Здравствуйте, уважаемый Андрей!
Спасибо за Ваш вопрос. Для полного ответа на него, наверное, нужно было бы написать внушительный трактат. Но попробуем кратко коснуться основных важных моментов.
Прежде всего, конечно, Вы правы. Всевышний не запрещал людям ничего «просто так». Он сотворил этот мир с определенной целью, и жить в этом мире следует по установленным Им правилам. Иначе люди разрушают этот мир и вредят самим себе — прежде всего.
Поэтому — да, те действия, которые Творец назвал дурными, безусловно, таковыми являются, даже если мы этого и не понимаем. Почему для еврея дурно съесть кусочек хорошо прожаренного кролика, тоже неясно… Однако Всевышний сказал, что это запрещено, и мы доверяем Ему.
В какой-то мере можно это понять, сравнив с тем, как мы доверяем различным специалистам, тем более — врачам, хотя результат выполнения их рекомендаций не всегда нагляден, и тем более не всегда — сразу. Поэтому не всегда должно быть очевидным зло, которое является результатом нарушения запрета. (Вспомним, опять же, несчастного кролика).
Достаточно того, что человек вредит своей душе, которую Всевышний устроил так, что для нее хорошо приближаться к Нему, а не отдаляться. Если, конечно, мы верим, что Всевышний сотворил этот мир и даровал Свою Тору на горе Синай. Если не верить в это, соглашусь, что многие ограничения не будут иметь никакого смысла (во всяком случае, поначалу).
Кстати, я пошел бы дальше и спросил: а почему, собственно, мне не сделать чего-нибудь такого, что даже и вредило бы кому-то другому? Просто потому, что так удобно людям договориться: ты не мешай мне, а я не буду мешать тебе? Разумно, но если у меня есть средство уберечься от мести тех людей, которым я нанесу ущерб, почему бы мне его не нанести? Если мы — просто продукты преобразования белков, какая разница, что мы делаем?
Это только материал к размышлению, разумеется. Как Вы знаете, этот вопрос поднимали и до нас с Вами, вспомним знаменитое высказывание «Если Б-га нет, то всё дозволено», приписываемое Достоевскому. Он именно этих слов не писал, но в романе «Братья Карамазовы» читаем рассуждения одного из персонажей:
«…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…»
То есть без веры в воздаяние Свыше за наши дела сводится на нет само понятие нравственности, «добро и зло» становится пустым звуком.
Конечно, Вам сейчас не понравилось это читать (и мне не понравилось это писать), потому что даже у тех, кто считает себя неверующим, как правило, существует совесть — сильный нравственный компас, заложенный Всевышним в человека как противовес его стремлению к самым разным наслаждениям и часто в результате — дурным поступкам. (Вследствие чего все нормальные люди не приемлют гадостей и подлостей, которые совершают люди без совести).
Вот только настраивать этот компас нам приходится самим… И тут уже всё зависит от того, плывет человек по течению, воспринимая идеи от окружения, из книг, которые читает, из фильмов, которые смотрит, и т. д. — не понимая, что находится под их влиянием, и думая, что «до всего дошел сам», — или принимает осознанное решение поискать объективную истину и в соответствии с ней настроить свои нравственные ориентиры.
Вернемся к отношениям между людьми. Думаю, ничего криминального нет в том, чего Всевышний не запрещал. И есть примеры великой любви, которая не была плотской, между великими людьми, упомянутыми в Писании. От действий же, которые Всевышний назвал «гнусными», понятно, что следует воздержаться, как бы ни хотелось их совершить.
Здесь стоит также заметить, что сама природа подсказывает нам: подобного рода плотские отношения — «тупиковая ветвь». Всевышний сотворил мир для заселения, как учат пророки и как следует из самой Торы: Творец благословил человека размножаться и населять землю (Берешит 1:28; 9:7).
Возможно, даже многие нерелигиозные люди чувствуют, что супружеские отношения призваны приносить плоды, приводить новых людей в этот мир. В какой-то мере — как добро, которое «возвращается»: нас привели сюда наши родители, и от нас ожидается, что мы поступим так же. (Хотя признаю, что без запрета Торы все эти рассуждения еще не делают преступниками тех, кто с ними не согласен. Просто есть о чем подумать).
Теперь о «казнить». В основном, Тора дает повеление о казни, чтобы донести до нас, насколько тяжело то или иное нарушение Закона. На деле же она ставит перед судом, намеренным вынести нарушителю смертный приговор, достаточно много препятствий. Так что реально могли казнить только совсем уж «пламенных борцов» с Б-гом.
Полагалось, чтобы свидетели предупредили человека до совершения нарушения о том, что это преступление и за него положено такое-то наказание. А будущий преступник ответил бы: «Знаю, что я нарушаю и какое мне положено наказание, и всё равно буду продолжать», а затем действительно продолжил бы. И если после скрупулезнейшего допроса обвинение не разваливалось, что ж, приходилось преступника казнить. Такое случалось в еврейской истории один раз за много десятков лет.
И здесь мы подходим к Вашему последнему вопросу: что первично — зло или запрет Всевышнего?
Думаю, нет каких-то обстоятельств, не зависящих от Всевышнего, которые «обязали» бы Его к какому-то решению. Другое дело, что мы не понимаем, как именно Он устроил мир, какие глубокие принципы заложены в материальном творении, какие духовные сферы отражаются в нем. Поэтому некоторые запреты кажутся нам странными. Тем не менее, они, безусловно, охраняют нас и связаны с устройством мира. Поэтому, признавая Всевышнего, естественно соблюдать эти запреты.
А тем, кто не признает Его (не дай Б-г), мне нечего сказать: они считают, что свободны делать всё, что хотят. И признают за остальными свободу делать и думать, кто что хочет — кроме одного. Кроме мыслей о том, что такой подход неверен потому, что есть Всевышний, Который повелел нам вести себя определенным образом.
С уважением, Овадья Климовский