ОХ УЖ ЭТОТ ИСХОД

Мнение администрации форума не всегда совпадает с мнениями пользователей
Ответить
Максим Иващенко
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 23 сен 2014, 17:39

ОХ УЖ ЭТОТ ИСХОД

Сообщение Максим Иващенко »

К НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ «БЕШАЛАХ»

(Ох уж этот исход)

"Когда Б-г совершает чудо, это происходит так, чтобы мы потом вгляделись в естественный ход событий и сказали: «Я понял, это не совсем так, как это кажется. И это тоже чудо».
Седьмой Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон.

Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.
Серия землетрясений и извержений вулканов в Средиземноморье и на Аравийском полуострове, а возможно и в других частях планеты, а в 1450±100 г. до н. э. породила цепь природных катастроф, изменение климата, что привело в движение многие народы. Однажды в Египте после одного из таких извержений вулканический пепел закрыл солнце, день стал ночью, похолодание вызвало невиданный град, резкое изменение климата привело к несвоевременному и обильному цветению воды в Ниле. Рыба в реке погибла, а жабы вылизали из рек и массово гибли на суше. Гниение миллионов трупов привело к быстрому размножению мух и мошек, которые являются переносчикам различных заболеваний, в том числе и кожных. Возникла эпидемия, которая охватила юг страны, а до севера, в том числе до земли Гошен в дельте Нила, где жили евреи-хабиру, вероятнее всего не дошла. Нарушение сложившегося тысячелетиями экологического равновесия привело к нашествию саранчи и размножению гусениц, которые уничтожили урожай. Эти события надолго зафиксировались в народном сознании и в фантастической форме дошли до нас в книге Бытие как десять казней египетских. Миллионы тонн пепла, выброшенных в атмосферу на десятилетия изменили климат на планете. Солнечных лучей до поверхности доходило недостаточно, а это приводило к недороду, голоду и рахиту среди детей, что показано в египетской живописи тех времен.

Власть жреческой аристократии в Египте пошатнулась. Тысячелетиями она держалась на знаниях и наблюдениях за природными процессами в долине Нила. Монополизируя и используя эти знания, жрецы могли точно рассчитать план мелиоративных и ирригационных мероприятий на данный период, которые обеспечат урожай и процветание. Это приводило население в трепет перед богами, которым жрецы служили, а их влияние и богатства росли. Но в результате изменения климата знания оказались бесполезными, вера в богов пошатнулась, пошатнулась и власть жреческой аристократии. Фараон Аменхотеп IV (1372-1354 г до н. э.) понял, что это и есть самый подходящий момент задвинуть старую жреческую аристократию с их богами, взять всю полноту власти в свои руки, перестать быть марионеткой в руках кукловодов. Опору он нашел в божестве семитского происхождения Атоне, известного нам под именем Адонай – Г-дь, а сам принял имя Эхнатон – полезный Атону. Если коренные египтяне в большинстве своём неохотно меняли веру предков, то семитские племена, жившие в Египте, восприняли реформу, так как они воспринимали монотеизм через призму своей генотеистической религии (генотеизм - поклонение божеству покровителю рода) и не видели в этом разрыва со своими традициями. После смерти Эхнатона его реформа была свёрнута, религия Атона запрещена, но ее еще около сорока лет продолжали тайно исповедовать многие египтяне.

В это время происходит первая волна эмиграции евреев-хабиру из Египта в Ханаан. К этому времени относятся упоминания об Иисусе Навине (разбойник Иисус у финикийцев), некоем Вениамине, а также царе Шхема, который вероятнее всего им помогал и их ханаанских союзниках. Вполне возможно, что эта волна была инспирирована властями Египта с целью укрепления своего пошатнувшегося влияния в Палестине и остановить хеттскую колонизацию этих земель. Часть евреев, скорее всего, никогда не покидала Ханаан и не переселялась в Египет, а вступила в этнический контакт с местным населением в районе Шхема, что символически изображено в Бытие 34:1-31. Они были крайне малочисленны и почти незаметны в пестрой этнорелигиозной картине Ханаана, занимали всего несколько поселений, чтили и берегли память о могилах предков, центром их религиозной жизни, скорее всего, был Вефиль. Этим может быть объяснен тот факт, что связь египетских хабиру с ханаанской землёй не была потеряна за столетия плена и почему именно район Шхема стал опорной базой еврейской экспансии. Исход, представляющийся нам одномоментным событием, на самом деле занял около 150 лет и прошел в виде нескольких волн эмиграции разной интенсивности с последующей ассимиляцией местного населения через приобщение к общему религиозному культу. Хабиру, поставлявшие рабочих для строек и наёмников для армии, могли составлять костяк египетских гарнизонов в Ханаане. Последняя волна исхода при фараоне Мер-не-Птахе уже не была санкционирована египетской властью и проходила во время общесемитского восстания в Ханаане, в котором приняли участие некогда преданные израильтяне-хабиру. Переход через Чермное море, в оригинале – Тростниковое море, не был на то время чем-то необычным. Тростниковым морем в то время назвали не существующую сегодня систему пресных, солоноватых, солёных болот, озер и мелководий от Синайского залива до дельты Нила. Ветер выгнал из него воду, а евреи перешли море аки посуху. Египетские воины не увидели в этом ничего необычного, гонимые приказом и чувством долга перед фараоном, погнались за ними, но их накрыла наступающая волна воды. Форсирование Минихом в ХVIII веке и Красной армией в гражданскую войну залива Сиваш – это полный аналог библейских событий. Манна небесная, усланный перепелами берег моря, превращение горькой воды в питьевую при попадании в неё содержащих щавелевую кислоту листьев – всё это естественные явления, которыми и кочевники-бедуины пользуются и поныне. Моисей, проживший много лет в пустыне, знал эти явления, а для земледельцев из дельты Нила всё это было чудом, что и было зафиксировано в книге Исход. Численность этой волны переселенцев явно преувеличена и вероятно всего является следствием ошибки при переводе и переписывании. Поэтому не стоит удивляться столь большой продолжительности жизни фараонов Древнего царства и ветхозаветных патриархов. Просто со временем обозначение цифр менялось, архивы были неправильно переведены и прочитаны. Сама логика подсказывает, что земля Гошен в дельте Нила не способна прокормить два миллиона человек.
Было ли в этих событиях чудо, пусть каждый решает сам. Как говорил Ребе: "Жизнь — это игра в прятки. Б-г прячется, а мы ищем".
Луганский мент
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 16 фев 2019, 14:10

