения ("ола"), которая горела на жертвеннике всю ночь до утра. Огонь должен негасимо гореть на жертвеннике. Описан порядок принесения хлебного дара («корбан-минха»), состоящего из муки, оливкового масла и ароматной смолы. Горсть «минхи» сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвы, которые должны приносить ежедневно со дня своего помазания первосвященник Аарон, его сыновья и все будущие храмовые священники. Приведены детали грехоочистительной жертвы «хатат», которая искупала непреднамеренные ошибки в соблюдении заповедей; повинной жертвы «ашам»; различных мирных жертв «шламим», одну из которых, благодарственную жертву «тода», принесенную в честь избавления от опасности, нельзя оставлять не съеденной до утра. Все жертвы полагается сжигать по прошествии отведенного для еды времени. Нельзя есть ритуально нечистую жертву – ее следует сжечь. Тора запрещает употреблять в пищу кровь и некоторые виды жиров («хелев»). От каждой «мирной» жертвы коэны получают грудину и правую голень. В конце раздела подробно описана церемония помазания (приведения в должность священника) Аарона и его сыновей, а также освящения Мишкана и храмовой утвари.

Великий и страшный

Нынешний предпасхальный шаббат называется "Шаббат а-гадоль", Большая или Великая суббота. В субботу перед исходом из Египта каждая еврейская семья получила указание привести домой овцу для принесения в жертву ("карбан-песах"). Египтяне обожествляли овец, но евреи не боялись их гнева - они целиком полагались на Б-га и его посланника Моше-рабейну. В тот шаббат они впервые проявили твердую веру, преодолев рабский страх, и за это были вознаграждены Б-жественной защитой.

В специальной "афторе", фрагменте из книги Пророков, который мы читаем в этот шаббат, провидец Малахи призывает еврейский народ хранить верность Б-гу и духовному наследию Моше. Этот отрывок содержит обращение Б-га к тем людям, которые не дают пожертвования, боясь обеднеть: "Принесите всю десятину в дом сокровищ... и испытайте Меня этим... Не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры" (3:10).

Этот призыв важен именно сейчас, в канун Песаха, когда евреи по традиции помогают друг другу, снабжают бедняков продуктами для пасхального седера или приглашают их к себе за стол. "Афтора" (и вся книга Пророков) завершается взволнованными словами: помните учение Моше, ибо Б-г пришлет вскоре своего пророка Элияу, и тот возвестит на весь мир "день Г-спода, великий и страшный". В этом призыве сконцентрирована идейная суть иудаизма: мы должны не только ждать спасения, но и деятельно приближать его.

Сапожник в рваных сандалиях

"Коэн, который приносит ее (грехоочистительную жертву), будет есть ее... во дворе Шатра Откровения" (6:19).

В комментариях "Мешех хохма" уточняется: жертвенное животное съедал именно тот коэн, который принимал и обрабатывал его, потому что только он знал свои "каванот" (мысли и намерения): правильными, достаточными они были или нет. Поедая жертву, он тем самым наглядно подтверждал, что он все делал и думал по уставу. Если коэн сознательно ел негодную жертву - а ведь только он мог знать о ее негодности, - его постигала "смерть с небес".

В известной поговорке "сапожник - без сапог" есть скрытый дефект. Как может сапожник убедить клиента в достоинствах своей работы, если он сам ходит босиком?

На Втором московском часовом заводе, где в свое время довелось работать составителю этих комментариев, действовало негласное правило: директор предприятия, главный инженер, их заместители, все главные специалисты и даже секретарь парторганизации должны носить фирменные наручные часы "Слава". Никаких "омег" и "сейко". Это была лучшая реклама заводской продукции.

Выполнив свою нелегкую и очень ответственную работу у храмового жертвенника, дежурный коэн-священник сосредоточенно и безбоязненно съедал выделенное ему мясо, Его рабочая совесть была чиста: он все сделал, как полагается, и "клиент", принесший жертву, облегченно вздыхал: коэн цел-невредим, значит Б-г принял дар. Таков наглядный урок высокой ответственности человека за свои действия. Недаром после указания коэну съедать часть грехоочистительной жертвы Тора добавляет: "Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится". Святость была высшим знаком качества храмовой "продукции".

Надежное укрытие

«Коэн, который приносит грехоочистительную жертву, будет есть ее. В святом месте следует есть ее, во дворе Шатра Откровения» (6:19).

Возвращение к вере отцов – дело трудное. Есть у него свои преимущества и свои подводные рифы. С одной стороны, вы разочаровались в пустых и суетных ценностях того мира, из которого пришли; вас влечет теперь не материя, а дух - непоколебимый и вечный. Но, с другой стороны, вы ведь сами практически не изменились; вы – это то, что вы едите, видите, слышите и делаете. Стереотипы прежней жизни не убиты; они лишь затаились и ждут своего часа, чтобы помешать вашему духовному росту.

Сохранить и укрепить свою нарождающуюся духовность можно лишь одним способом – установить прочный контакт с ее источником; окружить себя единомышленниками, найти опору в своей общине или иешиве.

В отличие от «баал-тшува», человек выросший в религиозной среде, редко обладает таким же рвением и упорством. Однако за ним не тянется шлейф прошлого; ему не ведомы сомнения, порожденные прежним образом жизни.

«Коэн, который приносит грехоочистительную жертву, будет есть ее. В святом месте следует есть ее, во дворе Шатра Откровения».

В эпоху Храма грехоочистительную жертву можно было есть только в святом месте, в то время как для мирной жертвы таких ограничений не было; ее ели по всему Иерусалиму.

Мирную жертву приносили в знак благодарности Б-гу и стремления приблизиться к Нему. Она символизирует человека, который был религиозным с детства. Для места, где ее ели, не требовалась особая святость.

В отличие от мирной жертвы, грехоочистительная жертва символизировала еврея, вернувшегося к иудаизму и нуждающегося в надежном укрытии, святом месте, которое не остудит жар его души, а наоборот, сохранит и поддержит его.

И от себя лично…

Одна из жертв, упомянутая в сегодняшнем разделе, называется "карбан тода", благодарственная жертва. Ее приносили в знак признательности Б-гу за избавление от опасности, например, после морского плавания, перехода через пустыню, выхода из тюрьмы и исцеления от тяжелой болезни.

Мудрецы сообщают, что в будущем, в мессианскую эру, когда все другие жертвы будут отменены, "карбан тода" останется, потому что никогда исчезнет потребность в благодарности.

Молитву "Шмонэ-эсре", "Восемнадцать благословений", главную в еврейской литургии, читают вначале молча, каждый за себя. Затем ее повторяет "шалиах-цибур", кантор, а другие внимательно слушают и на каждое благословение отвечают "Амен".

И лишь одно благословение они говорят вместе с кантором - благословение "Модим", "Мы благодарим". Все другие обращения и просьбы, содержащиеся в "Шмонэ-эсре" - просьба излечить от болезни, защитить от бед, дать заработок, - можно передать Б-гу и через посредника. Но "спасибо" никто за нас не скажет.
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Разговор с Ним
Рафаэль Гругман, Нью-Йорк

От автора

«Разговор с Ним» - это рассказ о НАС, о том, что с НАМИ произошло, с вечными и безответными вопросами, которые кто только ни задавал Всевышнему: «ПОЧЕМУ и ЗА ЧТО». Рассказ был написан в 1988 году и тогда же опубликован в газете «Одесский Вестник» – потому и присутствует фраза, которая ныне может вызвать удивление, «сорок лет назад». Последний раз он был опубликован в 1994 году в изданной в Одессе книге «Невеста моря», названной так по одноименному рассказу, посвящённому памяти жены. Хотя должна была бы книга называться иначе, книгой еврейских рассказов, ибо составляют они в ней подавляющее большинство.


Б-г мой, Царь мой! Зачем Ты нас так испытываешь? Почему не защитишь? Не Ты ли обещал Аврааму своё покровительство, ему и его потомкам? Я стою сейчас перед тобой, взрослый мужчина, неужели Ты стал слаб глазами и не видишь – я сын народа, с которым на горе Синайской заключил Ты союз на вечные времена.

