МОНОТЕИЗМ - ВОПРОС ВЕЖЛИВОСТИ

Мнение администрации форума не всегда совпадает с мнениями пользователей
Ответить
Максим Иващенко
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 23 сен 2014, 17:39

МОНОТЕИЗМ - ВОПРОС ВЕЖЛИВОСТИ

Сообщение Максим Иващенко »

МОНОТЕИЗМ – ВОПРОС ВЕЖЛИВОСТИ

Согласно Святым Книгам, Г-дь Б-г завещал человечеству в лице Ноя строить свою жизнь в соответствии с Семью Основными Принципами, которые еще называют Семью Заповедями сынов Ноя. Данные Заповеди направлены на построение гармоничных отношений между людьми и с окружающей средой, то есть имеют рациональное объяснение. Но первая из них, заповедь монотеизма, которая велит признавать только Г-да Б-га источником всего сущего и только к нему направлять религиозные устремления, запрещая при этом заменять Его другими, ограниченными сущностями, рационального объяснения не имеет. Не имеет она и явной практической реализации: есть многочисленные свидетельства явления чудес через обращение к различным сущностям (духам, богам, душам предков) и через предметы поклонения им (статуи, изображения и пр.). И эти чудеса используются идолопоклонниками для доказательства истинности своей религии.
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно в первую очередь понять, в чем состоит основное отличие строго монотеизма (иудаизма) от других монотеистических и политеистических религий.

Известно, что большинство языческих религий признает наличие Предвечного Б-жества, личностного или безличного, некоего Абсолюта, который тем или иным образом явился Первоисточником существования всего сущего, материальных и духовных миров. В представлении язычников, у каждого физического явления и объекта материального мира есть духовная надматериальная сопровождающая сущность-покровитель. В их представлении Предвечный отдал мир на попечение этих сущностей, которые вполне самостоятельны, а сам минимизировал своё влияние на материальный мир. Сущности либо сами решают возникающие проблемы в мирах, либо выступают в качестве посредников между материальным миром и Предвечным. Поскольку они являются вполне самостоятельными, то молитвенные обращения язычников направлены в строну этих сущностей, посредников и покровителей.
Что же касается иудаизма, то в его представлении есть только Б-г, он один и нет ничего кроме него. Все духовные миры и материальный мир (который также является своеобразной, «грубой» формой духовности), Г-дь, условно говоря, творил из части самого себя, путем постепенного «сгущения» (удаления и сжатия, согласно Тание Альтер Ребе). С точки зрения иудаизма, все духовные и материальные сущности не являются полностью самостоятельными, поскольку являются частью Всевышнего, хотя на определенном этапе «сгущения», «отделения и сжатия» у них может появиться иллюзия самостоятельного существования. В представлении иудаизма, каждого объекта и явления материального мира есть надматериальный сопровождающий субъект, его «покровитель». Но поскольку эти сущности не самостоятельны то молитвенные обращения к ним не имеют смысла: все молитвы обращены у Источнику, Предвечному. И это логично. Не станет же человек просить руку другого человека подать ему стакан воды; это хоть и может привести к положительным результатам, но это не совсем прилично – обращение должно быть направлено непосредственно к личности человека.
Ислам хоть является монотеистической концепцией, но с его точки зрения Г-дь сотворил мир из ничего, все творения (ангелы, объекты материального мира, люди) существуют отдельно от Создателя, хоть и под Его опекой, и вполне самостоятельны.
То есть, строго говоря, только иудаизм является настоящим монотеизмом.
Некоторые, объясняют практику обращения к посредникам аналогией из повседневной жизни: со своими бытовыми проблемами люди обращаются не к царю, президенту, а к чиновникам нижнего звена. Но в этой аналогии заложена принципиальная ошибка: царь или президент физически не могут быть в курсе проблем каждого человека, физически не могут решить сами проблемы каждого без помощи нижестоящих служащих, поэтому государство создает соответствующие бюрократические структуры. А согласно иудаизму, Б-г не просто велик, а бесконечно велик. Для Него нет мелочей, Он знает проблемы каждого живого существа, каждой клетки, и, конечно же, каждого человека. Он не нуждается в посредниках. Обращаясь к посредникам, человек не признает всемогущество Б-га, отрицая его Бесконечность и Величие.
Но, все-таки, почему же человечество на практике наблюдает чудеса при поклонении различным сущностям и при использовании предметов идолопоклонства. Есть два ответа на данный вопрос:
1. Г-дь Б-г сохраняет видимость действия идолов, чтобы у человека была возможность выбора кому поклонятся, чтобы у него не было простых решений и чтобы он приходил к монотеизму не от безысходности, а посредством богоискания и размышлений. Человек обращается к различным сущностям с различными просьбами, а Г-дь выполняет данные просьбы, «прикрываясь» данными сущностями.
2. Г-дь Б-г справедлив и милосерден. По-справедливости, он не должен откликаться на молитвы, обращенные к идолам: ведь человек получает блага от Б-га, а благодарит при этом других богов. Но аспект Б-жественного Милосердия выше аспекта Б-жественной справедливости, и Г-дь Б-г, руководствуясь Милосердием, не оставляет человека наедине со своими проблемами. Тем более Всевышний понимает, что идолопоклонство, как правило, практикуется людьми вследствие того, что они неправильно информированы и воспитаны.
Спрашивается, зачем все-таки человеку соблюдать заповедь строгого монотеизма, если всё итак работает, если его просьбы и обращения не остаются не услышанными? Рационального ответа тут быть не может, это просто вопрос вежливости: не вежливо злоупотреблять Милосердием Всевышнего, не вежливо оскорблять Г-да, отрицая Его Вездесущность и Всемогущество. А мы ведь вежливые люди!

