История Иудеи I века

Андрей
Сообщения: 724
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:10

История Иудеи I века

Сообщение Андрей »

Сергей Чевычелов



История Иудеи I века



Глава 1 Архелай





1. 4 год до н.э.

Консулы Гай Кальвизий Сабин и Луций Пассиен Руф.

Наместники провинции Сирия Публий Квинтилий Вар, Гай Сенций Сатурнин.

Второго числа месяца шват умирает Ирод. За несколько дней до смерти в страшных мучениях он диктует что-то секретарям, что-то родственникам с глазу на глаз - свою последнюю царскую волю. Внутренние нарывы и нестерпимые боли в желудке не дают ему спать, и даже короткое время полежать спокойно. Отекшими, как бревна, ногами ступает он по иерихонскому дворцу, распространяя повсюду зловоние от низа его живота, где в сплошной гниющей ране копошатся черви. Двигаться ему мешает сильная одышка, часто всего его охватывают судороги, во время которых царь обнаруживал неестественную силу.

Зная, насколько желательна и приятна его смерть большинству иудеев, в последние дни жизни Ирод проявляет необычайную жестокость. Он велит сжечь живьем законоучителя Матфия и его учеников, сбросивших золотого орла с ворот Храма. Затем умирающий царь приказывает собрать знатнейших мужей со всех мест царства Иудейского и заточить их на иерихонском ипподроме. После того, как этот приказ исполняется, он призывает к себе свою сестру Саломею и мужа ее Алексу и велит им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать день моей смерти как юбилей. Но, если вы выполните мою сегодняшнюю волю, траур и слезы заполнят всю Иудею. Поэтому, как только я умру, и народу не будет известно о моей кончине, пусть воины оцепят заточенных на ипподроме и изрубят всех по вашему приказу, дабы каждая семья в Иудее, против своей воли, плакала бы над моей смертью».

Как только Ирод умер и народу еще не было известно о его смерти, Саломея извратила последнюю волю умирающего и, вместе с Алексой, выпустила заключенных в ипподроме на свободу. Узникам сказали, что сам царь распорядился выпустить их. Знатные люди Иудеи разошлись по домам, пережив страдания и затаив обиду.

Когда глашатаи разнесли весть о смерти царя по всему царству, Саломея и Алекса собрали иродово войско в иерихонский амфитеатр. Перед солдатами выступил Птолемей, который ведал финансами при Ироде и которому царь вверил свой перстень с печатью. Он сообщил присутствующим о смерти Ирода, перечислил все его подвиги, победы в сражениях, построенные города и крепости, храмы, площади, галереи, дворцы, амфитеатры и ипподромы. Особенно подчеркнул Птолемей заслуги Ирода перед народом Израиля: строительство Храма, огромные жертвоприношения и пожертвования, золото и драгоценности, переданные пострадавшим от землетрясения и чумы. Затем хранитель печати зачитал царский рескрипт, предназначенный для воинов: царь благодарил последних за верную преданность и просил их так же отнестись к его сыну Архелаю, которого он назначает своим преемником. По прочтении рескрипта Птолемей вскрыл завещание и огласил его содержание. В завещании, которое вступало в законную силу только после утверждения императором, Архелай, старший сын Ирода от самаритянки Мальтаки, как уже сказано, унаследовал царский престол. Области Гавланитиду, Трахонею, Батанею и Панеаду наследовал сын Ирода от иудейки Клеопатры Филипп в виде тетрархии. Антипе, младшему сыну от самаритянки Мальтаки, Ирод отдал тетрархию в Галилее и Перее. Города Ямнию, Азот, Фазаелиду он предоставил сестре своей Саломее, которая получила еще пятьсот тысяч серебряной монеты. Всем остальным родственникам царь оставил каждому большие денежные суммы и значительные ренты, сделав их всех богатыми людьми. Цезарю Августу он завещал десять миллионов сребреников, множество различной золотой и серебряной утвари и драгоценной одежды, а жене императора Юлии и некоторым другим римским лицам он оставил по пятьсот тысяч. Архелаю отец в завещании также поручал препроводить императору Августу перстень с печатью Ирода и запечатанные этой печатью акты государственного правления. Император, как уже указывалось, должен был подтвердить, или же изменить завещание Ирода.

Сразу после прочтения завещания раздались громкие, даже ликующие, крики в честь нового царя, Архелая. Отряды воинов, возглавляемые лохагами, проходили мимо царской ложи, присягая новому правителю на верность и преданность. Судя по единственному почти полностью сохранившемуся амфитеатру того времени, лохи по 100 солдат заходили на арену через вход на длинной оси арены, приветствовали Архелая, возвышавшегося над ними, высота стены между ареной и трибуной была около 2 метров, и выходили через противоположный вход. «Предвечный, храни царя!», - кричали с каменных трибун жители Иерихона и пришлые гости, испрашивая у Господа благословление Архелаю, только что провозглашенному царем Иудеи.

Архелай устроил отцу пышные похороны и не остановился ни перед какими затратами, чтобы придать впечатляющий блеск похоронной процессии. Тело, облаченное в багряницу, уложили на золотую парадную кровать, украшенную множеством драгоценных камней, драпированную пурпуром с пестрыми узорами, покрыли алым сукном. Голову Ирода обвивала диадема, а над нею покоилась золотая царская корона, в правую руку вложили скипетр. Около последнего ложа умершего шли сыновья и многочисленная родня. За парадной кроватью, которую несли рабы, попеременно сменяя друг друга, в полной походной форме следовало иродово войско, сначала копьеносцы, затем лохи фракийцев, германцев и галлов, за ними вся остальная армия, снаряженная как на войну со своими лохагами и таксиархами во главе. Траурная процессия, замыкаемая пятью сотнями рабов и вольноотпущенников с курящимися благовонными травами в руках, прошла в таком порядке не менее восьми стадий (1,6 км) в направлении крепости Иродион, где по повелению покойного его и погребли. Гробницу сделали из иерусалимского камня, покрытого бронзой, и расположили между двух дворцов, построенных Иродом.



Кампания. Помпеи. Амфитеатр. Около 80 года до н.э – 24 августа 79 года н.э.
Любопытно, что стены театра, построенного Иродом в Иродионе, рядом с которым Ирод был похоронен,
покрыты фресками, выполненными в стиле распространенным в Риме и Кампании в 1 веке до н.э.



В мае 2007 года на территории крепости Иродион была обнаружена могила царя Ирода Великого. Ирода похоронили в роскошном двухэтажном мавзолее высотой 25 метров. Внутри мавзолея археологи нашли три саркофага: царский длиной 2,5 метра, квадратный в сечении и еще два саркофага поменьше. Изготовленный из розово-красного камня-известняка и украшенный орнаментом, Иродов саркофаг оказался разбитым вдребезги молотками, вероятно, еще в период Первого иудейского восстания 67-69 годов. Стилистически саркофаг, фрагменты мавзолея и орнамент полностью соответствуют иродианскому периоду. Тесно к мавзолею примыкает театр, который построил Ирод в честь приезда в Иудею Марка Агриппы, друга и зятя императора Октавиана Августа. Театр вмещал примерно 650 зрителей, сохранилась отдельная ложа, вероятно для самого царя. Достаточно четко сохранились фрески на уцелевших стенах театра. Эти фрески выполнены в стиле, который до сих пор не встречался на территории Израиля. Такой стиль был распространен в Риме и Кампании в 1 веке до н.э.

Волею судьбы израильский археолог и архитектор Эхуд Нецер, первооткрыватель гробницы Ирода, умер от травм, полученных рядом с этой гробницей, которую он искал 35 лет. Это случилось в понедельник 25 октября 2010 года, когда после совещания с сотрудниками на месте раскопок Нецер зашел в так называемую царскую ложу театра и облокотился на металлические перила. Болты, скрепляющие пруты лопнули, и перила рухнули с 6-метровой высоты вниз вместе с профессором. В результате двойного удара об землю 76-летний Нецер получил травмы головы и перелом шейных позвонков. Через два дня, 28 октября 2010 года, профессор Эхуд Нецер скончался в госпитале «Хадасса Эйн-Керем».