Сорок лет назад, в год рождения государства Израиль, на восьмой день, как Ты повелел, в маленькой тёмной комнатке на Маразлиевской, 5, в присутствии десяти мужчин моэль пометил меня для Тебя.

Неужели Ты не видишь? Я – сын Твой!

***

Весной 1929 года в Тирасполе Шмуль, приказчик бакалейной лавки, готовился к праздничному седеру. Б-г не послал ему сына, но зато у него были четыре дочери – Хая, Голда, Хана и Шейндл. Хае, старшей, исполнилось пятнадцать. Она была на редкость красивой девушкой, но главное её достоинство – чем Шмуль гордился, – мудрость и характер мужчины. За праздничным седером именно она задавала извечные четыре вопроса отцу. Остальные дочери – одна в одну красавицы и певуньи – вылетали из гнезда через каждые два года.

Накрыт белой скатертью и украшен пасхальными блюдами выставленный посреди комнаты стол, и хотя младшие дочери о чём-то шушукаются в углу, Шмуль не очень встревожен – сегодня праздник свободы. Вот-вот придёт Хая, и тогда он сядет за стол с Сурой и девочками, преломит мацу и торжественно начнёт поколениями пересказанное: «Вот скудный хлеб, который ели наши предки в земле Египетской, кто голоден, да войдёт и поест, каждый, кто нуждается, да войдёт и отпразднует Песах. В этом году – здесь, в будущем году – в стране Израиля, в этом году рабы, в будущем году – свободные люди». Хая задерживается.

«Конечно, в городе неспокойно», – размышлял Шмуль. – «Но сейчас не те времена и до погромов дело не дойдёт, тем более что нынче все молодые евреи – пионеры и комсомольцы. Как религиозный праздник – вся молодёжь, как русская, так и еврейская, устраивает в городе факельные шествия, марширует по улицам, горланит песни, а под конец сжигает чучела раввинов и попов. Что будет с девочками? Что ждёт их? Э… мир перевернулся. Одна надежда на тебя, Господи, что ты не оставишь их».

Шмуль грустно улыбнулся, подошёл к Голде и Хане и тихо запел:

Их данк дир, Гот, вос их бин а ид,
Их hоб фир техтер, из мир такэ гит.

Девочки переглянулись и не так озорно, как прежде, подхватили любимую песню отца.

До а хап у до лап уп а мехитн имедым,
Их данк дир, Гот, вос их бин а ид.

Голда и Хана нервничали. Сегодня в школе антирелигиозный митинг, и Голда, председатель учкома, обязательно должна на нём быть, – иначе, сказали, девочек исключат из школы.

Но как сказать папе? И что? Разве он поймёт, что они не могут оставаться дома и должны быть в школе вместе со всеми детьми? Одна надежда на Хаю, обер-швестер что-нибудь да придумает, сами они не смеют оскорбить праздник отца.

Едва Хая вошла в комнату, сёстры стремительно – Шмуль сразу это заметил – подскочили к ней и затащили в угол.

– Что эти плутовки задумали? – недоумевал Шмуль. – У них уже появились секреты?
Девочки зачем-то надели красные галстуки, выстроились по росту, даже малышка Шейндл присоединилась к ним, и, отдавая пионерский салют, с песней начали маршировать вокруг праздничного стола.

Смело мы в бой пойдём
За власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это!

После первых же слов Шмуль всё понял. Слёзы заблестели в его глазах.
– Идите, дети, идите. Вы должны идти. Идёт новая жизнь. Мы с мамой встретим праздник сами.

С тех пор он больше не устраивал в доме седер, хотя, как я помню, каждую субботу, пока дедушка ещё мог ходить, он шёл пешком в единственную синагогу, оставленную одесским евреям советской властью, на Пересыпь, туда – с горы, назад – в гору, шел медленно, с остановками.

Но, Господи, разве дочери его виноваты в чём-то? Если бы не советская власть, стали бы Хана и Шейндл врачами, Голда – учительницей, а Хая – экономистом? Они поверили ей, стали комсомолками, отбирали у кулаков хлеб, голодали, долбили истмат, диамат, вступили в партию, все кроме мамы, выпускницы литературного факультета еврейского сектора Одесского учительского института…

Где ты был, Господи? Если Ты не остановил их и промолчал – значит, Ты их на это благословил? Почему ты молчишь? Почему всякий раз я должен говорить с Тобой за Тебя и за себя?



Я сомневаюсь в Тебе? Нет! Нет! Но я хочу знать, почему ты не остановил Катастрофу? Почему Ты поселил нас в России и загнал в гетто, названное «чертой оседлости»? Неужели за две тысячи лет изгнания мы не доказали Тебе свою преданность? Почему Ты молчишь? Ты ведь помнишь о нас? О завете с Моисеем? Я знаю, помнишь… О Вечном Завете! Вечном! Ведь и мы помним, несмотря на все испытания, которыми Ты подвергаешь нас, испытывая нашу веру в Тебя.

Ты хотел заставить нас усомниться в Тебе, когда нас сжигали в Варшавском гетто и расстреливали в Бабьем Яру. Ты всё сделал, чтобы наша вера в Тебя ослабла, чтобы мы от Тебя отреклись, но нет – Ты этого не дождёшься. Вечный Завет потому и Вечный, что обратной дороги нет... И Ты это тоже знаешь…

***

Дедушка Шмуль скончался в 1962 году в Одессе. Дочери-коммунистки тайно провожали его по иудейскому обряду. В квартире Хаи вокруг гроба собрались его дочери с мужьями и внуками, и приглашённый раввин прочел Кадиш…

Маленький мальчик в белой рубашечке и в красном пионерском галстуке стоял возле старшей двоюродной сестры в таком же, как у него, красном галстуке, и не понимал слов. Поглядывая друг на друга, они едва сдерживали смех: как же так, они – пионеры, а здесь певец из синагоги в странном белом платке с чёрными полосами поверх шеи и головы. Они понимали, что святотатствуют, и, фыркая, давили в себе смех…

Девочка выросла, стала учительницей русского языка и литературы и крестилась. А мальчик… Господи! Не за себя прошу – за народ. Прости неразумных и слабых, прости тех, кто устал ждать Мессию, и от Тебя отвернулся… Это ведь всё равно Твои дети, что бы они ни делали.

Но я вновь повторяю вопрос, который меня мучает: чем мы пред Тобой провинились? В Испании, в Польше, в Германии, в той же России? Мы не отстояли Иерусалим? Мы не погибли вместе со Вторым Храмом? Но ведь мы сохранили его. Каждый его осколок не вынимаемый, он в нашем сердце. Мы сохранили Тору. Какой ещё народ был так стоек в вере более двух тысяч таких разных лет?

Мы помним Тебя, Господи! Помни и Ты нас и благослови наш путь. Долгий и терпкий…
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Суккот, 5768

«Любовь с первого взгляда»

Геула – это гостеприимство в Галуте.

Одна из важнейших функций Суки – гостеприимство. Оно обязательно настолько, что всякий новый день в Суке мы начинаем с приглашения «высоких гостей» - «ушпизин илаин» - Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа, Давида. Попробуем увидеть глубину идеи гостеприимства через её применение к нашей работе в этом мире.
Мудрецы увидели в галуте евреев образ «детей, оставивших стол своего отца» (Трактат Брахот 3:1). И наше сегодняшнее положение очевидно неуместно. То есть мы конечно же не на своём месте, и потому нуждаемся в гостеприимстве у «чужого» (его настоящий хозяин скрыт) стола! Вопрос, на который мы попытаемся ответить с помощью раби Менахема-Мендла Шнеерсона: отчего Вс-вышний низвёл нас с уровня чад и домочадцев до уровня гостей? Ответ звучит не очень понятно: «Важнее гостеприимство, чем даже принятие Присутствия Вс-вышнего (трактат Шабат 127:1). Но если мы вспомним о причине спуска души в этот мир, а также о том, что только опытный гость может стать рачительным хозяином, то всё станет на свои места (такое состояние называется Геула).
Галут – это возможность (свобода выбора) обнаружить, что всё с нами в жизни происходящее неслучайно. И внимательное («нишма» - Учёба) и активное («наасе» - исполнение Его воли) соучастие данной нам жизни позволяет нам обнаружить Вс-вышнего как гостеприимного хозяина нашего Мира. Гостеприимство как действие и Тора как понимание позволяют открыть, что Галут – естественная и неотъемлемая часть Геулы.

