Аборт у евреев и народов мира.

Мнение администрации форума не всегда совпадает с мнениями пользователей
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

Аборт у евреев и народов мира.

Сообщение Малка »

РАЗРЕШАЕТ ЛИ ИУДАИЗМ АБОРТЫ?
Р-н Шауль-Айзек Андрущак

Вопрос: Какова позиция иудаизма по отношению к абортам? В России совершается много абортов,.. грех ли это, с точки зрения иудаизма? Зависит ли это от национальности? (А то мне кто-то сказал, что неевреям иудаизм аборты разрешает.)

Ответ: Иудаизм запрещает аборты, кроме тех ситуаций, в которых развитие плода, по той или иной причине, угрожает жизни и здоровью женщины. А также в ряде совсем уже исключительных случаев. Например, если беременность стала результатом изнасилования и срок ее еще идет на дни.
Запрет этот касается как евреев, так и неевреев. Разница в том, что для евреев этот запрет практически абсолютный, с момента зачатия. А для неевреев он вступает в силу после сорока дней с момента развития плода (то есть 7,5 акушерских недель - 26 дней задержки).

Р-н Шауль-Айзек Андрущак

Примечание.

Следует отметить, что галахически «40 дней» отсчитываются с момента погружения женщины в микву (как правило, это время овуляции), а не с начала последней менструации, как обычно считают врачи. Таким образом, в то время как врач может считать, что плоду 40 дней, еврейский закон считает, что ему всего 26 дней. (Вот почему акушерский срок беременности старше эмбрионального на две недели).

https://ru.chabad.org/library/article_c ... wish/-.htm
Последний раз редактировалось Малка 12 июн 2022, 05:04, всего редактировалось 6 раз.
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

Сообщение Малка »

РАВ УРИ ШЕРКИ. БРИТ ШАЛОМ.
Глава 5. Защита жизни человека (запрет убийства)

6.Запрет убийства включает в себя запрет абортов и эвтаназии.
7. Существуют ситуации, когда аборт разрешен, а именно, в течение первых сорока дней беременности (7,5 гинекологических недель - 26 дней задержки), а также, если жизни матери угрожает опасность. В каждом конкретном случае следует обратиться к раввину, сведущему в этих вопросах.

https://noahideworldcenter.org/ru/soyuz ... -sherki/7/
Последний раз редактировалось Малка 12 июн 2022, 05:05, всего редактировалось 1 раз.
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

Запрещено ли Бней Ноах делать аборт?

Сообщение Малка »

Запрещено ли Бней Ноах делать аборт?

Внимание! Эта статья не является руководством к действию, а предназначена только для ознакомления с данной темой. Решение о том делать аборт или нет можно принимать только после обсуждения этого вопроса с раввином или мудрецом-ноахидом, который признан знатоком законов Бней Ноах.

Приступая к ответу на этот вопрос, в первую очередь нужно сказать, что иудаизм придает жизни каждого человека, как творения Божьего, большое значение и ценность[1]. Жизнь — это дар, которым тот должен воспользоваться, реализуя данный ему потенциал. Поэтому никто не в праве решать за другого человека жить тому или нет.
Итак, перейдем к ответу на наш вопрос.
Рамбам[2]пишет «ноахид, совершивший убийство, даже убийство плода во чреве матери, подлежит смертной казни. И если убил безнадежно больного; и если связал человека и бросил его перед львом; и если уморил другого голодом, поскольку явился непосредственной причиной смерти, подлежит казни. И если убил преследователя, которого мог остановить покалечив, — подлежит смертной казни».
Классический комментатор Рамбама Радбаз пишет, что источник этого закона в Талмуде трактат Санедрин 57. "Раби Яаков бар Аха обнаружил в книге, записной в йешиве Рава, что БН казнят по приговору одного судьи, по показанию одного свидетеля, без предварительного предупреждения ... От имени раби Ишмаэля сказали, что Бней Ноаха казнят за убийство плода во чреве матери... Откуда это известно? Сказали от имени раби Ишмаэля: «Сказано в Писании[3] „Кто прольет кровь человеческую, человеком кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека“ (написанное в оригинале можно прочитать как „кровь человека в человеке“). Кто такой „человек в человеке“? Это плод в утробе матери».Там в Талмуде приводится мнение другого мудреца, который считает, что для БН нет запрета на аборт, а из этих слов учит, что казнь, полагающаяся Бней Ноах за нарушение их заповедей, это удушение. Однако Рамбам устанавливает закон по мнению раби Ишмаэля, т.к. считает что Бней Ноах казнят мечом.Итак из слов Рамбама мы видим, что для Бней Ноах аборт является нарушением запрета на убийство. Поэтому врачу ноахиду нельзя делать аборт, как еврейке так и нееврейке.
Нужно заметить, что по мнению того же Рамбама плод до сорокового дня не является плодом, а "просто водой[4]". На основании этого некоторые раввины (Бейт Шломо, Торат Хесед, Сридей Эш) разрешают сделать аборт, если на это есть очень веские причины и срок беременности не превышает сорок дней. А некоторые, (например Игрот Моше), все равно запрещают.