Краткое содержание.

Причины результативности языческих практик:
1. Г-дь Б-г сохраняет видимость действия идолов, чтобы у человека была возможность выбора кому поклонятся, чтобы у него не было простых решений и чтобы он приходил к монотеизму не от безысходности, а посредством богоискания и размышлений. Человек обращается к различным сущностям с различными просьбами, а Г-дь выполняет данные просьбы, «прикрываясь» данными сущностями.
2. Г-дь Б-г, руководствуясь Милосердием, не оставляет человека наедине со своими проблемами. Тем более Всевышний понимает, что идолопоклонство, как правило, практикуется людьми вследствие того, что они неправильно информированы и воспитаны.
Зачем человеку соблюдать заповедь строгого монотеизма, если идолопоклонство работает? Вопрос вежливости: не вежливо злоупотреблять Милосердием Всевышнего, не вежливо оскорблять Г-да, отрицая Его Вездесущность и Всемогущество.


П. С.
О ПРАКТИКЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯТЫМ
Последний раз редактировалось Максим Иващенко 21 мар 2018, 23:49, всего редактировалось 1 раз.
Максим Иващенко
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 23 сен 2014, 17:39

О ПРАКТИКЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯТЫМ

Сообщение Максим Иващенко »

О ПРАКТИКЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯТЫМ

Неоднозначным в контексте монотеизма является вопрос допустимости практики обращения умершим святым праведникам с просьбой «замолвить слово за нас Г-ду».
Живого человека попросить помолиться за нас мы можем, в этом однозначно нет запрета. Но что есть живой человек, а что есть мертвый. С религиозной точки зрения живой человек – это душа, облечённая в тело, а мертвый – душа, лишенная тела. Пока человек жив, он может не только воспринимать информацию, но и принимать решения, делать выбор, действовать, меняя материальный и духовный мир вокруг себя. При загробном существовании душа может воспринимать информацию, но делать выбор, принимать и осуществлять решения она не в состоянии. То есть наше бренное тело есть оболочка души, позволяющая ей выполнять эти функции, а обращение к душам покойных, таким образом, не имеет смысла, так как мёртвые уже ни на что повлиять не могут.
Из Святых Книг следует, что обещанное воскресение из мертвых – это придание душе новой оболочки, которая позволит ей выполнять описанные выше функции, свойственные живому человеку. Эта оболочка нового типа будет обладать во многом принципиально иными свойствами, чем наше теперешнее материальное тело, хоть внешне будет напоминать его. Исходя из хасидских источников, можно предположить, что душа в этой оболочке приобретет некоторые свойства ангелов. Как и ангелы, она сможет общаться с людьми и помогать им, мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, принимать те или иные материальные образы, но при этом, как человек, будет, в отличии от ангелов, обладать свободной волей, самостоятельно принимать и осуществлять решения, сможет при необходимости делать выбор. Уже сейчас, по всей вероятности, такими свойствами обладают души многих праведников, таких как пророк Илия, ребе Нахман ме-Уман, святой Альтер Ребе. И, следовательно, возможно не ошибаются те хасиды, которые говорят, что Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон жив – он, возможно, жив в телесной оболочке нового типа, т. е. прошел через воскресение из мертвых по описанной выше схеме.
Но поскольку на данном этапе исторического и духовного развития мы не можем быть однозначно уверенными, прошел ли тот или иной человек через процедуру воскресения, то и обращаться к нему мы не имеем права.
Кицур Шальхан Арух предлагает нам простое и однозначное решение данной проблемы Святых, мест их жизни, деятельности и захоронения на примере могил праведников:
Кицур Шульхан Арух, 128. Законы месяца Элул, п 13: «Принято накануне Рош а-Шана, после утренней молитвы, пойти на кладбище, чтобы простереться на могилах праведников. И там раздают милостыню бедным и долго молятся, чтобы побудить святых праведников, покоящихся в земле, заступиться за нас в день Суда. И также, поскольку в этом месте похоронены праведники, место это святое и чистое, и молитва, произнесенная там, с большим желанием принимается Б-гом, поскольку она произнесена на святой земле; и Святой, благословен Он, проявит к нам милосердие ради заслуг праведников.
Однако не следует молящемуся на кладбище обращаться к мертвым, похороненным там, поскольку это будет слишком похоже на нарушение запрета разговаривать с мертвыми. Следует же просить Б-га, да будет благословенно Его имя, смилостивиться над нами ради заслуги праведников, почивших в прахе».

Краткое содержание.

Обращаться с молитвенными просьбами к почившим праведникам не стоит, так как это слишком похоже на запрещенную Библией практику обращения к мертвым. Но можно попросить Г-да смилостивится над нами в заслугу такого-то праведника.
Последний раз редактировалось Максим Иващенко 21 мар 2018, 23:53, всего редактировалось 1 раз.
Максим Иващенко
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 23 сен 2014, 17:39

Сообщение Максим Иващенко »

Религиозность человека должна быть основана не на слепой вере, а на знании, как сказано в Писании (Второзаконье 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого». Подчеркнём: в стихе сказано «познай же», а не «поверь же». Т.е. истинность Писаний можно доказать с помощью аргументов разума, нет нужды в слепой вере (рав Рувен Куклин).
Аватара пользователя
Андрей Дубин
Сообщения: 1106
Зарегистрирован: 04 фев 2017, 14:38

Сообщение Андрей Дубин »

Здравствуйте,Максим.

я бы даже выделил эти слова :"(Второзаконье 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого».
Ответить