Законченность совершенства

Праздник Суккот является причиной «разногласий» между раби Элиэзером и раби Акивой. По мнению первого сука олицетворяет «облака славы» Всевышнего, укрывавшие, точнее, оберегавшие и самым трогательным образом заботившиеся о евреях пустыни. Его оппонент, раби Акива, утверждает, что сука – символ всего чудесного, происходившего с евреями «по вине» Создателя все сорок лет их скитаний по пустыне.
Интересно, что двойственность этого праздника просматривается сразу по нескольким параметрам. Суккот завершает две системы еврейских праздников: годовых и осенних. Если соотнести Песах, Шавуот и Суккот с еврейскими месяцами или, более конкретно, с плоскостью времени (Песах – начало отсчёта еврейских месяцев, рождение еврейского народа и отправная точка движения к Геуле), то праздники месяца – «атланта» (он называется в Торе «эрех Ґа-эйтаним» - месяцем непоколебимости и экзистенциональности), месяцы рождения Мира и человека заслуживают «постоянной прописки по адресу “пространство-место”».
Ещё один способ увидеть двойственность праздника «Суккот» - «заглянуть в его корень». Действительно, корень «сах» («самех»-«хаф») означает «зрить, смотреть» (отсюда имя нашей прамамы Сары – Йиска, «смотрящая через руах ґа-кодеш»), а также подводить итоги, суммировать («сах ґа-коль»). Первое из значений очевидно связано с мнением раби Элиэзера, второе же не менее очевидно с мнением раби Акивы.
Нам же, резюмируя, имеет смысл вспомнить о «философской начинке» числа три. Тройственность означает соединённость («тройная нить не обрывается с лёгкостью», третий день Творения – соединение двух «тов» - «хорошо», Тора, соединяющая Исраэль со Всевышним была дана в третий день, третьего месяца и т.д.) и назначение этот праздника – служить соединением двух систем отсчёта: через Луну и через Солнце (по-другому, через время и пространство, женское и мужское начало и т.д.). Его «итоговость» подчёркивается его характеристикой, данной мудрецами в молитве – «праздник нашей радости» (сравни с Песах – «праздник нашей свободы», Шавуот – «праздник дарования нашей Торы»).
Именно радость – конечный итог непростого Пути еврейского народа: «тогда наполнятся уста наши смехом, и язык наш – радостью!»

р.М-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Суккот.

Один из чисто исторических аспектов праздника Суккот – это напоминание об облаках, которыми был укрыт Израиль при выходе из Египта. Но в этом случае возникает естественный вопрос: так почему же мы празднуем Суккот осенью – после Рош аШана и Йом Кипура? Если выход из Египта был весной, в Песах, то и Суккот надо праздновать весной.

Сфат Эмет указывает на причинно-следственную связь между всеми тремя осенними праздниками. Как известно, место которого достигает бааль тшува (человек который жил, как злодей, но смог исправить жизненный путь и стать праведником) даже выше чем то, чего может достичь цадик гамур (абсолютный праведник). За время, прошедшее между Рош аШана и Йом Кипуром, исправляя себя, можно достичь состояния, в котором человеку в этом мире будет в полном смысле слова “мало места”.

Все те, кто смогли сделать тшуву в течении Йамим Нораим (десяти дней возвращения), попадают в категорию баалей тшува, и поэтому сразу же после Йом Кипура начинается строительство сукки – того нового места, в котором мы можем подняться на новый уровень. Сфат Эмет указывает на еще одну интересную деталь: главная часть сукки – это схах (крыша шалаша, собственно слово сукка это производная от слова схах), и поэтому сукка похожа на хупу (свадебный балдахин) .

Точно так же, как хупа – это символ нового дома, так же и сукка, в которую мы переезжаем после Йом Кипура, - это прототип нового мира. Теперь понятно, причем здесь облака и выход из Египта. Выход из Египта – это день рождения Израиля. Облака служили защитой для еврейского народа, так же как колыбель служит защитой любому новорожденному ребенку.

р.И.Гладштейн

Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru


ШАБАТ ШАЛОМ и ХАГ САМЕАХ!
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Берешит, 5768.

«Любовь с первого взгляда»

ЗАЧЕМ?

Всякий раз, оказываясь «в главе» Берейшит, мы оказываемся наедине с этим ужасным - высоким вопросом. Ужасным – в силу той бесконечной пропасти, что разверзается между нами, людьми, и Им, Всевышним. Высоким – оттого, что всё остальное низко.
Попробуем использовать это особое время, чей партнёр – первая глава Пятикнижия, дабы ещё раз попробовать… подняться. (В надежде, что эти попытки и есть смысл нашей жизни). В начале книги Шмуэля (2:2) сказано: «Нет скалы, подобной Тебе», или по-христиански «Нет твердыни, подобной Господу». Мудрецы объясняют, что слово «цур» - скала намекает на «цаяр» - художник, и, следовательно, смысл этой фразы – «нет художника подобного Тебе».
Первый смысловой пласт – ответ на заглавный вопрос. Весь мир дан нам Всевышним в качестве реализации желания художника поделиться своим Замыслом. Вот только какая связь между скалой (твердыней по-христиански) и силой художественного выражения?
Объединяющим понятием будет слово «цура» - форма, т.е. соединение материала в неизменность выражения замысла. Форма – и есть реализация идеи. А её «скалистость» – это вечность (неисчерпаемость) вопроса, вынесенного в заглавие. Теперь можем в качестве интеллектуального поощрения соотнестись с мидрашем о Храмовой скале. С неё, говорят мудрецы, началось материальное Творение. Храм же своим устройством (формой) отражал устройство всего Мироздания. Гениальность художника – это адекватность формы замыслу, её неизменность, вечность, если хотите – скалистость. (Подробнее об устройстве Храма, о его соответствии внутренне\внешнему миру– в книге «Путешествие по недельным главам книги «Шмот»).

Убийца с выбором

«Крови брата твоего вопиют ко мне»
Бе-рейшит, 4:10

Множественное число «крови... вопиют» требует объяснения. Его даёт РаШИ (основываясь на мидраше из Бе-рейшит Раба, 22:9): «Крови брата твоего – кровь его и кровь его потомков».
О каких, простите, потомках идёт речь, ведь Ґевель детей не имел?! Это правда, но в будущем, коль скоро оно у него было бы? Простите, но в этом мире никто не умирает без приговора Всевышнего, а следовательно, позвольте снова риторически вопросить: «О каких, простите, потомках разговор?! О тех, которых не могло быть по приговору Всесильного?!»
Объяснение даёт рав Элияґу Десслер. Иногда смертный приговор небес безусловен, но есть случаи, когда наличествуют смягчающие обстоятельства, и тогда перед осуждённым на смерть «ставят» убийцу со свободой выбора. Сам шок от неминуемой смерти уже является достаточным для исправления. И в таком случае именно убийца решает, какой именно из двух шоков будет исправляющим: шок от смертельной угрозы или шок самой смерти.
Ситуация с Ґевелем была именно такой. С одной стороны, Ґевель заслужил смерть, «натянув на себя» энергию принятого Всевышним корбана. С другой, его намерения были безупречны. Отсюда небезусловный смертный приговор. Исправления для Ґевеля было достигнуто тем шоком, который он испытал, обнаружив, что Каин не заинтересован в продолжении его жизни.
И сказано в мидраше, что Ґевель, борясь с Каином за свою жизнь, одолел его, а затем, поражённый и парализованный самой возможностью братоубийства, Ґевель «подставился» Каину. Имевший выбор Каин оказался «достойным» убийства, сделав таким образом свой выбор.
Оттого наличие возможности рождения потомства у Ґевеля не было гипотетическим, ведь Каин, выбрав убийство, лишил жизни Ґевеля.

