ГРЕХ БИЛАМА

Мнение администрации форума не всегда совпадает с мнениями пользователей
Ответить
Максим Иващенко
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 23 сен 2014, 17:39

ГРЕХ БИЛАМА

Сообщение Максим Иващенко »

ГРЕХ БИЛАМА

В свете сегодняшних событий, происходящих в мире, особенный интерес представляет сюжет, описанный в главах 22-25 четвертой книги Пятикнижья Моисея (Бермидбар 22-25).
Подошло к концу сорокалетнее странствие Израиля по пустыне. Геополитические обстоятельства сложились таким образом, что появилась возможность поставить под контроль Ханаан. Израиль хотел пройти в Ханаан через землю братского Эдома, но тот не позволил ему это сделать, а организовал против израильтян военную экспедицию. Евреи уклонились от войны, списав, по-видимому, ненависть идумеев на ту историческую обиду, которую прародитель евреев Иаков нанес своему брату, прародителю идумеев Эйсаву, хитростью взяв благословение у отца их Ицхака, предназначенное для Эйсава.
Обойдя территории Эдома по границе, они вышли к земле еще двух братских народов, Моава и Амона, которые фактом своего существования были обязаны Аврааму, первому еврею. Аммонитяне, только недавно перешедшие к оседлому образу жизни, к тому же имели чрезвычайно близкие, почти идентичные израильтянам религиозные представлении. Израиль имел полное право рассчитывать на помощь и поддержку двух братских народов, с которыми у него не было еще неразрешимых противоречий. Но в дело вмешались страх и недоверие. Если кто-то не верит Б-гу, то ему весь мир кажется враждебным. Страх и неверие заставляют совершать необдуманные поступки, воровать, брать взятки, подавлять окружающих.
«И весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочисленным; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых» (Числа 22:3).
Своим страхом они заразили и другой братский Израилю народ, Мадиам.
«И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поядает теперь все вокруг нас, как вол поядает траву полевую» (Числа 22:4).
Сорок лет Мадиам с Израилем жили в пустыне бок о бок, между ними сложились дружеские, более чем родственные отношения. В трудный момент истории Израиля Мадиам помог ему в становлении эффективной административно-правовой и судебной систем, тем самым обеспечив управляемость огромной массе народа. Но страх почему-то перечеркнул десятилетия дружбы и плодотворного сотрудничества.
И тут на историческую сцену выходит Билам из города Пефор на реке Евфрат, пророк их народов мира. Моав и Мадиам отправляют к нему послов с целью навести через него проклятие на Израиль. Билам, который, несомненно, знал геополитическую и метафизическую обстановку на Ближнем Востоке не мог не понимать, что страхи этих народов напрасны, ничем не обоснованы, поскольку Евреям запрещено было захватывать земли братских им народов. Даже заповедь истребления и изгнания жителей Ханаана относилась только к тем из них, кто будет упорствовать в идолопоклонстве; те же жители Ханаана, которые откажутся от идолопоклонства, приняв на себя семь заповедей сынов Ноя и получив статус гер тошав (постоянный житель), имели, согласно Торе, право остаться на родине, владеть там движимым и недвижимым имуществом, пользоваться защитой и поддержкой евреев, и, при желании, стать прозелитами, приняв на себя все 613 аповедей; и это право многие из них успешно реализовали. Билам все это, несомненно, знал, но не смог и не захотел донести это до послов, он предпочел взятку воле Всевышнего. Билам своим бездействием и сребролюбием на многие века рассорил братские народы. После того, как проклясть сынов Израиля у него не получилось, он попытался вбить клин между ним и Всевышним, посоветовав Мадиаму ввергнуть евреев и ритуальный разврат. Пророк Билам, который должен был принести мир на Ближний Восток, в среду сынов Эвера, оказался виновен в том, что братские народы на многие тысячелетия погрузились в кровавый террор и вражду. Историческая рана, нанесенная тогда Израилю, так и не затянулась, продолжая кровоточить до сих пор.
А какие открывались перспективы, поступи Билам правильно. Союз Израиля с братскими народами приобрел бы значительный геополитический вес, и к нему бы присоединились другие сыны Эвера. Земля Ханаана была бы взята под контроль с гораздо меньшими усилиями и жертвами. Братские народы через Израиль присоединились бы к бесконечному источнику Святости, создав вокруг Израиля истинное монотеистическое окружение, основанное на Торе. Уже проглядывалась перспектива построения конфедерации свободных народов от Нила до Евфрата, объединенных идеей служения Всевышнему, завещанная Всевышним. Но из-за Билама этого всего не случилось. Ближний Восток на тысячелетия погрузился в хаос, вражду и взаимное истребление. Билам не захотел использовать свои таланты на благое дело, за что и был казнен. (Числа 31:8).
Действительно, тот, кто сеет вражду между народами, даже из самых благих побуждений, несомненно заслуживает самого сурового порицания. Борух Ашем.
Ответить