Археолог Эхуд Нецер рядом с саркофагом Ирода

По обычаю Архелай объявил в честь отца 7-дневный траур и дал народу, тоже по обычаю, богатый траурный пир. Отменив траур, он в белых одеяниях направился в Храм. Народ на улицах приветствовал его, прославляя имя нового царя. В языческом дворе Храма на возвышении был установлен золотой трон. Под восторженные крики собравшейся толпы Архелай взошел на помост и сел на трон. С самого начала приветственной речи новый царь старался говорить с народом мягко и любезно. Как и все сыновья Ирода, Архелай воспитывался и обучался в Риме. Поэтому он начал речь по всем правилам риторики с благодарности народу за усердное участие в похоронах его отца и за выражение ему верноподданнических чувств. Он поблагодарил собравшихся за то, что они предали забвению все несправедливости, совершенные по отношению к ним его отцом, и обещал приложить все старания, чтобы воздать им добром за их к нему расположение. И хотя, к нему, Архелаю, народ относится, как к новому царю, он удерживается пока не только от проявления власти, но и не принимает титула царя, пока император не утвердит завещание его отца. Он и в Иерихоне не принял царской диадемы, которую воины хотели возложить на него. Но, как только император утвердит завещание Ирода, он, Архелай использует всю полноту царской власти, чтобы вознаградить иудеев за расположение к нему, он докажет, что может быть во всех отношениях и для всех лучше отца своего Ирода. По окончании этой довольно продолжительной и весьма мягкой и любезной по отношению к народу иудейскому речи из толпы раздались крики. Вначале это были крики восхищения и восхваления нового царя. Однако, затем ободренные щедрыми обещаниями царя, люди из толпы стали требовать облегчения ежегодных податей и упразднения пошлин. Иудеи платили Ироду многочисленные налоги, а именно поголовную подать, поземельный налог, налог с домов, пошлину с товаров, привозимых на рынок, и другие пошлины, разоряющие народ с каждым годом все больше и больше. И, наконец, были еще и третьи, которые, вероятно, и стали зачинщиками грядущего мятежа. Они требовали освободить узников, заключенных Иродом в темницы и во множестве остающихся там. Для того, чтобы снискать расположение народа, Архелай обещал выполнить все пожелания народа, когда император утвердит его царем. Затем там же в Храме он принес жертву Предвечному и вместе со своей свитой и друзьями предался пиршеству.

Оставшиеся возле помоста с золотым троном люди не спешили расходиться, и толпа в языческом дворе Храма хоть и несколько поредела, но к вечеру стала еще более агрессивной. В толпе выделялись иудеи в черных похожих на мешки одеждах с обритой головой. Они открыли свой особенный траур и оплакивали казненных Иродом Матфия и его учеников, уничтоживших золотого орла, символ Рима, над храмовыми воротами. Но, этот траур не был, как обычно, тихий и сдержанный. По всему Иерусалиму слышны были душераздирающие стоны, надрывно возбужденные крики и плач. Громкие вопли слышны были везде, в том числе и в иродовом дворце, где пировал Архелай. Таким образом, они оплакивали тех, которые, по их словам, пали за веру отцов и, даже не были еще похоронены. Там же, у того места, где стоял золотой трон, собрали совет из имеющихся под рукой знатных граждан и направили представителя к Архелаю с требованием, наказать всех тех начальников, которых назначил Ирод, и прежде всего сместить первосвященника Иозара из рода Боэтосов и заменить его более сведущим в законах и более благочестивым и непорочным.

Площадь, на которой стоял Храм, образовывала неправильный четырехугольник, северная сторона которого – 317 м, восточная – 466 м, южная – 281 м и западная – 488 м. Таким образом, все это пространство составляло 12 гектар с лишком. По четырем сторонам квадратной площади шли великолепнейшие галереи на севере, востоке и западе в три ряда толщиною в 15 м, на юге – в 4 ряда. Южная галерея, так называемая Царская, состояла из 162 мраморных колонн коринфского ордера и была самая величественная. На севере к этим галереям примыкала колоннада соединявшая Храм с крепостью Антония. В некоторых местах были ступени, по которым входили на самый низкий и большой языческий двор, или двор язычников. На дворе язычников Ирод расточил богатство своего вкуса: по внутреннему периметру, как сказано было, шли галереи, пол устлан был мраморными плитами, крыши были плоские, устланы кедровым деревом и покрашены золотой краской, и поэтому, как это будет видно позже, хорошо горели. Этот двор, судя по названию, был доступен всем нациям. Здесь продавали голубей, быков, овец, коз. Здесь же размещались лавки и столы менял. В южной царской галерее учили раввины, и проповедники собирали около себя народ. Посередине языческого двора поднималась на четыре с небольшим метра терраса, окруженная каменной оградой высотой полтора метра. У Коринфских ворот, ведущих на террасу в двор жен находились надписи на латинском и греческом языках, в которых запрещалось под угрозой смерти не иудеям проходить дальше. Из двора жен в двор мужей вели Красивые ворота, отличающиеся и своею величиной и обилием золотых и серебреных украшений. Двор мужей отделялся от двора священников низкой узорной каменной решеткой около 60 см высотой. На дворе священников находились жертвенник и «Медное море». Жертвенник имел около 25 м в длину и в ширину и около 5 м в высоту. На четырёх углах его были украшения в форме вьющихся растений. Поднимались к нему по наклонному помосту, примыкавшему к жертвеннику с южной стороны. В стороне от жертвенника, к западу, то есть ближе к Храму помещалось "Медное море" – огромная бронзовая чаша с 12 кранами для омовения рук и ног священников. Диаметр "медного моря" был около 5 м, высота около 2,5 м, вес его был около 30 тонн, и оно вмещало около 80 куб. м воды. Храм стоял на 12 ступеней выше и был весь из белого мрамора, а фасад его был золотой. От притвора вел портик к золотой двери в святилище, которая была всегда открыта.

Архелай поспешил поскорее успокоить народ и пока воздержаться от казней, понимая, что если эти народные волнения усилятся, то сделают его путешествие в Рим совершенно невозможным. Он послал к мятежникам одного из своих таксиархов, предварительно проинструктировав его. Надо сказать людям, напутствовал он военоначальника, чтобы они прекратили беспорядки, поскольку казнь их родственников и друзей была вполне законной, что в требованиях их много оскорбительного как для покойного царя, так и для его наследника Архелая. Сейчас, прежде всего, должен был сказать таксиарх вожакам, требуется единодушие царя и народа, пока Архелай не вернется обратно из Рима и законно взойдет на царский трон. Тогда он, новый царь Иудеи, обсудит с ними совместно их требования, если сейчас, опять-таки, они не превратятся в настоящих бунтовщиков.

Однако, ни таксиарху этому, ни последующим архелаевым переговорщикам мятежники не дали возможности передать слова Архелая, встречая их градом камней еще при входе на языческий двор.

Тем временем наступил четырнадцатый день весеннего месяца нисан, с которого начинается праздник Песах, или еще он называется Хаг а-Мацот — праздник опресноков, иудеям древним законом предписано в этот праздник есть опресноки. Это напоминает им исход из Египта. В эти дни приносится больше жертв, чем в какой-либо другой праздник; и на поклонение Всевышнему стекается в Иерусалим огромное число паломников не только из Иудеи, но и из других, даже может быть, очень далеких стран. Таким образом, к началу Песаха число бунтовщиков, оплакивающих смерть законоучителей Иуды и Матфия, выросло в несколько раз, они расположились в языческом дворе храма, где было достаточно запасов продовольствия, камней и деревянных палок, чтобы удерживать оборону долгое время. Тогда Архелай, опасаясь разрастания бунта, послал в Храм отряд в тысячу тяжеловооруженных воинов под командой хилиарха с предписанием рассеять мятежников раньше, чем к ним присоединятся многочисленные паломники, обитающие в Храме и на равнине за городской стеной, и доставить к нему всех главарей разгорающегося бунта. Дождавшись, пока отряд пройдет через наружные ворота Храма в языческий двор, толпа простонародья и паломников, крича и ободряя друг друга, окружили воинов и закидали их камнями. Тяжеловооруженный воин бросает пилум, прежде чем атаковать противника с мечом. Так вот, из-за лавины камней метнуть пилум большинство не успело, а до мечей дело практически не дошло. Спастись бегством смогли лишь немногие воины и их тяжелораненый хилиарх. Между тем жертвоприношения в Храме не прекращались ни на миг.



Макет Иерусалима времен 2 Храма.
Видно, что Храм Ирода представлял собой, по сути, очень хорошо укрепленную крепость,
а огромный, внешний по отношению к другим дворам, языческий двор – плацдарм для оборонительного сражения.

Медлить дальше было нельзя, и Архелай задействовал все войско Ирода. Пехота густыми колоннами вступила в Иерусалим. Кавалерия высыпала в поле напротив Овчих и Золотых ворот города. Войдя в языческий двор, пехотинцы перебили всех находящихся там мятежников и паломников. Кавалерии была поставлена задача воспрепятствовать поддержке бунту в Храме извне и выловить тех, кто убежит из Храма через ближайшие городские ворота. Таким образом, всадники и пехота убили около трех тысяч человек, а кто смог убежать, укрылись на ближайших холмах. На следующий день глашатаи Архелая возвестили всем в Иерусалиме и в окрестностях, что царь прощает всех убежавших и скрывающихся и разрешает им вернуться к делам своим. И хоть жертвоприношения не прекращались, люди, боясь всяких неприятностей, прекратили празднование Песаха и разошлись по домам.