р.М-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Берешит. Необходимое и достаточное.
Первая недельная глава Торы начинается с описания создания мира. Первый комментарий Раши(рав Шломо Ицхаки, Франция, 11 век) на первое предложение Торы звучит по меньшей мере странно: Если Тора – это книга заповедей, то её нужно было начинать с совершенно другого места, а именно – с первой заповеди о новом месяце, данной евреям еще в Египте. При попытке “оправдания” автора Торы Раши предлагает ещё более странную причину, по которой Тора начинается именно так – если народы мира будут говорить что Израиль силой забрал чужую землю, то тогда ответом будет как раз сам процесс создания мира – Создатель владеет всем миром и распоряжается им, как ему захочется.

Это мягко говоря необычное объяснение имеет целый ряд смысловых уровней, и существуют в буквальном смысле слова сотни, если не тысячи, комментариев, объясняющих смысл этого высказывания. Остается вопрос: зачем нужно все остальное содержание Торы между недельной главой Берешит и главой Бо, где собственно и даны две первые мицвы – о пасхальном агнце и еврейском календаре? В эти “ненужные” 15 глав попадает большинство сюжетов Торы: Адам и Хава, Каин и Хевель, Ноах, Авраам, Ицхак и Яааков.

Известное выражение ”дерех эрец кадма леТора” (Моральное поведение предшествует Торе) позволяет понять, о чем идет речь (Ваикра Раба 9:3). Все эти истории – о гостеприимстве Авраама, самообладании Ицхака, праведности Йосефа и т.д. должны указывать нам, какая огромная психологическая работа должна быть произведена для того, чтобы мы смогли достичь уровня, на котором мы сможем воспринять Тору в полном объеме. Терапевтическая работа по изменению черт характера и есть одна из основных задач этого мира.

Аризаль (рав Ицхак Лурье, Израиль, 16 век) акцентирует наше внимание на том, что работа над качествами характера - тем что в наше время принято называть структурой личности - настолько важна, что нужно остерегаться действий, ведущих к приобретению негативных черт характера с ещё большей тщательностью, чем от действий запрещенных самой Торой (Шаарей Кдуша 1:2). Речь идет о достаточно простом психологическом принципе: самым надежным и статистически достоверным фактором, предсказывающем наше поведение, является наше поведение в прошлом.
Именно этот принцип лежит в основе популярного выражения ”привычка-вторая натура”. ́Что и является одной из причин, по которой первая книга Торы, книга Берешит, дает описания архетипов – моделей поведения нашей предков, изучив которые мы сможем изменить себя настолько, чтобы получить шанс воспринимать Тору в её полноте.

р.И.Гладштейн

Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru


ШАБАТ ШАЛОМ и ХАГ САМЕАХ!
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

ПРАЗДНИК "ШМИНИ АЦЕРЕТ -- СИМХАТ ТОРА"
РАЗДЕЛЫ ВЕ-ЗОТ А-БРАХА, КНИГА ДВАРИМ, И БЕРЕШИТ, КНИГА БЕРЕШИТ

Нахум ПУРЕР
В ближайший четверг мы отметили праздник Шмини-Ацерет, он же Симхат-Тора, которым завершается цикл осенних праздников и грозных дней, начавшийся с Рош а-Шана. Шмини-Ацерет (дословно --"восьмой день торжественного собрания") отмечен специальной литургией, которая включает в себя поминовение умерших "Изкор" и молитву о дожде. Мудрецы постановили также завершать в этот день годовой цикл чтения Пятикнижия и сразу же начинать новый цикл. Поэтому в Израиле Шмини-Ацерет совпадает с праздником Симхат-Тора ("Радость Торы"). В диаспоре их празднуют поочередно два дня.
Заключительный раздел "Ве-зот а-браха" отличается не только тем, что он единственный в Хумаше не субботний, а праздничный, но и порядком чтения. К свитку Торы вызывают не семь человек, как в субботу, а всех присутствующих в синагоге, чтобы каждый еврей, взрослый и ребенок, мог лично отметить завершение годичного цикла. Затем над бимой -- помостом со специальным столом, где читают Тору, -- разворачивают "свадебный балдахин", состоящий из одного или нескольких талитов, под которым встают совсем маленькие дети и отцы с младенцами. Эта алия называется "коль а-неарим" ("все юноши").
Вслед за ними к Торе восходит "хатан Тора" ("жених Торы"). Его выход, которым завершается чтение "Ве-зот а-браха", обставлен особенно торжественно. И, наконец, к Торе вызывается 'хатан Берешит" ("жених" раздела "Берешит", с которого начинается новый цикл чтения). "Женихами" становятся либо самые уважаемые члены общины, либо победители специально проводимых отборочных аукционов.
В "Симхат-Тора" читают только первые 34 стиха раздела "Берешит", в которых рассказывается о сотворении мира. Полностью этот раздел прочтут в ближайшую субботу.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА "ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут в будущем. Перед Моше открывается вся историческая перспектива вплоть до мессианской эпохи. Моше умирает легко -- от "Б-жественного поцелуя", в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают своего вождя и учителя тридцать дней.

СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
"И умер там Моше, раб Б-га в стране Моав, по слову Б-га. И был похоронен в долине, в стране Моав... и никто не знает места погребения его до сегодня..." (Дварим, 34:5-6).
Тору, как известно, записал Моше со слов Б-га. Потому она и называется "Торат-Моше". Тем не менее содержание последних восьми стихов Торы вызывает недоумение: неужели Моше мог писать о том, как он умер и как оплакивали его евреи?
В трактате "Бава-Батра" Вавилонского Талмуда рабби Иегуда утверждает, что Моше писал только до слов: "И умер там Моше...", а последние восемь стихов дописал его преемник Иегошуа бин-Нун.
Рабби Шимон возражает: невозможно себе представить, чтобы Моше не закончил Тору. Никто за него не дописывал. Просто до слов "И умер..." Б-г говорил, а Моше повторял устно и записывал; оставшиеся же стихи от "И умер..." и до конца Моше писал "бе-дема" -- слезами.

ОТДАЛИСЬ ОТО ЛЖИ
Спустя много веков в этот талмудический диспут вмешался Виленский Гаон. Почему, спрашивает он, рабби Шимон даже не пытался разрешить противоречие, замеченное рабби Иегудой: в самом деле, неужели Моше мог собственноручно записать слова "И умер Моше..."? Ведь такого просто быть не может! И какая разница, чем он писал: чернилами или слезами?
Правда, РАШИ в своем комментарии подчеркивает, что, как явствует из талмудического текста, Моше не повторял устно последние восемь стихов и, следовательно, пророка нельзя упрекнуть во лжи.
Но Виленского Гаона такое объяснение не устраивает. Вопрос остается: как мог Моше писать (именно писать) то, чего он не мог видеть? И еще вопрос: почему рабби Иегуда утверждает, что часть Пятикнижия написал не Моше, а Иегошуа, игнорируя прямое возражение рабби Шимона?
Прежде чем ответить на эти вопросы, надо уяснить себе, что рабби Иегуда и рабби Шимон вовсе не спорят друг с другом. В конце концов, почему они обсуждают восемь последних стихов Торы, если, по словам мудрецов Талмуда, вся Тора была написана за две тысячи лет до Сотворения мира, до поколения Потопа и до Исхода из Египта. В таком случае всю Тору, записанную Моше, можно было бы считать фальшивкой.
Нет, заключает Виленский Гаон, Тора не "фальшивка". До того, как был сотворен мир, ее буквы были расставлены таким образом, что из них складывались Имена Всевышнего. Об этом писал РАМБАМ в своем предисловии к Торе. Только после Сотворения мира Б-г переставил буквы так, что из них сложились заповеди и другие законы, которые Он пожелал передать сынам Израиля, В результате тайны Торы, открыто показанные в Именах Б-га, были засекречены, стали
шифровкой, понятной только избранным праведникам и мудрецам. Обычные люди не могли разобраться в новых буквенных комбинациях и понимали только их простой текстовой смысл.