Всегда ли аборт для Бней Ноах запрещен? Будет ли он разрешен, если беременность угрожает жизни матери?
Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. Уже автор комментария Тосафот[5] остается с неразрешенным сомнением. Согласно его первому ответу это все равно будет запрещено.
А согласно второму ответу это разрешено, так же как и евреям. Можно предположить, что их сомнение заключается в том, как для Бней Ноах нужно относится к плоду. Если рассматривать плод как полноценного живого человека, а аборт как убийство, то даже в случае угрозы жизни матери аборт запрещен. По выражению Талмуда «разве твоя кровь краснее?». Но если плод еще не является полноценным человеком, а запрет на аборт не является буквально убийством, то позволительно нарушить его, чтобы спасти жизнь матери.
Таким образом решение можно принимать только после обсуждения этого вопроса с раввином или мудрецом-ноахидом, который признан знатоком законов БН. В свете вышесказанного интересно рассмотреть несколько библейских историй с точки зрения законов Бней Ноах.

Первая из них это история про повитух в Египте. Тора рассказывает[6]: «И сказал царь Египта приемницам еврейским, — имя одной (из них) Шифра, а имя другой Пуа. И сказал он: Принимая у жен евреев, смотрите на родильных камнях: если это сын, умертвите его, а если это дочь, (то) пусть живет. Но боялись приемницы Б-га и не делали (так), как говорил им царь Египта, и сохраняли жизнь младенцам. И призвал царь Египта приемниц и сказал им: Почему вы делали это и сохраняли жизнь младенцам? И сказали приемницы Паро: Ведь не (так), как жены египтян, (жены) евреев, ведь они (сами себе) приемницы (или: они настолько живучи, что) прежде, чем придет к ним приемница, они уже родили. И благотворил Б-г приемницам, и множился народ, и окрепли они очень. И было, (за то) что боялись приемницы Б-га, Он создал им дома». Часть комментаторов (например, Раши) считает, что повитухи были еврейками. Также считают мудрецы, мнение которых приводится в Талмуде. По их мнению это были Йохевед, мать Моше, и Мирьям, его сестра. Маарша[7] объясняет, что фараон знал, что египтянкам запрещено убивать даже плод в утробе матери, поэтому обратился к еврейским повитухам, которые не караются за это смертной казнью. А чтобы те могли отличать мальчика от девочки, фараон научил их особому признаку: у мальчика лицо обращено вниз, а у девочки вверх[8]. Однако другие комментаторы (их мнение приводится в Кли Якар) считают, что они были египтянками. И в этом состоит их особенная праведность, что несмотря на смертельную опасность они не сделали того, что требовал от них фараон. Ведь в подобной ситуации они имели право не идти на самопожертвование. Видимо фараон на это и рассчитывал, прося их об этом. Все же они сделали больше того, что требует закон, имея на это полное право. Ведь Бней Ноах разрешается идти на самопожертвование, подвергать жизнь опасности, чтобы что-то не нарушить[9]. Можно сказать, что даже если повитухи были еврейками, но раз события происходили до дарования Торы, то тогда сыновья Израиля еще имели статус Бней Ноах. Поэтому сказанное здесь могло относится и к ним. А фараон ошибочно полагал, что те уже имеют статус евреев.