Иерусалим первой трети I века н.э.

Красные стрелки – направления ударов пехоты, и синие стрелки – кавалерии Иродова войска.

37. Голгофа; 46. Ворота Судные; 47. Ворота Веньямина; 48. Ворота Рыбные; 49. Ворота Овчие; 50. Ворота Золотые; 51. Ворота Конские; 52. Ворота Водяные; 57. Ворота Дженнат (Садовые); 59,86,87. Ворота Царские; 60. Ворота Шалехет; 61. Ворота Темничные; 62. Соломоновы ворота; 71. Башня Меа; 72. Крепость Антония; 74. Башня Хаканэла; 77. Башня Фазаеля; 80. Храм; 82. Языческий двор; 83. Коринфские ворота; 84. Двойные ворота; 85. Тройные ворота; 89. Двор жен; 90. Красивые ворота; 91. Двор мужей; 92. Двор священников; 93. Жертвенник; 94. Медное море; 95. Притвор; 101. Дворец Хасмонеев; 113. Дворец Ирода (Царский дворец).

Наконец-то, кроваво расправившись с собственным народом, Архелай получил возможность отправиться в Рим к императору Августу. Сопровождали Архелая, помимо его многочисленной свиты и друзей, мать Архелая Мальтака, Птолемей, хранитель царского перстня-печати, бывший секретарь Ирода Николай, сестра умершего царя Иудеи Саломея со своими детьми и другие родственники будущего царя. Саломея со своей многочисленной родней направилась в Рим, якобы поддержать Архелая в его утверждении царем Иудеи, а на самом деле, противодействовать ему в этом и довести до Цезаря Августа, что случилось в Храме. Все государственные и домашние дела в Иудее Архелай оставил на своего брата Филиппа, сына Ирода от иудейки Клеопатры. Еще не осела пыль после процессии Архелая, как вслед за ним в Кесарию отправился Антипа, его младший кровный брат. Саломея убедила Антипу, что он имеет больше прав на престол, чем Архелай, поскольку он был объявлен будущим царем Иудеи в первом завещании, составленном Иродом в начале болезни, и оно имеет более законную силу, чем написанное впоследствии. Антипа взял с собой Птоломея, брата секретаря Ирода Николая. Птоломей раньше принадлежал к числу наиболее влиятельных друзей Ирода, а теперь предпочитал видеть будущим царем Антипу. Был еще некий Иреней, ритор, благодаря необыкновенному красноречию достигший высокого общественного положения. На него Антипа возлагал большие надежды и взял с собой.

По прибытию в Кесарию Архелай встретился с Сабином. О последнем известно очень мало. В Древнем Риме когномен Sabinus был, в частности, родовым прозвищем в родах Кальвизиев и Клавдиев. Так что, не известно, был ли он плебеем или патрицием. Известно, что он пришел в Кесарию по заданию императора во главе одного из трех легионов, располагающихся в Сирии, и должен был идти дальше в Иерусалим, Иерихон и другие города, чтобы принять под охрану деньги и драгоценности, оставшиеся после Ирода. Таким образом, Сабин был легатом и квестором провинции Сирия и, имея дополнительно к этому обязанности посланника императора, он обладал почти такими же полномочиями, как и наместник Сирии Публий Квинтилий Вар, правда, временными. Учитывая обстановку в державе Ирода, Архелаю очень не хотелось пускать Сабина с римским легионом в Иудею. Поэтому он через Птолемея пригласил Квинтилия Вара в Кесарию. Каким-то образом Вару удалось уговорить Сабина, не занимать иудейских крепостей и не опечатывать казну, а оставить ее в распоряжении Архелая до принятия решения императором. Сабин обещал Архелаю, остановиться в Кесарии до решения императора. Тем не менее, как только Вар вернулся в Антиохию, а Архелай отплыл в Рим, Сабин двинул легион по дороге на Иерусалим. В городе он завладел дворцом Ирода. Это было великолепное и огромное, в греческом стиле, здание, выстроенное Иродом, страстным любителем построек, по признанию многих, талантливым архитектором. Дворец находился в северо-западной части верхнего города. Его окружали стены высотой около 15 метров с богато украшенными башнями. Дворец окружал превосходный парк с искусственными прудами, галереями и колоннадами для прогулок. Обширное здание дворца с боковыми флигелями превосходило великолепием сам Храм. Стены были сделаны из мрамора, колонны из серпентина и порфира. Римский легион расположился в Антониевом дворце-крепости и в башнях города. Крепость Антония имела около 20 метров высоты, и стояла на высокой почти 25 метровой, скале, обложенной гладкими камнями, что делало ее еще более недоступной. Кроме того, крепость была окружена стенами, в 4-х углах которых находились 4 башни. Там, где башня соприкасалась с двором Храма, она имела ступени по обеим сторонам. Площадь, ограниченная стенами крепости, была настолько велика, что вмещала в себя казармы для войск, с дворами и термами. Широкий ров отделял крепость от горы Безеты на севере, и потайной ход вел из Антониевой крепости во внутренность Храма.

Сабин послал за начальниками гарнизонов в Иудее и прямо потребовал от них отчета о хранящейся у них казне. Однако начальники либо отказались давать эти сведения, ссылаясь на приказ Архелая, либо не явились вовсе.

(продолжение следует)



Словарь малопонятных слов

Диадема - головная повязка, на Востоке издревле считалась знаком царского достоинства.

Квестор - чиновник для ведения финансовых дел в Римской провинции.

Когномен – в Древнем Риме личное или родовое прозвище.

Консул - высшая выборная государственная должность в эпоху республики в Древнем Риме. Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год.

Легат – посланники Рима, отправляемые к другим правительствам или народам.

Лохаг - командир лоха (отряда), очевидно, в те времена соответствовал римской центурии (100 воинов).

Опресноки – пресный, не квашеный хлеб.

Пилум - метательное копьё, состоявшее на вооружении легионов Древнего Рима.

Хилиарх, таксиарх - командиры отрядов в 500-1000 воинов, звания заимствованы у греков.

Шеват (шват) - пятый месяц еврейского года, начинающегося в месяце Тишре, либо одиннадцатый при отсчёте от Нисана, называемого в Торе первым месяцем. Соответствует обычно январю-февралю.



Источники

1. Иосиф Флавий. Иудейские древности.

2. Иосиф Флавий. Иудейская война.

3. Юрий Виппер. Иерусалим и его окрестности времен Иисуса Христа. Москва. 1886 г.

4. С.М. Дубнов. Всеобщая история евреев. Книга I. СПб.1910 г.
Сергей Чевычелов
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 26 фев 2017, 20:31

Сообщение Сергей Чевычелов »

Мне очень приятно, что моя статья опубликована на форуме.
В таких случаях принято указывать адрес первой публикации.
http://berkovich-zametki.com/2016/Zamet ... helov1.php
Продолжение будет в конце марта этого года.
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

[quote=""Сергей Чевычелов""]Мне очень приятно, что моя статья опубликована на форуме.
В таких случаях принято указывать адрес первой публикации.
http://berkovich-zametki.com/2016/Zamet ... helov1.php
Продолжение будет в конце марта этого года.[/quote]

Сергей,извините,я обычно всегда это делаю,даю ссылки на источник,но здесь как то так получилось.
Извините.
Доброго Вам времени.

Заходите к нам почаще и прошу Вас и нас не обделять своими работами и публиковать их здесь.

С Уважением Андрей.
Последний раз редактировалось Андрей Дубин 27 фев 2017, 10:00, всего редактировалось 1 раз.
Сергей Чевычелов
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 26 фев 2017, 20:31

Приложения к "Истоии Иудеи I века". Приложение 1.

Сообщение Сергей Чевычелов »

Сергей Чевычелов. Последний пророк. Роман.
http://berkovich-zametki.com/Kiosk/Chevychelov.pdf
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

[quote=""Сергей Чевычелов""]Сергей Чевычелов. Последний пророк. Роман.
http://berkovich-zametki.com/Kiosk/Chevychelov.pdf[/quote]


Спасибо Сергей,начал читать,но сразу Вам скажу что именно по всем Законам иудаизма такого и быть даже не могло,даже ситуация с Захарией просто невозможна по Закону Торы.

Он не мог входить в Святая Святых,после того ,как он онемел,так сразу "череда" его и закончилась,потому что коэны ,имевшие какой то физический недостаток к службе в Храме не допускались,а выполняли лишь вспомогательные функции.
Вы представьте себе немого христианского священника служащего литургию,можете это сделать ?