В НОВОМ ФОРМАТЕ
Теперь нам ясно, почему рабби Шимон в ответ на вопрос рабби Иегуды "Как мог Моше написать неправду?" ответил, что до сих пор Б-г диктовал, а Моше повторял и записывал Тору в том виде, в котором мы знаем ее. Что касается последних восьми стихов, Моше писал их "бе-дема", что означает не со слезами, а перемешивая буквы (слово "дема", состоящее из букв далет-мем-айн, может означать не только "слеза", но и "смешение"). В результате буквы составили Имена Б-га, как до сотворения мира. Эти стихи записал не Иегошуа, а сам Моше, обеспечив тем самым свое полное авторство Торы, но при этом он не написал ничего такого, что могло бы показаться неправдой.
Уже после смерти Моше Иегошуа получил разрешение переписать последние восемь стихов в известном нам формате, привести их в соответствие со всей Торой. Именно это обстоятельство имел в виду рабби Иегуда, когда говорил, что последние восемь стихов написаны Иегошуа.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА "БЕРЕШИТ"
Раздел "Берешит" самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его сотворения до Всемирного потопа и летопись первых десяти поколений человечества -- от Адама до Ноаха.
Вначале Б-г сотворил "из ничего" всю вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г "отдыхал", создав духовную сферу под названием "Шабат", которая посещает этот мир раз в неделю. В канун первого шабата на свет появились первые люди Адам и Хава (Ева). Б-г поместил их в "райский" сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с "Древа познания добра и зла" и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя "грех" вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории.
Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин -- "из плодов земли", Эвель -- "из первенцев своих овец". Всевышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г "сожалеет", что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника предпотопной эпохи -- Ноаха с семьей...

БЕЗ ВАРИАНТОВ
"И сказал Г-сподь Б-г. "Нехорошо человеку быть одному; сделаю ему помощника под стать ему" (Берешит, 2:18).
Женитьба -- ужасная вещь. Тот ли это человек, о котором я мечтал/мечтала? А вдруг это ошибка? Может, я мог/могла найти кого-нибудь красивее/богаче/выше/умнее/добрее/скромнее? И вообще, лучше во всех отношениях.
Выбирая себе партнера на всю оставшуюся жизнь, мы естественным образом отсеиваем все другие варианты и возможности.
Лучшим лекарством от подобных терзаний будут знание и уверенность, что твой выбор от Б-га, что партнера выбрал не ты, а Б-жественное провидение.
Во время процедуры бракосочетания и в дни последующих свадебных торжеств "Шева брахот" принято читать благословение: "Порадуй же дружную любящую пару, как радовал Ты в древности в Райском саду сотворенного Тобою (Адама), благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха и невесту!"
Адаму и Хаве не требовалось знакомство через сваху. Они не нуждались в услугах брачных посредников. И, разумеется, они не мучались сомнениями выбора. Адам и Хава прекрасно знали, что их свел сам Г-сподь Б-г и что кроме него и нее во всем мире кет никого другого выше, красивее, умнее и богаче.
Благословение, которое получает на свадебных торжествах еврейские жених и невеста, в том и состоит, чтобы они видели направляющую руку Всевышнего в своем союзе так же отчетливо и безвариантно, как первая в мире "любящая пара"...
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Ноах, 5768

«Любовь с первого взгляда»

Два звания Ноаха.

«Ноах был праведником и цельной
личностью в своих поколениях»
Берешит 6:9

Несомненно, что множественное число – «поколениях» – непонятно в той же мере, что и «цельность личности» Ноаха вдобавок к его праведности. В чём смысл такой «умноженности»?
Ответ мы начнём с факта, который элементарно вычислить: Ноах был ещё жив, когда Нимрод «со-товарищи» овладели смежной специальностью монтажников-высотников на стройке поколения – Вавилонской башне. И естественно, что Ноах не был в числе строителей.
Таким образом, Ноах не единожды, а дважды (вот уже и множество появилось) противопоставил себя обществу. Если мы учтём, что в первый раз его «антиобщественное поведение» лежало в плоскости личных качеств и поведения «…и извратила всякая плоть путь свой на земле» (Берешит 6:12), а во второй Ноах столкнулся с удивительными расчётами, показывающими как дважды два, что кроме пути Всевышнего существует альтернативный и, естественно, более короткий путь на Небо, то вывод получится достаточно неожиданный.
Противоположностью абсолютной внутренней испорченности является праведность, а «высоким» расчётам - доверие Создателю, которое и является совершенством.
И Ноах был праведником в своём противостоянии поколению Потопа, и совершенной личностью, противостоявшей поколению Вавилонской башни.
Интересно отметить, что под совершенством личности мудрецы понимают… скромность. Ведь изъяны индивидуума своими корнями имеют именно завышенную самооценку и, как следствие, неправильно построенные отношения с Всевышним: расчётливость (когда ты полагаешься только на себя) – вместо доверия. Рыцарем духа без страха (что терять духовно неимущему?!) и упрёка (изъяна) является тот, кто видит себя абсолютно нищим – всё получающим от Творца!

ТРИ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВА

"И смешались там языки их"
Бе-рейшит

Недельная глава "Ноах" продолжает тему падения первого человека. Поколение потопа, и поколение раздела (а за ними, в следующей главе – поколение Сдома и Аморы), выступая каждое в своём амплуа, гневят Всесильного. Мудрецы, определяя вину каждого из них, говорят о неумеренных страстях, чужой работе и смертоубийстве. Таким образом, можно сделать вывод, что поколения сии посягнули на основы Бытия. (Вспомним, что Дарование Торы определило непреступление этих трёх запретов: "не убивай", "да не будет у тебя богов иных" и "не прелюбодействуй" как высшие ценности, которые требуют от еврея отдачи жизни!)
И если мы соотнесем промах первого человека с недостатком любви и веры, то и первое речение: «Я – Творец, Б-г твой…», - окажется объектом посягательства!
Появление еврейского народа – реализатора Торы – есть очевидное следствие "расшатывания основ", предпринятого людьми до появления Авраhама. Невозможность реализации Замысла Всевышнего первым человеком (первым!) и последующими поколениями людей означает само-недостаточность самых высоких духовных уровней (поколение строителей Вавилонской башни, к примеру, владело языком Мироздания!) для Исполнения Работы.
Рав Ашлаг для объяснения необходимости исторического процесса (шести тысяч лет человеческой истории) приводил следующую притчу, которой мы и завершим данный комментарий о великанах Духа – героях книги Бе-рейшит.
Царь, желая переместить свою сокровищницу и понимая, что не один из подданных не сможет преодолеть соблазн (уж больно велики были царские сокровища), разделил все ценности на очень малые части и попросил всех своих подданных участвовать в переносе ценностей.
Понятно, что в таком случае, чем выше степень доверия монарха, тем больше сумма, которую слуга удостоится чести и доверия перенести. Но самое главное, что все (!) выполняют одну (!) Работу (иногда бессознательно, не сознавая ценности переносимого).