Вторая история про Йеуду и его невестку Тамар. Тамар подозревали в запретной связи, как сказано[10] «И было: при утроении месяцев поведали Йеhуде, говоря: Блуд содеяла Тамар, невестка твоя, и вот также беременна от блуда. И сказал Йеhуда: Выведите ее, и будет она сожжена!». Согласно большинству мнений у Йеуды и Тамар был статус ноахидов. Поскольку Тамар была на тот момент беременна, то как Йеуда мог сказать, что её нужно казнить? На первый взгляд, следовало бы дождаться рождения ребенка и лишь тогда приводит казнь в исполнение!
Раввин Маариль Дискин считает, что на самом деле так Йеуда и велел поступить. «Выведите ее (поместите её под стражу), и будет она сожжена! (когда родит)» — такого правильное применение этих слов Торы согласно его мнению. А автор Мале ароим пишет, что Бней Ноах наказывают за убийство только доношенного плода. А раз срок беременности в нашем случае не превышал трех месяцев, то в этом не было нарушения. Еще можно предположить, что раз плод является частью матери, то и наказание распространяется на мать целиком, включая плод.

Подведем итог: ноахидам запрещено делать аборт другим, а для беременной женщины соглашаться на аборт. В случаях, когда жизни матери угрожает опасность, следует проконсультироваться с раввином или другим мудрецом-ноахидом, хорошо разбирающихся в законах Бней Ноах. А в заключении хочется выразить надежду, что данная статья заставила читателя задуматься о ценности человеческой жизни и изменить свое отношение к аборту.


1 См. Мишна Санедрин 4:5
2 Законы царей 9:4
3 Берешит 9:6
4 Законы Трумот 8:3
5 Санедрин 59а
6 Шмотки 1:15-22
7 Санедрин 57б
8 Вавилонский Талмуд Сота 11б
9 См. Рамбам законы царей 10:2
10 Берешит 38:24

Автор: Арье Мирецкий

https://monoteism.ru/zapreshheno-li-bne ... lat-abort/
Последний раз редактировалось Малка 06 май 2022, 04:59, всего редактировалось 1 раз.
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

Сообщение Малка »

Запрет аборта. Он следует из той же фразы, что и сам запрет кровопролития. Ведь если прочитать ее немножко иначе, по-другому расставив знаки препинания - это придаст ей дополнительный смысл. И вот как рассуждали мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57б):

"От имени рабби Ишмаэля сказали - также за плоды (если человек ударил беременную женщину, и это привело к выкидышу, он подлежит смертной казни за нарушение запрета кровопролития - комм. РАШИ). На чем основывался рабби Ишмаэль? Поскольку сказано (Берешит 9:6): Проливающий кровь человека в человеке, кровь его пролита будет. Что это за человек, который в человеке? Сказал он - это плод в чреве матери."

http://7for70.net/ru/?topic=sevenlaws&id=4
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

Аборт. Можно или нельзя? Взгляд иудаизма

Сообщение Малка »

Аборт. Можно или нельзя? Взгляд иудаизма

Вопрос Шалом! А что думает алаха насчёт абортов? И в каких случаях это можно делать ? Ответ Тора строго запрещает делать аборт, и многие поским приравнивают его к убийству. При этом есть обстоятельства, когда делать аборт разрешено. Так, если беременность или роды представляют опасность для жизни беременной женщины, сделать аборт разрешено и следует его сделать. Если беременность или роды не представляют опасность для ее жизни, но есть обоснованное опасение, что это может отрицательно повлиять на здоровье женщины, следует обратиться с вопросом к раввину, поскольку при определенных обстоятельствах, возможно, он разрешит сделать аборт. Если врачи утверждают, что плод поврежденный, нужно спросить у раввина, как поступить в такой ситуации.

https://imrey.org/как-иудаизм-относится-к-аборту/
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

ОБ АБОРТАХ У НЕЕВРЕЕК (От Луганский мент)

Сообщение Малка »

