[CENTER]СУББОТА – ОСНОВА НАШЕЙ ВЕРЫ И СОЮЗ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
[/CENTER]
В третьем поколении после Создания, или примерно через две тысячи после него, люди отвергли Субботу и более не верили в Создателя. Люди поклонялись не Ему, а тому, что появилось на земле благодаря Ему, в том числе планетам, огню, животным и другим тысячам идолов всевозможных форм и видов. Затем пришел Авраам и провозгласил единство Создателя. Чистая вера Авраама в Б-га стала святым наследием его потомков, и на многие века его племя было единственным во всем мире, объявившим о своей вере во Всемогущего. Затем потомки Авраама, Ицхака и Яакова были порабощены в Египте, земле идолопоклонства, колдовства и распущенности, земле поработителей и тиранов. Здесь в Египте, бесправные рабы, не знающие отдыха, они умели ценить досуг.
В конечном счете Б-г дал египетским тиранам урок, который прогремел по всему миру. Б-г показал, что могущественнейшие из могущественных бессильны и беспомощны перед Ним. Приниженные, забитые и замученные рабы были освобождены, а их угнетатели повержены. Б-г вел освобожденные колена из Египта и являл чудеса, поддерживая их в пустыне целые 40 лет. В эти долгие годы евреи научились обращаться к Б-гу за защитой и заботой. Каждый день манна сыпалась на них с неба, как раз, чтобы хватило на один день. Когда приходила пятница, то порция удваивалась; субботний рацион обеспечивался заранее. Еще до получения Торы на горе Синай Б-г дал евреям святую Субботу. Этим подчеркивается, что еврей следует Торе только тогда, когда он принимает Субботу с твердой верой в то, что Б-г создал мир за шесть дней и на седьмой отдыхал, что Создатель вселенной может изменить законы природы, что он за шесть дней может обеспечить нужды человека на семь дней.
Таким образом, Суббота напоминает нам о двух основах нашей веры:
А – Созидание мира Б-гом (Зикорон ЛэМаасэ Бэрайшис);
Б – Исход из Египта с сопровождающими его чудесами последующим Откровением на горе Синай (Зехер Лицияс Мицраим), потому что во времена Исхода Б-г избрал еврейский народ быть носителем Торы, и еврейский народ признал и прославил Б-га («Это мой Б-г, и я буду славить его»). Вот почему Суббота – Шаббос – является основой нашей веры, и те кто нарушают Субботу, отрицают тем самым существование Б-га как Создателя вселенной, давшего нам Тору.
Позднее другие народы тоже установили дни отдыха. Евреи однако были первыми, которые соблюдали Субботу, как святой день полностью посвященный духовности. Даже в наши дни можно видеть различие между отдыхом других народов и еврейской Субботой. Другие народы имеют день отдыха, в который они освобождаются от принудительной работы или от необходимости зарабатывать деньги. Еврейская Суббота означает отдых даже от добровольной работы, даже от работы по дому. Работать шесть дней в неделю, а не проводить их в праздности – Мицва (заповедь). А в Субботу -Мицва отдыхать. Евреи должны приготовить пищу на Субботу заранее, так как Суббота должна быть свободна от каких-либо дел, напоминающих будни. Суббота предназначена для учебы, молитв и духовной радости. Таким образом, в Субботу не разрешается не только тяжелый труд, но даже легкая работа. Более того, не только еврей и его семья, но даже домашние животные, которые помогают ему в работе всю неделю, в Субботу должны отдыхать.
Когда все человечество признает настоящую Субботу; когда мир поймет значение дара, который Всевышний дал евреям, тогда Суббота станет фактором единения всех народов, как говорил пророк Исайя «И наступит время, когда вся живая плоть придет и склонится передо мной, Г-сподом» (Исайя 66).
Хитас 21-27 Кислева 5774 (17-23 ноября 2013) Стр. 58; 91