Сообщение Луганский мент »

Числа 16:35 «И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение». Явление знакомое. Газовые поля с выходом метана на поверхность. Достаточно маленькой искры и получается объёмный взрыв.
Живу на войне, пишу о войне.
Луганский мент
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 16 фев 2019, 14:10

О БЛИЖНЕМ В КОНТЕКСТЕ ИСХОДА

Сообщение Луганский мент »

О БЛИЖНЕМ В КОНТЕКСТЕ ИСХОДА

И сказал Господь Моисею: «Еще одну казнь я наведу на фараона и египтян; после того он отпустит вас отсюда. Когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда. Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых. И дал Господь милость народу своему в глазах Египтян, да и Моисей был весьма велик в земле египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах египтян (Исход 11:1-3)
И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и попросили у египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах египтян, и они давали ему. И обобрал он египтян (Исход 12:35,36).
Евреи веками жили в Египте. Эта земля стала их Родиной. Теперь им предстояло покинуть её, оставив дома, поля и другую недвижимость, которой они обзавелись за столетия оседлой жизни. Для крестьянина нет ничего хуже. Оптимальное решение в такой ситуации – продать недвижимость тому, кто предложит большую цену. Но подход Моисея был иным: он повелел продать имущество именно ближним - тем, с кем у еврея сложились дружеские и возможно даже родственные связи. И египтянин, оказывается, может быть ближним еврею. В этом есть великая мудрость. «Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали (Притчи Соломона 27:10)». Да и согласно Иосифу Флавию, между простыми евреями и египтянами сложились дружеские отношения. Расчет Моисея оказался верным: египтяне не воспользовались безвыходным положением евреев и заплатили им за недвижимость хорошую цену, отдав все свои сбережения.

Р.S. Спустя тысячи лет при распаде СССР миллионы русских были вынуждены бежать из национальных республик, бросив свое имущество или продав его за копейки. Интересно, счастливы ли народы Прибалтики, Закавказья, Средней Азии в квартирах, захваченных у русских. Спокойно ли им там спиться.
Живу на войне, пишу о войне.
Аватара пользователя
Noahid
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 08 май 2013, 23:54

Сообщение Noahid »

И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и попросили у египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах египтян, и они давали ему. И обобрал он египтян (Исход 12:35,36)
может все же стоит из первоисточника брать цитаты?
35. И сыны Исраэля сделали по слову Моше, и испросили у мицрим вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд. [Сончино] 36. И Господь придал милость народу в глазах мицрим, и они давали им (предупреждая просьбу), и опустошили они Мицраим.
******

И египтянин, оказывается, может быть ближним еврею.
не может.
Ближний - это тот, кто разделяет твой образ жизни и поведения, мышления.

Язычники и идолопоклонники египтяне (центр колдовства и разврата мира) никак не могли быть "ближними" для евреев (признающих только одного Творца).

****
И сказал Господь Моисею: «Еще одну казнь я наведу на фараона и египтян; после того он отпустит вас отсюда. Когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда. Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых. И дал Господь милость народу своему в глазах Египтян, да и Моисей был весьма велик в земле египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах египтян (Исход 11:1-3)
Тора с иврита:
1. И сказал Господь Моше: Еще одно бедствие наведу Я на Паро и на Мицраим, после этого он отпустит вас отсюда. Когда же он отпустит вас, он полностью, силою изгонит вас. [Сончино] 2. Говори же во услышание народа: пусть испросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых. [Сончино] 3. И придал Господь милость народу в глазах мицрим; также и муж Моше очень велик на земле Мицраима в глазах слуг Паро и в глазах народа.
Вот в этих постоянных попытках извратить смысл и есть вся сущность лжи христианского перевода.
Луганский мент
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 16 фев 2019, 14:10

Сообщение Луганский мент »

Поскольку мы в основном работаем с неевреями, то считаю допустимым, даже необходимым использовать тот инструментарий, который им более привычен, по крайней мере, на данном этапе развития движения БН. Тем более, если данный перевод в основном соответствует изначальному тексту. Этот подход одобряют и в Главном Раввинате. Обычно, приводя ту или иную цитату, указываю, какой перевод использую, либо привожу параллельно оба перевода. Но синодоидальный перевод данного отрывка в целом соответствует ивритскому оригиналу, поэтому в данном случае ограничился только им.
Кроме того, мы должны учитывать динамику лингвистических процессов. Смысловые оттенки текстов менялись с поколениями, поэтому, даже зная в совершенстве иврит и арамейский, мы, к великому сожалению, не можем до конца понять автора, с которым нас разделяют тысячи лет.
Насчет ближнего. Это нормально иметь друзей, родственников, товарищей с разными политическими, мировоззренческими, философскими и религиозными взглядами. Самоизоляция в своей среде в наше динамичное время сродни духовному самоубийству.
Живу на войне, пишу о войне.
Ответить