ОБ АБОРТАХ У НЕЕВРЕЕК

Краткое содержание.
Насчёт того, до какого срока нееврека имеет право сделать аборт без медицинский показаний (т. н. по желанию женщины), мнения мудрецов Торы разделились.
Есть мнение раввина Вайнера ("90 законов", стр. 79), что аборт без медицинских показаний запрещен нееврейке даже до 40 дней с момента зачатия (до 7 гинекологических недель).
Есть мнение раввина Ури Шерки ("Брит Шалом" 5.7), в котором сказано, что аборт в течении первых 40 дней (до 7 гинекологических недель - 26 дней задержки) с момента зачатия нееврейке разрешен.
Есть мнение автора "Мале ароим מלא הרועים" раввина Yaakov Zvi Yalish на основе анализа истории Иуды и Фамарь (Бытие/Берешит 38:24) считал, что Бней Ноах наказывают только за убийство доношенного плода сроком больше трех месяцев (13-14 гинекологических недель - 76 дней задержки), что, в принципе, соответствует украинскому и российскому законодательству (12 недель).
Мне кажется, что государственное законодательство должно строится на самом облегчающем мнении мудрецов. А в личной жизни человек может придерживаться более строгой позиции.


ОБ АБОРТАХ У НЕЕВРЕЕК

Насчёт того, с какого момента зародыш в утробе матери считается одухотворённым, есть разные мнения у мудрецов.
Есть мнение в Торе, что душа человеку даётся уже в момент зачатия. Основываясь на этом мнении, некоторые мудрецы полагают, что аборт нееврейке без медицинских показаний запрещён на любом сроке (раввин Моше Вайнер «90 законов» страница 79). Действительно, неодухотворённая плоть мертва и подвержена разложению. Даже неоплодотворённые яйцеклетки и сперматозоиды являются формой жизни, а тем более оплодотворённая яйцеклетка (зигота).
Попробуем посмотреть на это мнение со стороны медицины и биологии. В развитии человека первое деление зиготы (образование 2 бластомеров) происходит приблизительно через 26-30 часов после оплодотворения. Второе деление (образование 4 бластомеров) - через 36-42 часа после оплодотворения. Третье деление дробления (образование 8 бластомеров) - через 66-72 часа после оплодотворения. У животных с регуляционным развитием (например, у человека и иных млекопитающих) бластомеры на этапе дробления в определённой степени взаимозаменяемы, утрата части бластомеров не приводит к аномалиям развития, разделение эмбриона на этапе дробления на две группы бластомеров может приводить к появлению однояйцевых близнецов. То есть однояйцевых близнецов теоретически может быть 8. Сколько в таком случае душ посылается в момент зачатия?
Большинство мудрецов Устной Торы считают, что душа в лоне матери формируется постепенно, и вопрос должен стоять о том, с какого времени её можно считать более-менее полноценной человеческой душой, находящейся под защитой закона.
Многие авторы Святых Книг полагают, что на сороковой день после зачатия плод должен считаться сформированным, а потому одухотворённым (Нида 30б), а до этого момента он считается просто водой (Ебамот 69б, Рамбам «Мишне Тора. Законы запрещённых связей, глава 10). Скорее всего, именно на основании этих мнений раввин Ури Шерки постановил, что аборт в течении первых 40 дней (до 7 гинекологических недель) с момента зачатия нееврейке разрешён ("Брит Шалом" 5.7). В это время на кистях рук уже можно увидеть межпальцевые промежутки, но самого разделения на отдельные пальцы пока нет. У эмбриона начинает развиваться лицо, на котором появляется носовая ямка. В этом месте немного позже образуется нос. Также на седьмой неделе происходит начальное развитие ушных раковин. Они начинают образовываться из двух возвышений на голове, происходит формирование обеих челюстей. Седьмая неделя характеризуется таким важным событием, как образование системы кровообращения женского организма и плода, а также пуповины. Возникает маточно-плацентарный кровоток. Отныне тканевое дыхание и питание плода происходят посредством материнской крови. Будущий ребёнок попадает под защиту организма мамы. Эмбрион к началу восьмой недели имеет длину 15-20 мм.