р.М-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Ноах. Радужные последствия потопа


Обычно, когда говорят о последствиях потопа, то упоминают радугу в качестве символа, гарантирующего то, что больше такого потопа не будет. Но почему именно радуга? Что такого особенного в радуге, и каким образом радуга служит напоминанием невозможности ещё одного потопа?
Рав Кук обращает наше внимание на условия, при которых обычно появляется радуга (Эйн Ая 2:318). Радуга обычно появляется после дождя, когда влажность воздуха повышается. Свет проходит через капли воды и расщепляется на весь видимый спектр. Это – то же самое явление, которое все видели на уроках физики в шестом классе: белый свет, проходя через призму, расщепляется на весь видимый спектр – и мы видим радугу.
Причем здесь потоп? Дело в том, что до потопа проклятие Адама еще не вступило в силу, и мир существовал в своём изначальном, первозданном состоянии. Мир был ещё молод, и на нем были видны “отпечатки пальцев” Творца. У жителей земли не было никаких существенных ограничений. Существовал доступ к практически бесконечной энергии.
Свобода выбора людей того времени была гораздо шире в силу тех возможностей, которыми они обладали. К сожалению, все эти ресурсы не были использованы для исправления ошибки Адама. Как известно, с тех, кому больше дано, спрос гораздо больше в силу более высокой степени ответственности.
После потопа свет стал ограничен. Как мы уже говорили, радуга обычно видна после дождя, вследствие попадания белого “чистого” света в капли дождя. На иврите дождь - это гешем, а гашмиют – материальное. Свет как бы оделся в материальную оболочку, и обычный белый свет стал труднодоступен.
Свобода выбора и доступ к свету после потопа стали ограничены, и именно на это указывает радуга. Возможность быстрого исправления ошибки Адама, существовавшая до потопа, была не реализована, и в силу облачения света в материальное процесс исправления занимает много времени. Одно из имён этого мира – это детский мир. Наши возможности так ограничены, что по сути дела мы ничего не можем поломать, мы пока только учимся, и эффективность наших учебных пособий отражает наш уровень развития.
Книга Зоар говорит, что Машиах не придёт, пока видна обычная радуга (Зоар 1:72б). После прихода Машиаха в мире исчезнут привычные нам ограничения на доступ к свету, и мир будет обновлен. В этом смысле сейчас очень важное время – для того чтобы поступить в университет, нужно закончить среднюю школу. Мир, в котором мы живём – это средняя школа, и если мы будем прогуливать меньше уроков и больше учиться – есть шанс, что на более высоком уровне будет легче.
р.И.Гладштейн

Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru


ШАБАТ ШАЛОМ!
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

Лех Леха, 5768

«Любовь с первого взгляда»

О количестве и качестве.

«И вывел его наружу и сказал: «Посмотри
пожалуйста на небо и сосчитай звёзды…
таким будет потомство твоё»
Берешит 15:5

Попробуем прочитать эти слова по-еврейски, с акцентом.
Баалль Шет Тов видит в них следующую картинку: мелкая звёздная крошка в бескрайности неба. На самом же деле величайшие миры там, на небе, здесь, в человеческих представлениях кажутся едва различимым интерьером в громаде человеческой жизни.
Так же и еврейский народ – его величие различимо лишь в масштабах Неба. На земле же евреи малы и унижены.
Гурский ребе Ицхак-Меир, основываясь на словах РаШИ «Поднимутся выше звёзд» передаёт нам следующую зарисовку: Всевышний подымает Авраама выше звёзд и прочих материальный ограничений этого мира и обещает ему, что «таким» - неподвластным судьбе (звёздам) – будет потомство твоё».
Ещё одно видение связано со следующей деталью. Сказано непосредственно перед нашим эпизодом: «И было при заходе солнца» (Берешит 15:12). Учитывая это обстоятельство – не зашедшее солнце – читаем (с еврейским акцентом, естественно): «Посмотри пожалуйста на небо» - пока солнце ещё не зашло – «и сосчитай звёзды» - попробуй сосчитать звёзды – «если сможешь сосчитать их» - разве удастся тебе сосчитать их при солнечном свете? Несмотря на несметность звёзд, одна из них – солнце – способна заслонить собой всё! И множество народов (количество) пусть не сокроет для тебя (нас!) качество.
« И сказал ему: « Таким будет потомство твоё» - действительно, Израиль будет маленьким среди народов мира, но свет, исходящий из еврейской Торы, будет вечным и в конечном итоге «погасит звёзды» других народов.

Надмирность связи.

И сказал Всевышний Авраму: «Выйди в себя…»
Бе-рейшит 12:1

Нашу главу мудрецы озаглавили первыми словами, с которыми Всевышний обратился к первому еврею – Авраму. Слова эти: «Выйди в себя», - были сказаны семидесятипятилетнему человеку, вся жизнь которого была борьбой за распространение Истины.
В три года, повествует Устная Тора, Аврам пришёл к безусловному выводу об абсолютности Всевышнего. Его бескомпромиссная позиция в деле распространений изначальных представлений о Творце привела Аврама в горящую печь. Очевидно, что жизнь этого незауряднейшего из людей заслуживает по крайней мере упоминания Пятикнижием. Письменная Тора упоминает об Авраме как об одном, ничем не примечательном потомке Ноаха (в конце главы «Ноах»), и лишь в нашей главе с приказа Создателя семидесятипятилетнему Авраму начинается наше знакомство с праотцем еврейского народа.
Раби Менахем Мендл Шнеерсон усматривает в демонстративном неупоминании первых семи с половиной десятилетий жизни Аврама возможность определения особенности еврейского народа. Само указание «выйди» подразумевает оставление всего бывшего, конечно же не потому, что прошлое Аврама не значимо, а потому, что еврейская часть жизни нашего праотца никак не следует из его прошлого. Идея, которую декларирует Тора, - это неограниченность связи между Всевышним и Его народом. Даже несомненно высочайший духовный уровень Аврама не есть причина его избранности!
Ведь как бы высок ни был уровень человека, отношения, установленные в результате достижения этого уровня, будут необходимо ограничены и зависимы, как и всё имеющее причину в плоскости человеческого восприятия. Выбор Создателем нашего народа (и его со-причину – праотца Авраама) не имеет никаких выразимых или постижимых человеческим разумом причин. Оттого-то и упомянут Аврам как один из…
Своим приказом Творец поднял Аврама над действительностью этого мира и сделал основу отношений с еврейским народом бесконечной. Вывод, который можно сделать из вышесказанного – никакие усилия, направленные на восстановление связи с нашим народом его «инакомыслящих» сыновей не напрасны!

р.М-М.Гитик

«Новизны учеников очарование»

Лех-Леха. Израиль после обрезания.

В качестве награды за обрезание в возрасте 99 лет Всевышний обещает Аврааму, что в результате этого поступка его потомки будут владеть землей Израиля. Более того, в книге Йеошуа есть подробное описание массового обрезания евреев перед входом в землю Израиля, так как иначе невозможно получить эту землю (Йеошуа 5:4) Обещание, данное Аврааму, особенно актуально в наше время. В чём же связь между тем, что произошло во времена Йеошуа и событиями, происходящими сейчас?

В начале двадцатого века евреи, активно участвовавшие в заселении Израиля, были в своем большинстве не религиозны. Единственным исключением из правил была заповедь обрезания. Даже в тех случаях, когда к кашруту, Шаббату и другим базовым заповедям Торы относились легкомысленно - мицва брит мила (заповедь обрезания) выполнялась безоговорочно.

Книга Зоар обращает наше внимание на то, что евреи - это не единственные потомки Авраама, которые имеют связь с землей Израиля. Кроме Ицхака, обрезание было сделано и Ишмаэлю. Ишмаэль – праотец арабов, будучи обрезанным, тоже имеет косвенное отношение к земле Израиля (Зоар 2:32а). Зоар говорит, что так как обрезание Ишмаэля было ”неполным и пустым”, то и власть арабов над землей Израиля будет неполной и только до тех пор, пока земля Израиля пустынна. Когда заслуга Ишмаэля за обрезание будет исчерпана, тогда Земля перейдет во владение евреев.


Цанзер Ребе (Венгрия, начало 19 века) был задан вопрос: ведь в том, как была выполнена мицва обрезания, у Ишмаэля есть явные преимущества перед Ицхаком: Ишмаэль пошёл на обрезание соверщенно осознанно - в возрасте 13-ти лет, а Ицхак, которому в момент обрезания было 8 дней, вообще никак не участвовал процессе и, соответственно, заслуга Ишмаэля больше.