Да и народу не было надобности ждать его выхода из Храма,с чего Вы и Евангелисты пришли к такому выводу ?
Интересно мне очень.

Сергей,Вы талантливый человек,это беспорно,я прочитаю Ваш роман и если Вы хотите дам Вам много причин невозможности такого в реальной жизни Иудеи 1-го века.

Если Вам это нужно,тогда скажите мне об этом.

Ваш бы талант,да в служение Б-гу Израиля,а Вы тратите его на бессловесных идолов,на выдумки и фантазии человеческие.

Иоанн "окунатель" никогда не был пророком,да он и сам это говорил не скрывая,зачем Вы этого человека в пророки определили ?

Сергей,нехорошо это,в Торе есть признаки,по которым можно и нужно отличить пророка от лжепророка и Иоанн попадает по Торе в лжепророки,а с такими участь одна.

Как мне обидно за Вас.

С Уважением к Вам Андрей.
Последний раз редактировалось Андрей Дубин 27 фев 2017, 15:29, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

[quote=""Сергей Чевычелов""]Сергей Чевычелов. Последний пророк. Роман.
http://berkovich-zametki.com/Kiosk/Chevychelov.pdf[/quote]

Лука 1:13-17:

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

Интересно, откуда Лука, ученик Павла, мог с такой точностью знать, что именно говорил "ангел" Захарии, отцу Иоанна? Если Павел - "апостол, избранный самим богом", то Лука-то рангом пониже будет... Но судя по его евангелию получается, что он пророк похлеще своего учителя. Грек-пророк... Хотя, скорее, прорицатель, поскольку, в данном случае, он писал не о том, что будет, а о том, что уже было. Ну-да ладно, это очередное христианское "чудо"...

Посмотрим, насколько хорошо "ангел" помнил пророчество:

Малахия 4:1-6:

1. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
2. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
3. и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4. Помните Закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
5. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Еврейский перевод:

Малахи 3:19-24:

Ибо вот приходит день тот, пылающий, как печь; и станут все надменные и все творящие преступление, как солома, и спалит их день грядущий тот, сказал Г-сподь Ц-ваот, так что не оставит им ни корня, ни ветви. И засияет вам, боящиеся имени Моего, солнце спасения, и исцеление – в крыльях его, и выйдете, и умножитесь, как откормленные тельцы в стойлах. И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших в день тот, который определяю Я, сказал Г-сподь Ц-ваот. Помните Тору Мошэ, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хорэйве для всего Йисраэйля, уставы и законы. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного. И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного.

"Ангел нового завета" явно неточен, возвещая о рождении Иоанна. Да и к чему эти "чудеса", если сам Иоанн признался, что он - не Илия и даже не пророк. Ин. 1:21 "И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет".

Всевышний, через пророка Малахию, говорит о том, что пошлет не кого-то "в духе и силе Илии", а самого Илию, перед наступлением дня Господня. И Творец призывает: помните Тору Моисея! Пророк Илия придет, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца к приходу Машиаха. Есть также мнение, что его задачей будет являться объединение еврейских семей (отцов и детей) разбросанных по разным странам и общинам.

Чуть раньше, пророк Малахия описывает то, что будет происходить непосредственно перед тем, как придет Илия:

Малахия 3:12-18:

12. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.
13. Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
14. Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
15. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
16. Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
17. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

Явно речь идет о времени после образования государства Израиль. Это пророчество нельзя отнести к периоду жизни новозаветных персонажей. Сейчас, в наши дни, действительно многие народы считают землю Израиля вожделенной. А еврейский народ, после обретения независимости, и в самом деле сетует Б-гу о том, что, мол, какой прок в праведной жизни, когда все окружающие народы (в духовном плане речь, как мне кажется, в первую очередь о христианах) - живут в беззаконии и "здравствуют", и искушая Б-га - остаются невредимы. Для многих христиан, кстати, этот фактор является решающим, "подтверждая их правоту", мол, евреи страдают, значит неугодны богу, а мы процветаем, значит у нас всё ок.

Но что же происходит на самом деле? Даже если вокруг все живут в беззаконии, Всевышний всё подмечает, и имя каждого, боящегося Его, записывается в Книгу для дальнейшего помилования. И действительно, в наше время появляется всё больше и больше людей, которые начинают понимать четкую разницу между праведником и нечестивым, между служащим Б-гу и не служащим Ему!

Выходит, мы, евреи, тоже ожидаем "второго пришествия", только не Машиаха, а пророка Илии!

Причем тут некий Йоханан бен-Захария, живший, предположительно, в первом столетии нашей эры? Его личность явно отличалась от личности Элиягу. И даже если он действительно призывал Израиль вернуться к Торе Моисея (что совсем не очевидно из писаний НЗ) - то это еще не говорит о том, что он - Илия.

Сколько раз, согласно христианскому преданию, Илия приходит на землю?

Первый раз: его историческое рождение а затем вознесение.
Второй раз: "воплощение" в теле Иоанна-крестителя и смерть посредством обезглавливания.
Третий раз: встреча и беседа с Иисусом на горе "преображения".
Четвертый раз: приход в качестве одного из "двух свидетелей", согласно Откровению (11 гл.) Предположительно, это может быть отдаленной аллюзией на то, что, согласно иудейской традиции, Илия - один из двух светильников предстоящих перед Б-гом и помазанных Им (Зах. 4:14).

В еврейской традиции пророк Илия действительно удостоился особой роли. Еврейский народ всегда видел в нем спасителя и защитника, расстраивающего козни ненавистников Израиля. И так сказал, согласно преданию, р. Элазару один из великих людей народов мира: "Каждый год пытаемся мы уничтожить вас, но один старик, Элиягу га-нави, появляется и расстраивает наши планы".

Люди, жившие в непростой период начала новой эры, действительно принимали многих за Илию. Однако, это всего лишь отражает вечные надежды еврейского народа на освобождение. Когда тяжело, когда враг порабощает и властвует на Святой земле, когда пытаются осквернить веру во Всевышнего, то Илия или Машиах будут чудиться "в каждом встречном".

Проблема христианской догмы в том, что она максимизирует, мифологизирует и абсолютизирует эту нашу еврейскую надежду и чаяние. Тот факт, что кто-то, когда-то, посчитал кого-то Илией или Машиахом, вовсе не доказывает, что те люди ими действительно являлись (Иисуса тоже принимали за Илию). Нет совершенно никакого смысла выстраивать свою религиозную идеологию на столь шатком основании.

Когда эти личности, Илия и Машиах, действительно придут, я думаю, их приход не останется незамеченным для всех жителей нашей планеты.

Автор "Галилеянка".

http://levit1144.ru/forum/27
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

[quote=""Сергей Чевычелов""]Сергей Чевычелов. Последний пророк. Роман.
http://berkovich-zametki.com/Kiosk/Chevychelov.pdf[/quote]


Три пророка. Часть 1. Иешаяѓу (Исайя) - 7

МИХ. КОВСАН (01/12/2015)

Торите путь Господу


Глас вопиющего в пустыне



Голос в пустыне зовет: «Торите Господу путь,
ровняйте в пустоши нашему Богу дорогу».

Возвысится дол, гора и холм станут ниже,
станет прямой кривизна, горы — долиной.

И явится слава Господня,
и увидит каждая плоть, что уста Господа изрекли
(40:3-5).


И в другом месте, словно отзываясь на призыв человека, Господь повторяет:

И сказал Он: Ровняйте, ровняйте, дорогу торите,
устраняйте с пути Моего народа, устраняйте преграду
(57:14).


И еще раз, словно не в силах расстаться с любимым мотивом, пророк призывает:

Проходите, проходите ворота, путь торите народу,
ровняйте, ровняйте дорогу, от камней очищайте, народам знамя вздымайте (62:10).


Со всех сторон Иерушалаим окружают холмы и горы, в одних местах круто, в других полого обрывающиеся долинами, редко — широкими, чаще узкими. По горам, холмам и долинам — вытоптанные тропы, тропинки, пути-дороги. По ним идут редкие путники, по ним беззвучно шагают в пыли тихие, покорные животные, неприхотливые, рожденные в этих местах и для этих мест. Осел незаменим, он пройдет там, где лошадь не поднимется или увязнет. Три раза в год со всех сторон идут в Иерушалаим паломники, как заповедано. Они утаптывают тропы, делают шире пути-дороги. Но порой проносится вихрь, и тогда дороги вгрызаются в мягкие скалы, тропинки становятся дорогами: идут к Иерушалаиму воины воевать, взрывать, долбить стены.

Война римлян — это прокладка дорог. Легионы тяжелы, широки, перед ними идут прокладывающие пути. Не одну страну римляне завоевали, дороги построив. Порой кажется, что не манией завоеваний, а манией прокладки дорог были они одержимы. По некоторым и до сих пор ездят. Хоть прошло без малого два тысячелетия. Завоевания позабылись. Дороги остались.