Ещё есть мнение, основанное на непосредственно на Библии (Письменной Торе) что плод считается сформированным только после трёх месяцев беременности. Для этого нужно вспомнить историю про Йеуду и его невестку Тамар. Тамар подозревали в запретной связи, как сказано (Бытие/Берешит 38:24) «И было: при утроении месяцев поведали Йеhуде, говоря: блуд содеяла Тамар, невестка твоя, и вот также беременна от блуда. И сказал Йеуда: Выведите её, и будет она сожжена!». Согласно большинству мнений у Йеуды и Тамар был статус ноахидов. Поскольку Тамар была на тот момент беременна, то как Йеуда мог сказать, что её нужно казнить? На первый взгляд, следовало бы дождаться рождения ребенка и лишь тогда приводит казнь в исполнение! Автор Мале ароим раввин Yaakov Zvi Yalish пишет, что неевреи (Бней Ноах) наказывают за убийство только доношенного плода. А раз срок беременности в нашем случае не превышал трёх месяцев (14 гинекологических недель), то в этом не было нарушения. Данный срок как раз соответствует российскому и украинскому законодательству (12 недель).
Всё-таки ставить знак равенства между абортом и убийством рождённого человека не совсем корректно. Для этого можно сравнить наказание за непреднамеренное убийство человека и непреднамеренное причинение выкидыша женщины.
«Тот, кто ударит человека, и он умрёт, смерти предан будет. А если он не метил, но Бог попустил ему под руку, то назначу тебе место, куда ему бежать (города укрытия)» (Исход/Шмот 21:12-13). «И не берите выкупа за бежавшего в свой город укрытия, чтобы (ему) возвратиться (и) жить на земле до смерти первосвященника». (Числа/Бемидбар 35:32). То есть причинение смерти человеку по неосторожности является серьёзным уголовным преступлением, за которое грозит серьёзное наказание – изгнание, которое не может быть заменено денежным выкупом.
«Если двое подерутся и ударят беременную женщину, и это вызовет у неё выкидыш, но другого вреда ей не было нанесено, то тот, кто виноват, должен заплатить штраф, и муж той женщины пусть решает, какой должен быть штраф, а ему в этом помогут судьи» (Исход/Шмот 21:22). Штраф заключался в уплате мужу возмещения за детей, оценивая разницу в цене беременной и небеременной рабыни (Мельхита). То есть, причинение выкидыша женщине в этом случае убийством не считалось и входило в сферу гражданского-административного производства, а не уголовного. Причём, как мы видим, в данном случае речь идёт о желанном, пусть, возможно, даже не запланированном, ребёнке.
Таким образом, аборт до определённого срока можно вывести из сферы уголовного законодательства.
Хоть я противник абортов, мне кажется, что государственное законодательство должно строится на самом облегчающем мнении мудрецов, в данном случае, на мнении автора Мале Ароим, определяющего крайний срок для аборта в три месяца, а в личной жизни человек может придерживаться более строгой позиции. Мы (государственные деятели) не должны быть к людям более строгими, чем мудрецы Торы. «Запретив людям разрешённое, ты приведёшь их к запрещённому. А назвав слабый запрет сильным, ты толкнёшь их к самым страшным и сильным преступлениям от отчаяния. Обо всем этом говорил Соломон, сказав: «Не будь слишком большим праведником» Мидраш ха-Неелам – Сокровенный Мидраш. Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя? (Екклесиаст 7:16).
Я, исходя из мнения некоторых мудрецов Торы, аборт до 13-14 недель, а тем более до 12 недель, грехом или убийством не считаю, но считаю беременность шансом, который Всевышний даёт паре, чтобы что-то поменять в своей жизни и мироздании. Как им распорядиться - решать, конечно, женщине, и ей, в принципе, дано такое право. Но зачем выбрасывать счастливый билет в мусорное ведро? Мой жизненный принцип: дают – бери и не отпускай.

