караимы

Ответить
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

караимы

Сообщение Андрей Дубин »

Déjà-vu: крымские караимы

Крымский город Евпатория известен не только как курорт на Азовском море, но и как резиденция крымских караимов - религиозно-этнической группы, исповедующей одну из форм иудейской религии - караимизм. Караимизм, появившийся в 8 в. н.э., отличается от раввинистического иудаизма тем, что отрицает Талмуд, принимая в качестве авторитетного писания только ТаНаХ. Одна из достопримечательностей Евпатории - это комплекс караимских синагог, называемых кенассами (слово, вероятно, происходит от арамейского "кеништа" כנשתא - синагога). За всю историю Советского Крыма лишь однажды действовала кенасса в Евпатории - в годы фашистской оккупации. Другая крымская этническая группа, исповедующая иудейскую веру - крымчаки, была практически полностью уничтожена фашистами. Почему крымских караимов не постигла участь остальных братьев по вере? Ответить на это поможет один архивный документ того периода.

Рейхсминистр оккупированных восточных областей
господину Рейхскоммиссару Остланда, господину Рейхскоммиссару Украины
Берлин, 12 июня 1943 г.
Срочно Секретно
О положении караимов

По вопросу о проживающих в оккупированных восточных областях караимах (также называемыми караим, крымские караимы или караиты) я дал Рейхскоммиссариату Остланд прилагающееся предварительное распоряжение от 1.10.1941г, занесенное в реестр под номером I 1301/41, согласно которому в соответствии с также прилагающимся решением Рейхсслужбы Генетических Исследований (Reichsstelle für Sippenforschung) от 5.1.1939 - 1 1110 /U/ 17.6.-3.9.10. -, караимов следует рассматривать как народность не принадлежащую к иудейскому религиозному сообществу. Это решение о расовой принадлежности караимов осталось в силе. Указом номер I lg 2998 от 6.10.1942 г. Рейхскоммиссариату Украины было дано аналогичное распоряжение. Упомянутый указ также прилагается. За это время здесь было проведено расследование по вопросу о караимах, в ходе которого были проверены поданные к рассмотрению документы, а также проведены расовые исследования, показавшие следующее.

Язык караимов, или караимский язык - это крымскотатарский язык, принадлежащий к группе кыпчакско-куманишских языков, то есть к тюркской языковой группе. Караимский язык рассматривается как один из старо-тюркских языков. Караимы в количестве 9000 человек проживают в Крыму, около 600-700 человек - в Литве, небольшие группы в Риге, Белоруссии, Генерал-губернаторстве и особенно в Галиции, а также на Волыни (Луцк). Кроме того, небольшое количество караимов проживают в Западной и Центральное Европе. Вне областей немецкого господства караимы в количестве 7000-8000 человек проживают в Турции и прежде всего в Египте. Караимы исповедуют моисееву веру. Они отвергают Талмуд и признают только Ветхий Завет. Как везде на Востоке, они практикуют обрезание. Руководит караимами их духовный глава, носящий титул гахан, находящийся в Вильне проф. Гахан Серайа Шапшал, а также его заместитель, находящийся в Тракай, Симон Фиркович. Насмотря на заявления, в особенности с иудейской стороны, о том, что караимы происходят от иудеев, переселившихся в 13 или 14 веке из Византии, по имеющимся данным установлено, что караимы имеют тюркское происхождение. Если бы иудейское происхождение караимов соответствовало действительности, то у них должны были обнаружится те же расовые компоненты, что и у иудеев. Это, однако, места не имеет. Тогда как у иудеев помимо ближневосточной и восточной крови, значительно присутствует европейская примесь, у караимов эта примесь отсутствует. В противоположность этому, помимо ближневосточной и восточной основы, у них присутствует монголоидная расовая компонента. Это подтверждается проведенными по моему указанию расовыми исследованиями. Результаты этих исследований подтверждают ранее сделанные выводы. Были изучены расовые признаки ряда караимов из Вильны, Тракай, Риги, а также проживающих в Рейхе. Было установлено, что караимы имеют близкое кровное родство с крымскими татарами. Помимо имеющихся у крымских татар ближневосточных и восточных расовых признаков, у исследуемых персон очевидна монголоидная примесь. Сравнение караимов с литовским, польским, белорусским и иудейским населением Вильны доказывает, что у караимов имеются лишь незначительные примеси не-караимского происхождения. Предположительно были найдены от одного до двух случаев смешивания караимов с не-иудейским населением округа Вильны. Случаи смешивания караимов с иудеями, помимо единичных случаев в Луцке и Галиции, неизвестны. По моему мнению, в случае караимов мы имеем дело не с иудейской по происхождению группой, а с тюрко-татарской, которая, как показывает наше расследование, уже в 9 или 10 веке, то есть во время Хазарского Царства, осела в Крыму. Очевидно, караимы были обращены в иудейскую веру иудеями-миссионерами...