В древности, столь глубокой, что и римлян строителей-завоевателей еще не было, путь царю торили сотни гонцов. Дол и низины возвысить они не могли, равно как сделать холмы и горы низиной. Но, глядишь, где-то кривое спрямили, срыли маленький холмик, одним словом, что-то там протоптали.

Повторим: ни с одной стороны к Иерушалаиму не пройти-не проехать путем прямым. Как не пойдешь, не поедешь: горы — низины, холмы — ущелья. Отсюда понятен образ, с которого начинается «послевавилонская», «утешительная» часть, приписываемая гениальному поэту-пророку, решившему не укрыться — облечься великим именем. Как бы то ни было (подробности нам никогда не узнать), но своего он добился. И всё потому, что был достоин бессмертия.

К чему призывает голос? Торить Господу путь, ровнять Богу дорогу. Дважды синонимичными выражениями сказано одно и то же: перед читателем традиционный параллелизм — краеугольный камень танахической поэзии, с наибольшей силой, убедительностью и последовательностью проявляющийся в Теѓилим, самой поэтичной книге ТАНАХа.

«Торите Господу путь, ровняйте в пустоши нашему Богу дорогу». Наверное, здесь стоит поставить восклицательный знак, но главное — к кому пророк обращается? К человеку? Слишком сомнительно, что он в состоянии изменить рельеф столь радикально, превратив горы-холмы, созданные Творцом, в долину.

Но сколь бы закоренело материалистически не был настроен читатель, ему ясно: возвышенное станет ниже, возвысится — низкое. Образ прозрачно понятен: перед славой Господней всё станет ровным и равным, перед ней нет ни царя, ни раба, ни бедного, ни богатого, ни мудреца, ни глупца. И вслед за этим явится слава Господня, т.е. такое проявление Господа, которое в наибольшей степени внятно каждому человеку, даже отнюдь не пророку. Поэтому второй стих этого фрагмента («Возвысится дол, гора и холм станут ниже,// станет прямой крутизна, горы — долиной») в той же степени соотнесен с первым (ответ на призыв торите-ровняйте), как и с третьим, объясняя, что есть слава Господня.

Всё сказанное до сих о трех интересующих нас стихах, относится к категории вещей очевидных. А теперь о второй части последнего процитированного стиха. Всё дело в скромном предлоге, который по заведенному среди предлогов во всех языках обычаю может иметь массу значений. В данном случае речь идет о том, в каком из двух значений выступает предлог ки: «ибо, так как» или «что».

Вариант первый. В результате явления славы Господней увидит каждая плоть, ибо уста Господа изрекли. Иными словами: Господь изрек-повелел, и каждый человек видит славу Его, которая явлена в том, что горы и долы изменят свое природное естество.

Вариант второй, грамматически более вероятный: Увидит каждая плоть, что уста Господа изрекли.

Проблематичность прочтения очевидна. Что получается? Человек увидит то, что говорит Господь? Так, именно так. Человеку дано зрением, самым убедительном способе восприятия действительности, ощутить то, что он никогда, ни при каких обстоятельствах увидеть не может! Простыми словами: каждая плоть видит то, что говорит Господь. Таким образом, сказанное Господом превращается в зримый образ, как на горе Синай.

Вот, оказывается, что хотел нам сказать пророк, приравнявший происходящее здесь и сейчас к происшедшему там и тогда. Статус предстояния пред Господом всего народа, каждой плоти — самый высокий из всех возможных. Через пророка Моше Господь дает избранному (именно для этого избранному!) народу заповеди. Задача народа — заповеди положить краеугольным камнем своего бытия, и тем самым, благодаря своему примеру, — передать всем народам мира. В этом смысл и значение знаменитого пассажа Иешаяѓу:



Многие народы пойдут, говоря: «Идите, взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, Он научит Своим путям, и будем ходить стезями Его,
ибо из Сиона выйдет Учение, из Иерушалаима — слово Господне»
(2:3).


А теперь о лингвистическом курьезе, давшем заглавие главке. Знаки контилляции играют роль пунктуации. Так вот, там, где у нас двоеточие («Голос в пустыне зовет:») в глубокой древности была поставлена переводчиком точка. Благодаря ей в старославянском и русском появилась идиома, ничего общего не имеющая с оригиналом: глас вопиющего в пустыне.



Ничто, меньше ничтожества

Первую же главу тот (или — те), кого принято называть Второисайя, начинает с хорошо разработанной в книгах мудрости темы, которую можно назвать доказательством Божьего бытия. Может, то, чем довольствовался современник самого Иешаяѓу, уже не достаточно?

Голос говорит: «Возвещай», и сказал другой: «Что возвещу?»
«Всякая плоть — трава, ее бытие — цветок полевой».

Засыхает трава, вянет цветок, когда дыхание Господа дунет;
трава — это народ.

Засыхает трава, вянет цветок,
а слово нашего Бога вечно пребудет
(40:6-8).


Сравним.

В глазах Твоих тысяча лет, как день вчерашний, минувший,
как стража ночная.

Ты их смываешь, как сон, —
поутру, как трава, исчезают.

Утро: взошла, исчезла,
вечер: увяла, засохла
(Теѓилим, Псалмы 90:4-6).


Вечность Господа и мгновенность человека, уподобленного траве, — противопоставление и образ традиционные. Особенно явственны они в Иудейской пустыне и в Иудейских горах, где солнце с беспощадной, жестокостью в знойный полдень мгновенно выжигает живое. Этот пассаж — первое доказательство Божьего бытия. В том, что это доказательство необходимо народу, свидетельствует Голос велящий:

На высокую гору взойди, Сиону благовествующая, мощно голос возвысь, Иерушалаиму возвещающая,
взойди, не страшись, скажи городам Иеѓуды: «Вот ваш Бог»
(40:9).


Если первое доказательство Божьего бытия — вневременность, вечность, то второе — сила, мощь, власть:

Господь Бог могуче грядет, у Него могущество власти;
с Ним награда, добыча — пред Ним
(там же 10).


Благовествующий, возвещающий голос — образ, горное происхождение которого ясно каждому, который хоть раз вслушивался в горы, где любое, самое малое слово обретает силу и мощь. Холмы перебрасывают звук, словно мячик, и он летит, возвышается, пока неведомая преграда не остановит, невидимая сеть не уловит. А может, всё дело в том, что слово сделало свое дело? Кто мог услышать — услышал, кого должно было слово достичь — того и достигло.

И далее еще один традиционный образ — хорошо разработанный в Учении образ пастыря-пастуха. В легенде (вполне возможно, она издревле сопровождает образ Моше) рассказывается, как один ягненок отбился от стада, и пастух Моше отправился на поиски. Ягненок, которого он нашел, совершенно обессилел, и Моше, положив на плечо, принес его назад. Моше — пастух, Всевышний — Пастух: привычная, ежедневно ощущаемая метафора, одна из древнейших в языке народа, вплоть до завоевания Страны обетованной бывшего народом исключительно пастушеским.

Переводческая ремарка. В русском языке «пастырь» и «пастух» настолько прочно осели в разных стилистических нишах, что родство между ними едва ощутимо. «Пастырь» — в нише высокого, «небесного» штиля; пастух — в нише земной. Если сегодня в русских селах еще осталась такая профессия, то, во-первых, об этой местности априори ничего хорошего с экономической точки зрения говорить не приходится, а о том, кому досталась незавидная должность: это перед последней стадией — просить подаяние. В иврите нет «пастыря» и «пастуха». В нем редко встретишь столь категорично, как в русском, разведенные стилистические ниши.

Характерная тенденция: от стиха к стиху в пророчестве следует умаление человека. Автор сравнивает его, да и весь мир с Творцом, к которому ничего «прибавить» не смеет. Что можно прибавить к вечному? Еще несколько тысяч столетий? Что прибавить к неизмеримой мощи Господней? Ничто не прибавишь и к безмерной Его доброте (доказательство третье). К Нему — не прибавишь. Значит, сравнивая, — убавляй. Что и делает автор, у которого стадо состоит из едва народившихся ягнят (именно таких, надо думать, пастухи отогревали за пазухой) и их матерей: «Как стадо пастух, рукою Своей пасет, ягнят собирая, за пазухой их нося,// маток водя (40:11).

И далее следует целая серия риторических вопросов, развивающих тему безмерного величия Бога, по сравнению с которым все явственней безмерная малость Его творения — человека:

Кто горстью воду измерил, а небеса — пядью, мерил прах земной мерой,
на весах взвесил холмы и горы?

Кто дух Господень измерил,
мудрость свою поведал Ему?

