[CENTER]О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ГОВОРИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ
[/CENTER]Меир Лау, будучи на посту Главного ашкеназского раввина Израиля, говорил, что придет время, евреи возьмут книги Нового Завета и расскажут народам мира о том, что на самом деле там написано. Рав Дов-Бер Хаскелевич, например, предпринимает некоторые шаги в данном направлении. Часто христиане спрашивают, почему иудеи не приняли учение Иисуса. В том то и дело, что учения Иисуса из Назарета как отдельного явления не существовало, его учение не было чем-то необычным, оно полностью или почти полностью находилось в рамках ортодоксального иудаизма того времени. Если брать прямую речь Иисуса, то она на 80% состоит из цитат еврейских мудрецов времен второго Храма (эти высказывания со ссылкой на источники приведены в Мишне, трактате Авот); 5% - это иессейская традиция; еще 5% - народный иудаизм галилейских этнических групп с сильным дуалистическим влиянием зороастрзма (поскольку эти группы были обращены в иудаизм еврейскими царями из династии Хасмонеев всего за несколько поколений до Евангельских событий); оставшиеся 10% - это иудейско-эллинистические концепции, учения так называемых александрийских школ.
Среди мудрецов того времени разброс мнений по разным вопросам был огромен, и учение Иисуса на фоне этого разброса абсолютно не выглядит революционным, наоборот, довольно консервативным и умеренным. Он вообще не был основателем какой-либо новой религии.
Учения Иисуса из Назарета как отдельного явления не существовало, оно полностью или почти полностью находилось в рамках ортодоксального иудаизма того времени с небольшими вкраплениями иессейской традиции, галлилейских народных верований и иулейско-эллинистических концепций.
На фоне огромного разброса мнений среди мудрецов того времени оно выглядело довольно консервативным и умеренным, было совершенно незаметно.
Есть еще одна причина, почему учение Иисуса из Назарета не могло стать популярным среди народа. В иудейском законодательстве того времени были две школы – Гиллела и Шаммая. Для определения статуса человека относительно той или иной заповеди школа Гиллела рассматривала в первую очередь поступки человека, не предавая большого значения его мысленным намерениям. Школа Шамая же рассматривала преступные намерения не просто как существенную, но часто как определяющую часть состава преступления, и сами намерения могли стать фактором, переводящим человека в статус преступника и нарушителя. Так, например, если хранитель чужого имущества высказал намерение воспользоваться им, но еще не успел реализовать свои преступные намерения, то, согласно школе Шаммая, он уже является преступником (вором). Согласно школе Гиллела, пока он своё намерение не начал реализовывать, он не считается нарушившим заповедь воровства. Отсюда и высказывание Иешуа: «Вы слышали, что сказано древним «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на (замужнюю) женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Евангелие от Матфея 5:27,28). Шаммайский алгоритм определения состава преступления видно невооруженным глазом. Но на момент Евангельской проповеди в иудаизме уже безраздельно доминировала школа Гиллела, а Иисус из Назарета, как представитель школы Шаммая, не имел абсолютно никаких шансов на успех. Он хоть и был в рамках ортодоксального фарисейского иудаизма, но генеральная линия партии была другой, Галаха устанавливалась исходя из принципов школы Гиллела, поскольку мудрецы вовремя поняли, что подход Шаммая несет в себе большой потенциал для злоупотреблений со стороны органов следствия, дознания и суда.
Иисус из Назарета как последователь школы Шаммая не имел шансов на большой успех среди евреев того времени, поскольку в иудаизме на момент его проповеди уже безраздельно господствовала школа Гиллела.
Решающим фактором, почему современники Иисуса отнеслись к его проповеди настороженно, является то, что она противоречила санитарно-гигиеническим нормам того времени. Иудаизм придавал и придаёт большое значение чистоте и гигиене: перед едой необходимо было вымыть руки, следить за чистотой посуды, а придя с рынка, требовалось совершить омовение. В то время, время хронического недоедания и, как следствие, слабого иммунитета, время отсутствия антибиотиков, данные санитарно-гигиенические нормы были вопросом жизни и смерти не только отдельного индивида и его ближайшего окружения, но и популяции в целом. Эпидемии распространялись быстро, опустошая целые области. Иисус же к данным вполне рациональным традициям относился без должного уважения: его ученики ели неумытыми руками, а на замечания о недопустимости такой практики Иисус реагировал критически (Евангелие от Марка 7:1-9). Понятно, что данные обстоятельства крайне возмутили мудрецов.
Решающим фактором, почему современники Иисуса отнеслись к его проповеди настороженно, является то, что она противоречила санитарно-гигиеническим нормам того времени. Иудаизм придавал большое значение чистоте и гигиене, этому посвящены соответствующие постановления, которые Иисус и его ученики игнорировали (Евангелие от Марка 7:1-9).
Р.S.
Важно понимать, что романо-греческий бог Иисус и наш праведный еврейский проповедник фарисейского иудаизма Иешуа из Назарета – это две большие разницы. Вины Иешуа в том, что греки и римляне обожествили его, нет абсолютно никакой – эти исключительно их ошибка. Все дело в том, что в Древней Греции многие знатные особы вели своё происхождение от богов и полубогов. Эти боги и полубоги, как правило, представляли собой обожествленных древних царей, вождей, и мудрецов, предков аристократических фамилий, часто мифологизированных. У знати выживаемость потомства была выше, чем у простого народа, поэтому со временем их доля среди населения возрастала. Быть знатным человеком, потомком какого-либо бога или полубога было престижным, и явление это было массовым. Слишком прямо, в соответствии со своим мировоззрением, восприняв слова Торы «сыны Господни», «первенец Всевышнего» и пр., эллины в автоматическом режиме обожествили Иешуа из Назарета, превратив его в Иисуса-бога. Этому еще поспособствовала религиозно-политическая практика обожествления римских императоров. Наша задача – вернуть все на свои места.
Романо-греческий бог Иисус и праведный проповедник ортодоксального иудаизма Иешуа из Назарета – две большие разницы. Вины Иешуа в том, что греки и римляне обожествили его, нет абсолютно никакой – эти исключительно их ошибка, которой поспособствовала религиозно-политическая практика обожествления римских императоров. Наша задача – вернуть все на свои места.
<!--[if gte mso 9]><xml> <w:WordDocument> <w:View>Normal</w:View> <w:Zoom>0</w:Zoom> <w unctuationKerning/> <w:ValidateAgainstSchemas/> <w:SaveIfXMLInvalid>false</w:SaveIfXMLInvalid> <w:IgnoreMixedContent>false</w:IgnoreMixedContent> <w:AlwaysShowPlaceholderText>false</w:AlwaysShowPlaceholderText> <w:Compatibility> <w:BreakWrappedTables/> <w:SnapToGridInCell/> <w:WrapTextWithPunct/> <w:UseAsianBreakRules/> <w ontGrowAutofit/> </w:Compatibility> <w:BrowserLevel>MicrosoftInternetExplorer4</w:BrowserLevel> </w:WordDocument> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <w:LatentStyles DefLockedState="false" LatentStyleCount="156"> </w:LatentStyles> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 10]> <style> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} </style> <![endif]-->