Обсуждение правильности вывода, сделанного рейхс-министерством о происхождении караимов не входит в задачи этой публикации, тем более что происхождение караимов до сих пор остается темой горячих дискуссий. Удивительно следующие: все это уже было. Чуть более двух тысяч лет назад в Палестине соседствовали Иудея и Самария - административные области, жители которых поклонялись одному и тому же богу - Йахве, однако самаритяне принимали в качестве священного писания только Пятикнижие, отвергая остальные части ТаНаХа, и совершали богослужения не в Иерусалимском Храме, как иудеи, а в Храме, расположенном на горе Гаризим возле Сихема. В то время обе области попеременно переходили под влияние Селевкидов и Птолемеев. Один из селевкидских царей Антиох IV предпринял несколько карательных походов против Иерусалима. Вот что рассказывает Иосиф Флавий об этом времени (Древности 12.5).

Когда самаряне увидели все эти бедствия иудеев, то перестали выдавать себя за их сородичей и стали уверять, что их храм на [горе] Гаризим вовсе не воздвигнут в честь Всевышнего Бога; другими словами, они поступили сообразно своей обычной манере, о которой мы уже упоминали 1 , и выдавали себя за потомков мидян и персов, что вполне правильно. Вместе с тем они отправили к Антиоху послов с письмом следующего содержания:

"Послание царю Антиоху Богу Эпифану от сидонцев из Сихема. На основании некоего суеверия наши предки, побуждаемые к тому различными постигшими страну бедствиями, установили обычай почитать тот день, который у иудеев носит название субботнего. Вместе с тем они воздвигли на горе Гаризим святилище без определенного назначения и приносили тут разные жертвы. И вот, так как ты воздаешь теперь иудеям должное возмездие за все их гнусности, царские чиновники, полагая, что мы родственны евреям и потому следуем их примеру, подвергают и нас подобным же наказаниям, тогда как мы по происхождению своему сидоняне. Последнее, впрочем, видно и по государственным записям. Ввиду всего этого умоляем тебя, нашего благодетеля и спасителя, повелеть своему наместнику Аполлонию и уполномоченному своему Никанору не обижать нас применением к нам тех карательных мер, которые установлены для иудеев; ведь мы, как по своему происхождению, так и по своим обычаям, не имеем ничего общего с последними. Вместе с тем пусть будет никому не посвященное святилище наше предназначено греческому Зевсу. Если это будет сделано, то преследования наши само собою прекратятся, и мы сможем безбоязненно посвятить себя делам своим, от чего увеличатся лишь твои собственные доходы".

На эту просьбу самарян царь послал им следующий ответ: "Царь Антиох Никанору. Сихемские сидоняне препроводили ко мне прилагаемую записку. Так как в совещании, которое я устроил по этому поводу с приближенными моими, посланные самаряне подтвердили, что возводимые на иудеев обвинения совершенно не применимы к ним, самарянам, и что последние готовы жить по греческим обычаям, мы освобождаем их от преследований и посвящаем, сообразно их просьбе, их храм Зевсу греческому".

Такой же указ царь послал и наместнику своему Аполлонию в сто сорок шестом году, в восемнадцатый день месяца гекатомбеона.

В обоих рассмотренных случаях две религиозные группы, исповедующие Йахвизм, живут рядом в шатком равновесии. При нависшей угрозе уничтожения та группа, у которой объем священного текста меньше, заявляет органам власти, что не имеет отношения к другой группе, иудеям. В обоих случаях власти подтверждают заявление и группа избегает преследований. Различие наблюдается лишь в том, что современные самаритяне, о происхождении которые идут еще более горячие дискуссии, чем по вопросу крымских караимов, по-прежнему считают себя потомками древних израильтян, тогда как крымские караимы идентифицируют себя как тюркский народ. Может быть в этом причина угрожающего уровня ассимиляции крымских караимов: за годы после Второй Мировой Войны их численность уменьшилась от 9000 до примерно 900 человек.

Остается добавить, что крымские караимы внесли неоценимый вклад в современную библеистику, а именно в текстологию Еврейской Библии. Самый древний полный текст ТаНаХа, так называемый Ленинградский кодекс, был обнаружен (вероятно, в Крыму) караимским ученым Авраамом Фирковичем.

Оригинал документа "О положении караимов" и фото первой страницы (на иллюстрации) - из Hannelore Müller "Religionswissenschaftliche Minoritätenforschung: Zur religionshistorischen Dynamik der Karäer im Osten Europas"

Автор: Vadym Zhuravlov в 21:21

http://vadymzhuravlov.blogspot.ru/2013/ ... .html#more
Agan
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 06 авг 2015, 12:53

Сообщение Agan »

кенасса происходит от сокращения бейт кнесет.
Ответить