С кем совет Он держал, кто вразумлял и учил Его стезям правосудия,
обучал Его знанию, путь разума поведал Ему?
(там же 12-14).


Посему не только человек, но и народ — ничто перед Ним: «Вот, народы — каплею из ведра, пылинкою на весах,// вот, острова Он пылью вздымает (там же 15). Поэтому всех ливанских лесов (ими отличен был северный сосед Израиля) не довольно для жертвенника, а всех ливанских животных не довольно для жертвоприношения: «Для огня и Ливана мало,// для жертвоприношений — животных его (там же 1:16).

Говоря о малости, ничтожестве человека, Коѓелет сын Давида, царь в Иерушалаиме (т.е., как утверждает Традиция, царь Шломо), создал языковую формулу, соперничать с которой вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет:

«Ничтожное ничто, — сказал Коѓелет,
"ничтожное ничто, всё — ничто", -
(Коѓелет, Екклесиаст 1:2).


Пророк, не желая соперничать с тем, с кем соперничать невозможно, решив не прибегать к явной цитате, идет иным, не менее успешным в литературном отношении путем:

Все народы пред Ним ничто,
меньше ничтожного, полое по сравнению с Ним
(40:17).


Последнее слово развернутого сравнения (тоѓу — полое) отсылает читателя к моменту Творения, когда, кроме неба и земли, еще не было ничего, а сама земля была тоѓу вавоѓу — полой, пустой (Вначале, Брешит 1:2). Может быть, именно ради этого слова, напоминающего, что Господь — Творец мира и человека, может, ради него пророк отказался от замечательной формулы Коѓелета?



Кому уподобите Бога?

Завершив тему, но, не исчерпав ни доказательную базу бытия Господа, ни возможностей риторических, пророк переходит к традиционному обличению язычества. То, что, начиная с Учения, ни одна книга ТАНАХа эту тему никак не минует, говорит о ее актуальности. Отсюда — вопрос пророка: «Кому уподобите Бога,// образ какой с Ним сравните? (40:18)

И — традиционное описание языческого идола, которого отливает мастер; другой золотом его покрывает, приделывает серебряные цепочки. Это — дорогой вариант. Дешевый: не гниющее дерево, мастер… Суть одна. Надо думать, в стихах, где описаны идолы (там же 19-20), отразились реалии времени. Речь идет о небольших статуэтках, которые люди приносили служителям культов. Подобные были найдены археологами на Ближнем Востоке во множестве и разнообразии.

Ни с точки зрения содержательной, ни с точки зрения поэтической инвективы Иешаяѓу против язычества отнюдь не новы. После классического описания Теѓилим (Псалмы 115:4-9) пророки отваживались лишь выхватывать из этой картины отдельные образы.

Идолы их, серебряные, золотые, —
дело рук человека.

Есть у них рот — безмолвны,
глаза есть — не видят.

Есть у них уши — не слышат,
есть нос — не обоняют.

Есть у них руки — не осязают, есть ноги — не ходят,
звуки их горло не издает.

Таков, как они, мастерящий их,
всякий на них уповающий.

Израиль, на Господа уповай.
Он — помощь, защита — Он.


Пророчество Иешаяѓу — важнейшее звено в непрерывной борьбе за утверждение Одного и Единого Бога, которая продолжается и сегодня. Христианство, победив язычество, языческих богов не убило, загнав в маргинальный угол народных поверий, понизив их «статус»: бывшие боги превратились в царей-королей, культурных героев.



Национал-социалисты находились у власти в Германии 12 лет — с 1933 по 1945 гг. И за этот ничтожный исторический промежуток ввергли протестантскую по преимуществу Германию в бездну нового язычества. Национал-социализм объявил христианство расово чуждой религией, чисто еврейская идея прощения которого ослабляет волю арийца. Созданное идеологом национал-социализма А. Розенбергом, очищенное от еврейского духа «позитивное» германское христианство отвергало весь Ветхий и большую часть Нового завета, объявляло Иисуса не евреем, но «нордическим мучеником», спасшим мир от еврейского влияния, провозглашало Гитлера новым мессией, пришедшим освободить человечество от евреев. «Античность лучше современности, т.к. она не знала христианства и сифилиса»; «совесть — это еврейское измышление, предназначенное для порабощения других рас»; евреи виноваты в том, что принесли человечеству истинное наказание — мораль (Гитлер).

Коммунисты правили на одной шестой части суши намного дольше. Их успехи по возрождению язычества были не менее впечатляющими. Достаточно вспомнить то ли быль, то ли легенду. В достославные времена выпало одному скульптору трудное, ответственное счастье — создать памятник великому усатому вождю. После того, как плод его вдохновений был отлит в бронзе, возник мучительный вопрос: что делать с глиняной заготовкой? Разбить? А если хранить, то как? Решение было принято воистину, хотелось по привычке сказать, соломоново. Глиняное изваяние не разбили, но сохранили, упрятав внутрь бронзового кумира.

Евреев Учение «лишает» какого-либо языческого прошлого. Еврей не бывший язычник, он, с чем историки религии не согласятся, никогда язычником не был. Переболеть дурной болезнью язычества, от соседей заразившись, — да, разумеется, неоднократно. Но, выздоровев, став самим собой, к себе вернувшись, он еще более утверждается в монотеистическом самосознании. Учение переполнено предостережениями против язычества в любой его форме, в любом виде, по любому мыслимому и не мыслимому поводу.

Исследователи, сравнивая различные тексты, приходят к выводу, что описания принесения детей в жертву, сожжения, которые мы встречаем у пророков, скорей всего являются риторическим преувеличением. Тексты исторического и юридического характера в составе ТАНАХа повествуют не о сожжении, но проведении детей через огонь, т.е. языческой церемонии инициации — посвящения. В спор не вступая, заметим: современные язычники пошли намного дальше древних.

Пророк видит множество разнообразных проявлений язычества: распаляющихся под деревьями, детей убивающих (57:5); видит идолов, истуканов, собранных Израилем — «неверной женой», видит «племя буйное», по скверной дороге идущее вслед за помыслами своими (65:2); племя, жертвы в садах приносящее, на кирпичах воскуряющее (там же 3); видит в могилах живущих, мясо свиное едущих, в чьих сосудах варево гнусное (там же 4). Борьба с язычеством у пророков ведется с двух позиций. С одной стороны, отрицается какое-либо, пусть самое малое, влияние языческих божков на судьбу людей и народов, высмеивается зряшная вера человека в сотворенное самим же собой. С другой стороны, ведется неутомимое утверждение Одного и Единого Бога, определяющего судьбу людей и народов.

Борьба против язычества изобилует иронией, сарказмом, которые куда как сильней самых грозных филиппик воздействуют на слушателя и/или читателя.

Создатели истуканов — пустое, их желанные — тщетны,
сами себе свидетели, не видят, не слышат — на посрамление
(44:9).


Для еврейской мысли всех времен важнейшим является суд. Не может быть ни справедливого общества, ни праведного царя (в древности именно цари отправляли судейские функции), если вершится неправедный суд. Что является на суде первичным? Не судья, но — свидетели. Так вот, у истинного Властелина мира есть бесконечное множество свидетелей, которые могут удостоверить Его истинное могущество. Кто спас Иерушалаим от неминуемого вторжения Санхерива, царя Ашура? Кто спас царя Хизкияѓу от смерти, в ответ на молитву даровав ему пятнадцать лет жизни? У каждого разумного человека может быть один и только один ответ: Бог истинный, Бог, не созданный никем, но сотворивший и небо, и землю, и самого человека. Отсюда следует естественный вопрос: «Кто божество создал,// тщетного истукана отлил? (там же 10) Ответ в последующих стихах: это кузнец (12), это плотник, который делает божество «по образу красивого человека» (13). И далее — тщательно прорисованная картина рукотворности идола, акцент которой на профанноcти «побочного продукта» жизнедеятельности человека, который рубит деревья и



Этим будет топить, из этого взяв, согреваться, зажигать, печь хлеб,
создавать божество, ему поклоняться, перед созданным преклоняться.

В огне половину сожжет, на другой для еды мясо зажарит, наестся,
согреется, скажет: «В огонь глядя, согрелся».

Из остатка сделает истукана —
простираться, кланяться и молиться, приговаривая: «Спаси, Ты ведь мой Боже»
(там же 15-17).


Заметим, что истукана язычник делает не из цельного дерева, его создание не главное, что плотника занимает, но делает из оставшегося после обогрева и приготовления еды, поставив в профанный ряд мнимую святость. Таково истинное положение безногого и безрукого, не видящего и не слышащего, а главное — сотворенного божества. Кто же верит в них? Глупцы, которые

Не знают, не разумеют:
замазаны их глаза — не зрят, сердца их не мыслят.