В ответ прозвучало то, в чём мы можем воочию убедиться в наше время: когда народ Израиля вернётся в землю Израиля, то будет много евреев, которым не было сделано обрезание в 8-дневном возрасте. Заслуги взрослых людей, сделавших обрезание в сознательном возрасте, по своей воле, в конце концов, отрежут Ишмаэля от земли Израиля. Это то, что мы видим в нашем поколении - масса людей делает брит мила – и, используя ту возможность, которой они были лишены в детстве, приближают возвращение Израиля в свою землю.
р.И.Гладштейн

Уважаемые господа, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru


ШАБАТ ШАЛОМ!
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

КНИГА "БЕРЕШИТ"
РАЗДЕЛ "ЛЕХ ЛЕХА"

Нахум ПУРЕР
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

В десятом поколении после Ноаха на свет появляется Аврам (впоследствии Авраам), будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет Высший Разум, Творец вселенной -- Б-г. В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении, Всевышний открывается Авраму и велит ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ. Когда Аврам приходит в Ханаан вместе с женой Сарай (впоследствии Сара), племянником Лотом, спугами и единомышленниками, Б-г сообщает ему, что эта земля будет отдана его потомкам.
Вскоре в стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Зная дикие нравы египетских варваров и опасаясь, что красота Сарай погубит его, он выдает ее за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее. Аврам возвращается в Ханаан с щедрыми дарами от египтян и многочисленным скотом. Лот отделяется от Аврама из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами, и поселяется в долине Иордана, в процветающем, но порочном городе Сдоме.
Между местными правителями вспыхивает война. Сдом побежден, и Лот попадает в плен. Аврам бросается ему на выручку с горсткой верных людей и одерживает победу. Он освобождает племянника, но отказывается от военных трофеев. Б-г сообщает Авраму в мистическом видении, что его потомки будут порабощены четыреста лет в чужой стране, но затем выйдут из плена "с большим достоянием" и вернутся в Эрец-Исраэль.
Сарай бесплодна; она дает Авраму свою служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво. Сарай проявляет строгость, и Агарь уходит из дома, но затем возвращается по велению ангела и рожает Ишмаэля. Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак союза с Ним, меняет имя Аврама на Авраам, а Сарай -- на Сара и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.

ЗАВЕЩАНИЕ С ЛОВУШКОЙ
"И было это в дни Амрафеля, царя Шинарского..." (14:1).

Один богатый еврейский купец, оказавшись в дальней стране, тяжело заболел и вскоре понял, что его конец уже близок. Лежа на смертном одре, он с горечью думал, что все взятые им в путь товары и деньги окажутся после кончины в руках раба, который сопровождал его в поездках, а не единственному и горячо любимому сыну, оставшемуся на родине. Положение казалось безвыходным.
И тут умирающему пришла в голову блестящая мысль. Он позвал раба и сказал: "Пригласи нотариуса, чтобы я мог продиктовать ему мою последнюю волю и решить наследственные дела". Нотариус явился и стал записывать под диктовку умиравшего купца: "Я завещаю моему рабу все, чем я владею. Мой сын унаследует только одну вещь по своему собственному выбору".
Раб был вне себя от радости. Когда купец скончался, он спешно вернулся на родину, явился к сыну умершего, с притворной скорбью сообщил ему печальную весть и тут же ознакомил его с отцовским завещанием.
Сын тяжело переживал смерть отца и не думал о потере наследства. Но спустя некоторое время, когда первый шок свалившегося горя прошел, он перечитал загадочный текст завещания и отправился к раввину за советом. На следующий день ему предстоял суд по наследственным делам.
Раввин выслушал печальный рассказ сына, внимательно прочел завещание и улыбнулся. "Твой отец был очень умным человеком, -- сказал он. -- Он позаботился о том, чтобы его имущество не было расхищено или украдено рабом. Поэтому он как будто подарил его рабу, чтобы тот берег его, как свою собственное. Завтра, когда раб представит "бейт-дину" завещание твоего отца и скажет, что отец отдал ему все, чем он владел, кроме одной вещи, которую ты можешь выбрать, положи руку ему на плечо и заяви: "Из всей собственности отца я выбираю этого раба". Ведь ты знаешь, что по нашему закону человек, купивший раба, становится владельцем всего, чем владеет этот раб. В результате все имущество твоего отца перейдет к тебе. Именно этого он и хотел".

ПРАВЕДНОСТЬ В КВАДРАТЕ
Германское "экономическое чудо" -- одна из удивительнейших страниц современной истории. В результате Второй мировой войны Германия была разгромлена, разграблена и расчленена странами антигитлеровской коалиции. Казалось, эта страна никогда не восстанет из пепла. Но прошло всего пятьдесят лет, и Германия превратилась в одно из самых богатых, продуктивных и технически развитых государств.
Как объяснить этот феномен? Можно, конечно, сослаться на традиционную немецкую дисциплину и деловитость, на особо благоприятные политико-экономические условия. Но сегодняшний раздел Торы позволяет оценить ситуацию еще под одним углом.
В разделе "Лех леха" есть странный на первый взгляд и выпадающий из сюжетной канвы эпизод, в котором рассказывается о том, как коалиция четырех царей разгромила армии пяти других царей.
Комментаторы дают такое объяснение. Б-г нарочно подтолкнул к войне четырех царей, возглавляемых Амрафелем, царем Шинарским, чтобы в результате этих событий Авраам получил возможность проявить еще одну грань своей личности: физическую силу и отвагу в бою. Лот, живший в порочном городе Сдоме, оказался пленником победоносной коалиции. Аврааму ничего не оставалось делать, как мобилизовать своих учеников и спасти племянника. Несмотря на подавляющее численное превосходство врага, Авраам и его 318 бойцов разгромили армию четырех царей и захватили всю их богатую добычу.
И тут Авраам проявил еще одно выдающееся качество -- несравненное благородство. Он отказался от трофеев, хотя по тогдашнему закону победителю принадлежало все. Авраам хотел тем самым показать, что он пошел на войну исключительно по альтруистическим соображениям -- ради спасения племянника.
Сам он не взял "ни нитки, ни ремешка для обуви", но со своими соратниками велел произвести полный расчет, из чего мы выводим еще один моральный урок: нельзя быть праведником за счет других.
Б-г стоит за кулисами всех исторических спектаклей. Подобно тому, как Он стравил коалицию четырех ближневосточных царей с их взбунтовавшимися вассалами, четыре тысячи лет спустя, уже в нашу эпоху, Он обеспечил экономический взлет Германии для того, чтобы потомки Авраама получили от немцев то, что им причитается по праву -- пенсии и денежные компенсации на сотни миллионов долларов. Всевышний хранит и преумножает имущество злодеев, чтобы оно досталось их жертвам.

СОХРАНЯЙ ДИСТАНЦИЮ
"И сказал Б-г Аврааму. "Знать ты должен, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране..." (15:13).

Ребе из Коцка дает оригинальное толкование этому пророческому видению Авраама о предстоящем Египетском рабстве. Когда сыны Израиля находятся в изгнании, они должны чувствовать себя пришельцами и вести себя соответственно, а не бороться за равные права и не пытаться поскорее слиться с местным населением. Иначе жажда ассимиляции породит не меньшую по силе жажду крови у представителей титульной нации.
Есть и другое объяснение. В приведенных словах выражено не долгосрочное пожелание, а сообщение. Б-г говорит евреям, что, отправив их в изгнание, Он не позволит им слишком тесно сближаться с коренными народами. Либо мы останемся "пришельцами", либо по нам ударит бумеранг лютой ненависти...

Шаббат Шалом! :neon:
Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

Сообщение Андрей »

ВАЭРА 5768

«Любовь с первого взгляда»

Гостеприимство в широком смысле слова – не роскошь, а средство выжить в нашем поколении.