Сердцем не разумеет, ни знанья, ни пониманья сказать: «Половину я сжег на огне, хлеб на углях испек, мясо зажарил и съел,
остаток мерзостью сделаю, перед чурбаном буду я простираться»
(там же 18-19).


К кому обращена эта филиппика? К человеку? К народам? Господь обращается к пророку, через него — к евреям, через которых обращается к каждому человеку и человечеству. Потому не удивительно, что завершается фрагмент обращеньем к Израилю:

Помни это, Яаков, Израиль, ты раб Мой,
Я создал тебя, ты Мне раб, Израиль, Меня не забудь
(там же 21).


Имена Всевышнего

Утверждение истинного Бога — особо сильное качество Иешаяѓу, создающего целую систему доказательств единственности Бога, Его всемогущества, несотворенности, для чего выстраивающего систему имен Всевышнего, ведь одно имя не способно определить Его, создавшего мир, в котором природа и деяния человека бесчисленны и многообразны. Теонимы — имена Бога — играют важную роль в постижении мира, определяют «лица необщее выраженье» того или иного текста ТАНАХа.

Познавая мир в себе и себя в мире, пророк жаждет познать первооснову мертвого и живого — Творца, пытается разъять на доступные человеку составляющие единое, цельное четырехбуквенное, табуированное имя Святого благословен Он («Я — Господь, это имя Мое», 42:8). Пророчество Иешаяѓу поражает обилием имен-определений Господа, которые являются неотъемлемой частью динамичной картины, нарисованной тысячелетними мазками, широкими, плотными и рельефными. В самом начале — целая гроздь имен: Властелин, Всемогущий Господь, Могучий Израиля (1:24). Последнее словосочетание в ТАНАХе появляется единственный раз (в пяти случаях находим словосочетание Могучий Яакова).

Имя Всемогущий Господь (о нем мы говорили в 1-ой главе) в книге Иешаяѓу встречается очень часто, и это не удивительно, ведь в ней описываются многочисленные войны с соседями Иеѓуды. Это имя-определение встречается в Теѓилим (Псалмы 24:8-10), в свою очередь, восходя к Учению, где Он назван Богом богов, Владыкой владык, Богом великим, могучим и грозным (Слова, Дварим 10:17), и «Мужем войны» (Слова, Шмот 15:3).

У Иешаяѓу Господь является со знаменем и свистком, подобно военачальнику, который, командуя войском, поднимая руку, возносит знамя, и, созывая воинов, свистит в свисток (5:26).

Сила, мощь, могущество — из этих Господних качеств Иешаяѓу, ясно сознавая неисчерпаемость темы, возводит многогранную конструкцию, в основании которой единственное имя Всевышнего.

Имя Бог (Элоѓим) пророком употребляется редко, чему найти объяснение нелегко. Элоѓим — форма множественного числа от Эль и Элоѓа. От этого корня ведет начало и арабское имя Аллах. Эль в ТАНАХе бытует в нескольких вариациях: Бог Всесильный, Бог Всевышний, Бог крепкий.

В кабале говорится о семидесяти двух именах Бога, а в исламе, по слову пророка Мухаммеда, девяносто девять имен. Воспевание имен Аллаха, сопровождаемое танцами, — духовная практика суфиев, мусульманских мистиков. В индуизме практикуется повторение имен Бога. Но сколь бы ни множились имена-определения Господа, в их основе всегда лежит не абстрактное, но земное — опыт в познании мира. В Притчах (Мишлей 18:10) читаем:



Могучая башня — имя Господне,
туда бежит праведник и возвышается.


В основе образа — древний принцип градостроительства. Внутри города, обнесенного стеной, было еще одно укрепление, часто с возвышавшейся башней, нередко последним оплотом защитников города.

Часто пророк собирает имена Всевышнего гроздьями, а порой ритм появления имен и определений Всевышнего выстраивает пророчество, как в одном из фрагментов 37-ой главы.


Всемогущий Господь, Бог Израиля, восседающий на керувах, Ты — Единственный Бог всем царствам земли,
Ты сотворил небо и землю.

Простри, Господи, слух — услышь, отверзи, Господи, очи — узри,
услышь все слова Санхерива, пославшего хулить Бога Живого.

Верно, Господи,
цари Ашура разорили все страны и земли.

Предали богов их огню,
ибо они не боги, творение рук человека из камня, из дерева, их истребили.

А ныне Господь Бог наш, спаси от его руки,
и все царства земные узнают, что — Единственный Ты.

Послал Иешаяѓу сын Амоца к Хизкияѓу, сказав:
«Так говорил мне Господь Бог Израиля, ты молился Мне о Санхериве, царе Ашура.

Вот слово, сказанное Господом о нем:
Издевается над тобой дева, Сиона дочь, глумится, головой тебе вслед качает дочь Иерушалаима.

Кого поносил, кого ты хулил, на кого голос ты повышал,
высоко глаза поднимал, на Святого Израиля!
(37:16-23).


Молитва царя начинается с обращения, в котором гроздь имен и определений Всевышнего, первое из которых — устойчивое словосочетание Всемогущий Господь. Тем самым на первый план выдвигается ипостась Господа-Воина, что само собой разумеется в момент, когда Иерушалаиму угрожают войска Санхерива. За ним следует имя Бог Израиля, национальное имя, также естественное в устах царя во время войны. Третье имя-определение — «восседающий на керувах».

Впервые керувы (в русской традиции: херувимы) появляются после изгнания первых людей. Господь ставит керувов «охранять путь к древу жизни» (Вначале, Брешит 3:24). Охранять что от чего? Древо жизни — святое, охранять — от профанного.

Следующее имя — Единственный Бог всем царствам земли: единственность Бога дана в сочетании с Его универсальностью, национальный Бог Израиля явлен как Бог всего человечества.

И, наконец, говорится: «Ты сотворил небо и землю». Господь — Творец мира, универсума. Это определение — одно из самых популярных в тексте пророчества.

В молитве Хизкияѓу имена Господа выстроены в стихе в определенном порядке, представляя расширяющееся представление о Боге (каждое последующее имя предыдущее не отменяет, но вбирает в себя): от Бога-Воина, защищающего Город и народ от врага, до Господа — Творца мироздания. Здесь же мы встречаем еще одно имя Всевышнего, вероятно, по замыслу автора, обобщающее все перечисленные: Бог живой. И, наконец, в этом фрагменте появляется имя Святой Израиля.

Язычество стирает грани между человеком и божеством, наделяя его человеческими качествами, иногда, как греческая языческая мифология, поднимаясь до эстетического совершенства. Монотеизм возводит между Богом и человеком труднопреодолимые преграды. Чем строже монотеизм, чем «чище», тем сильней, непреодолимей преграды. Лишь в редчайшие мгновения приятия Богом молитвы, словно тонкий рассветный луч, пробивается почти не ощутимая связь человека с Всевышним. Отсюда — насущная необходимость в «проламывающем» барьер отчуждения посреднике — устах Господа. Человек этого посредника не избирает, он его получает. Но каким образом используются эти «уста», зависит от человека.

Бог и всё с Господом связанное — тщательно охраняемая от человека территория. В Господне святилище ограничен доступ — нечистый туда не войдет; только непосредственные служители Господа имеют доступ на территорию, освященную присутствием Бога.

Вселенная Иешаяѓу: страны, народы, государства, враги, дороги и города, и над всем этим, освящая, — огромное, доселе никем и никогда невидимое небо с бесконечностью звезд-имен Всевышнего. Одни светят ярче, другие слабей, и среди них звезда, своими лучами соединяющая небо и землю: Святой Израиля, величайшая из возможных наград, тяжелейшее из всех изведанных испытание.



Взяли сыновья Аѓарона Надав и Авиѓу каждый совок свой, поместив в них огонь, на него воскурения положили, принесли пред Господом чужой огонь, который им не заповедал. Вышел огонь от Господа, их пожрал, погибли они пред Господом. Сказал Моше Аѓарону: «Это то, что сказал Господь, говоря: Моими близкими освящусь и перед всем народом прославлюсь»; молчал Аѓарон (Воззвал, Ваикра 10:1-3).



Приближение к Господу, служение Ему не может совершаться человеком согласно его собственной воле и разумению. Такова природа абсолютной святости: чем ближе приближаешься к ней, тем более должен быть достоин ее. Устная Тора настойчиво ищет объяснения странной смерти сыновей Аѓарона. Одно из них: принесли огонь чуждый. Но ведь намерения-то были благие! За что? Были пьяны; были одеты не так, как положено; вошли, не совершив омовения; не было у них детей — не исполнили заповедь плодитесь и размножайтесь; не было у них жен — из-за гордыни; не были в ладах друг с другом — каждый внес свой совок. Это только часть предлагаемых объяснений (Ваикра раба, гл. 20). Разумеется, одни объяснения, предлагаемые мудрецами, представляются более убедительными и более вытекающими из текста, другие — менее. Но каждое из них само по себе решающим не является. Даже их совокупность не может приблизить нас к пониманию происшедшего. Надав и Авиѓу не достигли той степени совершенства, которая позволила б им приблизиться к Творцу, хотя это стремление свойственно большинству людей. Постичь сокрытое, стремление к Откровению — важнейшая сила, движущая человеком.

Если в книге Воззвал (Ваикра) речь идет об опасности святости для человека, то в книге Иешаяѓу имя Господа Святой Израиля указывает на опасность святости для избранного народа. Отметим, что это имя Господне сразу появляется на страницах пророчества (1:4). На протяжении всего текста пророчества происходит испытание святостью человека, народа и самого пророка.

Одно из важнейших качеств Бога-Творца — творение имени: «Ввысь глаза поднимите, глядите, кто сотворил, кто ведет воинство счетом, всех по имени называя?» (40:26) Господу, творящему имена, подражая, и человек-пророк создает имена. Разнообразие Господних имен-определений у Иешаяѓу поражает поэтической ненасытностью. Одни из них мелькают раз-другой, иные появляются часто. Даже гениальный поэт, автор Теѓилим в таком буйном разнообразии уступает Иешаяѓу.

Господь может быть назван Поражающим (9:12), что голос. ющие единое, митстически цельное четырехбуквенное имяугой из подчеркивает главную идею пророчества: цари и народы, несущие Иеѓуде смерть и разорение, не что иное, как бич в руке Господа. Он может быть назван Всесильным (13:6), Праведным (24:16, 26:7), Многомилостивым (55:7), Утешающим (49:10), Богом истины (вариант: Богом верным, 65:16; встречается единственный раз в ТАНАХе), Скалой твердыни (17:10), Единственным (37:20), Богом Давида (38:5), Царем Яакова (41:21).

Еще одну группу имен можно условно назвать «пространственно-временной»: Бог вечный (40:28), Обитающий на Сионе (8:18), Возвышенный, Превознесенный, Существующий вечно (57:15). В другом месте Господь так определяет Себя: Я — первый, и Я — последний, кроме Меня, нет Бога иного (44:6).

Пророчество об избавлении и спасении как источник радости и величия — характерная особенность Иешаяѓу, ставшего свидетелем первого в истории еврейского народа массового изгнания Израиля, жителей северного царства. Он же (и/или его ученики, создатели жанра «пророчество Иешаяѓу») провидел изгнание жителей Иеѓуды. Подобно тому, как вместе с тьмой рождается свет, вместе со злом — добро, так вместе с изгнанием рождается освобождение. И если Господь стоит у начала изгнания, тем более Он Тот, кто рождает Освобождение. А потому одно из наиболее распространенных имен Господа в пророчестве Иешаяѓу — Избавитель (Спаситель, 25:9, 43:14, 44:6, 49:26, 54:5, 60:16).

(Продолжение следует)

http://www.topos.ru/article/ontologiche ... -isayya-7#
Последний раз редактировалось Андрей Дубин 27 фев 2017, 16:50, всего редактировалось 3 раза.
Сергей Чевычелов
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 26 фев 2017, 20:31

Сообщение Сергей Чевычелов »

[quote=""Андрей Дубин""]Спасибо Сергей,начал читать,но сразу Вам скажу что именно по всем Законам иудаизма такого и быть даже не могло,даже ситуация с Захарией просто невозможна по Закону Торы.

Он не мог входить в Святая Святых,после того ,как он онемел,так сразу "череда" его и закончилась,потому что коэны ,имевшие какой то физический недостаток к службе в Храме не допускались,а выполняли лишь вспомогательные функции.
Вы представьте себе немого христианского священника служащего литургию,можете это сделать ?

Да и народу не было надобности ждать его выхода из Храма,с чего Вы и Евангелисты пришли к такому выводу ?
Интересно мне очень.


Иоанн "окунатель" никогда не был пророком,да он и сам это говорил не скрывая,зачем Вы этого человека в пророки определили ?

Сергей,нехорошо это,в Торе есть признаки,по которым можно и нужно отличить пророка от лжепророка и Иоанн попадает по Торе в лжепророки,а с такими участь одна.

Как мне обидно за Вас.

С Уважением к Вам Андрей.[/quote]
Очень рад Вашему посту, уважаемый Андрей. Вы все понимаете не так.
Во-первых, мой роман это роман светский - в нем нет святых, пророков, чудес, мисистики, ангелов и прочего. В христианстве считается, что Иоанн Креститель - последний пророк Ветхого Завета, отсюда название романа. Но, в романе по жизни Иоанн обычный иудей, воспитанный эссенами, сейчас его назвали бы монахом. Мало ли современных монахов посвящают себя встрече Мессии, да еще изобретают какой-то обряд. Вот Иоанн и изобрел обряд крещения...
Сергей Чевычелов
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 26 фев 2017, 20:31

Сообщение Сергей Чевычелов »

[quote=""Андрей Дубин""]Спасибо Сергей,начал читать,но сразу Вам скажу что именно по всем Законам иудаизма такого и быть даже не могло,даже ситуация с Захарией просто невозможна по Закону Торы.

Он не мог входить в Святая Святых,после того ,как он онемел,так сразу "череда" его и закончилась,потому что коэны ,имевшие какой то физический недостаток к службе в Храме не допускались,а выполняли лишь вспомогательные функции.
Вы представьте себе немого христианского священника служащего литургию,можете это сделать ?

Да и народу не было надобности ждать его выхода из Храма,с чего Вы и Евангелисты пришли к такому выводу ?[/quote]
Тоже самое и с Захарияху. И все по законам Торы. Не мог Захарияху войти в Святая Святых, это так. Да он и не входил. Захарияху входил в Святилище и воскуривал там кеторет. Вошел он в святилище здоровым, и там с ним случился инсульт - тромб попал в левую мозговую артерию: отнялась речь и немного парализовало правую руку и ногу. По выходе из святилища коэн должен благословить народ (разве Вы о благословлении коэна ничего не слышали?). Вот народ и ждет коэна. И тут друг Захарияху Моше придумал про Гавриила... Ну, там все написано. А дефект у Захарияху прошел - через несколько месяцев он заговорил, и препятствий к службе не было. Вообщем, обычная житейская история, без всяких ангелов, пророков и святых.
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

[quote=""Сергей Чевычелов""]Очень рад Вашему посту, уважаемый Андрей. Вы все понимаете не так.
Во-первых, мой роман это роман светский - в нем нет святых, пророков, чудес, мисистики, ангелов и прочего. В христианстве считается, что Иоанн Креститель - последний пророк Ветхого Завета, отсюда название романа. Но, в романе по жизни Иоанн обычный иудей, воспитанный эссенами, сейчас его назвали бы монахом. Мало ли современных монахов посвящают себя встрече Мессии, да еще изобретают какой-то обряд. Вот Иоанн и изобрел обряд крещения...[/quote]


Здравствуйте Сергей.

Но ведь на кого то Вы рассчитывали написав этот роман,на какую то аудиторию читателей.
Иудеи и близко читать его не будут,христиане так же не со всем согласятся,с тем ,что Иоанн был ессей.
Обряд "крещения" Иоанн не изобретал,у иудеев был обряд окунания в микве,но он был только для очищения от ритуальной нечистоты,тумы.
А за прощением грехов пожалуйте в Храм.
Монашество чуждо иудаизму,от жизни ненужно уходить,нужно жить по законам Б-га и освящать Имя Всесильного среди людей явно,а не ворожить в подвалах монастырей.
Даже "мессианские евреи" со многим не согласятся в написанном Вами.

Так для кого ,Сергей,Вы написали эту книгу ?

Написана она под вдохновением,это чувствуется когда читаешь её,что то же Вас Сергей вдохновляло,написана она очень хорошо и с чувством.
Вы просто верили в то,о чём писали ?
Я представляю себе ,сколько времени и сил Вы потратили на этот роман !!!

Название романа не соответствует действительности и реальности,правильнее было бы назвать его :"Не последний лжепророк",потому что после Иоанна будет ещё много лжепророков,самые известные из них,это Мухаммед и Иисус, они принесли и принесут ещё еврейскому народу много горя и бед,и не только евреям,но и своим же "единоверцам"и иным людям,всем,кто не разделяет их идеологию.

Сергей,что Вы об этом думаете?,

С Уважениием к Вам Андрей.
Последний раз редактировалось Андрей Дубин 28 фев 2017, 09:16, всего редактировалось 5 раз.
Ответить