«И сказал…пожалуйста не пройдите мимо слуги вашего».
Бе-рейшит 18:3

Как мы с Вами вспоминали в Суккот, именно отсюда мудрецы учат закон о важности гостеприимства: “…отсюда следует, что более значимо гостеприимство, чем даже принятие Шхины (сияние Истины)” (трактат Шабат 127:1)
Первый из вопросов, на который мы попробуем ответить, - из чего следует вышеприведенный силлогизм (умозаключение, логический вывод) мудрецов? Рабби из Шепетовки усматривает ответ в поведении Авраама, который, “сломя голову”, бросается на “охоту за гостями”. “Охота”, им проявленная, следует из поведения Вс-вышнего, “вытащившего Солнце из его чехла”(мидраш Берешит Раба, Ваэра), а следовательно, понимавшего, что другим способом (как например – Своим Присутствием) Авраама не удержать.
Вопрос о свободе выбора мы оставляем в качестве домашнего задания читателю, а сами попробуем извлечь мораль с помощью Бааль Шем Това.
“Иногда, - говорит зачинатель хасидизма, - следует оставить изучаемую Тору и пойти на слушание пустопорожней болтовни ради выполнения мицвы о гостеприимстве”.
Формулировка морали принадлежит ребе Менделе из Коцка: “Кто герой? – Тот, кто обуздывает свой Ецер – свой Ецер Тов” (доброе начало) – поясняет Коцкий Ребе.

PS: Для тех, кто хочет проверить правильность выполненного домашнего задания:
Наш выбор – обращать или, не дай Б-г, не обращать внимание на намеки Вс-вышнего.
Или, совсем по-простому: “обнаженное Солнце” “заставило” Авраама “делать ноги”.

PPS: К р. Хаиму Каневскому, вернувшемуся после 2-х недельного отдыха в Цфате, подошел ученик и вежливо поинтересовался, как учителю отдыхалось. Рав Хаим сказал, что это было чудеснейшее время, позволившее ему успеть больше, чем он успевает за целый год. “Но почему же тогда рав не задержался еще немного?” – спросил ученик. “А как же со всеми людьми, которые ежедневно приходят ко мне задавать вопросы?” – ответил рав.

Новый сорт человека.

«Встань, возьми жену свою и двух дочерей
твоих, находящиеся [при тебе]»
Бе-рейшит

Вопрос, возникающий при чтении главы «Ваэра», самоочевиден: столько внимания Лоту – отчего?
Уже ангел Рефаэль, посланный исцелить Авраама после обрезания, был нацелен на спасение Лота, затем подробное описание его (Лота) «вытаскивания» из места, подлежащего уничтожению, вино чудесным образом заботливо доставленное в пещеру (мидраш), где Лот нашёл убежище и, наконец, рождение Моава и Амона.
Ответ мудрецов нам известен: «Не «двух дочерей находящихся», а двух находок – Рут- моавитянку и Нааму-амонитянку*». И все «излишние» подробности – это особенности биографии самого Машиаха. Вот только остаётся вопрос, а другой родословной нельзя было дать нашему долгожданному?!
Маараль, разъясняя ситуацию, подчёркивает, что ветвь Машиаха не могла быть просторастущей на древе нашего народа. Ведь идея Машиаха – это идея раскрытия нашего мира как мира следующего, а потому принципиально новая, никак из повседневности не вытекающая. И потому в качестве родословной для царя-избавителя нужна была альтернатива Израилю как наименее ассоциируемая с путём Авраама. Лот**, говорит рав Моше Шапиро, происходит от «лемалет». Само его имя означает «скрывающий, убегающий, укрывающий недостойное». И его существование поддерживается лишь необходимостью существования в этом мире противоположностей. Мидраш безусловно определяет единственную причину его спасения – Авраама!
Находка – это никак не вытекающая из реальности польза, или, пользуясь языком ботаники, - прививка на существующем дереве совершенно чуждого ему, внешне, сорта. Результат селекции (от Лота через Балака до Рут и затем Наамы) – ни из чего не вытекающая (то есть не имеющая причины в нашей реальности), но абсолютно живая*** (неистребимая) ветвь царя Давида!


*Рут – прабабка царя Давида, а Наама – мать Рехов`ама, сына Шломо сына Давида.
**информация к размышлению: р.М.Шапиро определяет функцию Лота в этом мире как женское начало. Отсюда его всегдашнее желание укрыться от сверхактивного Авраама. Сдом – строящий жёсткую автономную систему законов – духовная броня, за которой пытается укрыться Лот от необходимости изменений, движения, идущих от влияния Авраама. Излишняя «мужественность» содомлян проявилась в их желании «познать гостей» как очевидно слабых, беззащитных, т.е. представляющих женское начало
***обычно под жизнью мы подразумеваем именно связанность

р.М.-М. Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Сознательное и бессознательное.

Как обычно воспринимается история о жертвоприношении Ицхака? Авраам, получив приказ зарезать своего единственного любимого сына Ицхака, находит в себе силы сделать то, чего от него хочет Всевышний, и в самый последний момент Всевышний останавливает его и спасает Ицхака. Самое интересное в этой истории, что ничего такого в тексте Торы нет.

Жертвоприношение Ицхака является 10 тестом Авраама. Но в чем заключалось это 10-е испытание? Оно было демонстрацией того, насколько сильно наши внутренние ожидания и предположения влияют на восприятие реальности.

Всевышний говорит Аврааму: "в'аалеху шам л'ола" - "и подними его там для поднятия". Нигде нет просьбы зарезать Ицхака, слово "ола" может означать жертву всесожжения, а может означать "подъём". Раши так и описывает просьбу к Аврааму - "Не было сказано зарежь его, а только подними, и после того, как он будет поднят, опусти" (Берейшит 22:2).

Во всей этой истории будут прослеживаться разные уровни восприятия Авраамом этой просьбы. Читаем дальше: после трёхдневного путешествия к горе Мория Авраам говорит Ишмаэлю и Элиэзеру - "Останьтесь здесь с ослом - мы с Ицхаком поднимемся на гору, поклонимся, и вернёмся к вам"(Берейшит 22:5). Как мы видим, вернёмся, написано во множественном числе, то есть на каком-то уровне Авраам осознает, что вернутся оба - и он и Ицхак.

Далее, уже после того, как Ицхак связан на жертвеннике, мы читаем, что Авраам "посылает свою руку" для того, чтобы взять нож (Берейшит 22:10). "Посылает свою руку" подчёркивает взаимодействие между разными уровнями сознания Авраама. На сознательном уровне Авраам пытается осуществить то, что он думал, что ему было сказано, но его тело, действующее на интуитивном, бессознательном уровне, на уровне рефлексов противодействует этому приказу.

10-й тест Авраама совершенно никак не связан со всем тем, что он выучил в жизни до этого. Более того, он противоречит всем планам на будущее, о которых Всевышний сам рассказал Аврааму. Авраам не отказался от сдачи такого сильно измененного экзамена. Представим себе ситуацию: мы готовимся к экзамену по физике, но в последний момент выясняется, что вместо задач по физике от нас требуется нарисовать восход солнца.

Одна из причин величия Авраама состоит в том, что он смог использовать абсолютно все свои ресурсы и сдать экзамен. Он не пытался установить сознательный контроль над бессознательным, не полагался только на свои эмоции, не пытался разделить то, что по определению разделить нельзя, но использовал все то, что ему было дано в работе на Творца. Очень часто люди, недавно открывшие для себя Тору, по какой-то причине решают, что нужно забыть и отбросить абсолютно все, что происходило в их жизни до этого момента, тем самым лишая себя возможности продвигаться дальше. Важно помнить, что тесты не легки, и сдать их можно только используя все свои возможности.

Как мы видим, наши ожидания и предположения могут играть нам на руку и быть нашим злейшим врагом. Вся наша жизнь это один большой урок. Для того, чтобы Тора смогла помочь нам разобраться где правда, а где ложь, от нас требуется приверженность к самому процессу обучения. Можно отказаться от экзаменов и контрольных, но тогда не получится закончить урок.

р. И. Гладштейн


Уважаемые читатели, шалом!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilevi@yandex.ru
Ответить