Р.S. В советский период было произведено сотни миллионов абортов, но в основном в сроки до 12 недель. Пусть Всевышний, ориентируясь на мнение некоторых мудрецов, не засчитает их нашим народам за грех. А мы должны работать над тем, чтобы свести это явление к минимуму. Борух Ашем.

https://www.noahid.ru/forum/showpost.ph ... stcount=16

Небольшое дополнение. Точнее два дополнения.

У всех млекопитающих, и у человека в частности, отмечаются очень высокие репродуктивные потери. А это значит, что оплодотворение яйцеклетки не является гарантом развития клинической беременности и вынашивания плода. Примерно каждая третья оплодотворенная яйцеклетка не “доживает” до имплантации, а еще столько же будут сброшены маткой на очень ранних сроках, когда плод еще не определяется по УЗИ. Таким образом, большая часть зачатий (до 70%), на самом деле, не приводят к клинической беременности. И это вполне естественный биологический процесс, с которым женщины сталкиваются постоянно, но даже не подозревают об этом. На этих сроках задержки менструации еще нет или она незначительна, поэтому очередная менструация со сбросом плодного яйца не вызывает подозрений. Поэтому утверждения об одушевлении в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки, мягко говоря, сомнительны, - неужели Всевышний обрекает 70% душ на такую «смерть»? Не думаю (https://redclinic.ru/directions/eco/bio ... remennost/)

Согласно исследованиям компании Natural Cycles, средняя продолжительность менструально цикла составляет 29,3 дней. Продолжительность фолликулярной фазы (от первых выделений в начале цикла до полного созревания фолликула и начала овуляции) составила 16,9 дня, а лютеиновой фазы — 12,4 дня. В реальности существует временной разброс в менструальном цикле на семь дней, а в лютеиновой фазе — меньше, всего на два дня. Поэтому при планировании аборта женщине с регулярным циклом удобно пользоваться подсчетом дней задержки. Поскольку согласно большинству мнений аборт предпочтительно произвести в первые 40 дней развития эмбриона, то принять решение об аборте и выполнить его желательно в течении 26 дней задержки месячных. Если женщина ориентируется на показатель в три месяца развития плода, то это составляет 76 дней задержки месячных. https://nplus1.ru/news/2019/08/27/menst ... le-revised

Если у женщины месячные нерегулярны, то определить эмбриональный срок с большой точностью может УЗИ, ориентируясь на размеры плодового яйца и самого зародыша. Нужно объяснить врачу свою ситуацию и свои религиозные представления для того, чтобы он провёл более качественное исследование и спросить у него точный эмбриональный срок беременности (не путать с акушерским).
Последний раз редактировалось Малка 12 июн 2022, 15:54, всего редактировалось 6 раз.
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

АБОРТ: ГАЛАХИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Сообщение Малка »

Раввин Аарон Лихтенштейн
АБОРТ: ГАЛАХИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Краткое содержание
С точки зрения еврейского религиозного права беременность делится на четыре этапа:
- до 40 дней от момента зачатия (до 7,5 акушерских недель - 26 дней задержки) - эмбрион имеет статус «просто вода», после сорока дней плод обретает статус нефеш (живая душа);
- от 40 дней до трех месяцев с момента зачатия (14,5 акушерских недель - 76 дней задержки) – период от обретения эмбрионом статуса «живая душа» до момента «узнавания беременности» (Нида 8б);
- от трех месяцев до шести (семи) месяцев – от момента узнавания беременности до момента, когда плод может самостоятельно существовать вне тела матери;
- от шести (семи месяцев) до рождения.
Категорически запрещено абортировать сформировавшийся плод, если продолжение беременности не несет серьёзную угрозу жизни и здоровью женщины. Аборт плода, который развился до стадии, при которой он может самостоятельно существовать вне тела матери, то есть на последнем триместре, является нарушением запрета убийства. Ноахид (нееврей), ответственный за проведение такого аборта подлежит наказанию, а еврей освобождается от наказания.
На стадии до 40 дней от момента зачатия (7,5 акушерских недель) нет основания вводить строгий запрет на аборт, поскольку эмбрион имеет статус «просто вода».
В отношении аборта после 40 дней (7,5 акушерских недель), а особенно после трех месяцев (14,5 недель) могут быть применены такие нормы еврейского религиозного права как «действие, похоже на убийство» и членовредительство, (если считать плод частью тела матери).
До того, как плод становится жизнеспособным вне тела матери, особенно в первом триместре возможно снисхождения для проведения аборта «в случае большой нужды» из сострадания - по социальным и психологическим причинам, для обеспечения мира в доме, из соображений чести и достоинства семьи, с целью избежать социальной стигматизации матери и ребенка, например, в случае супружеской измены. Но в этом случае снисхождение должно быть скорее исключение, чем правилом, и не должно носить массовый характер, особенно, если срок беременности превышает три месяца с момента зачатия (14,5 акушерских недель).
Если продолжение беременности несет угрозу жизни матери или может нанести существенный вред её физическому и психическому здоровью, допустимо, и иногда необходимо сделать аборт на любом сроке. Допустим аборт, если известно, что есть большая вероятность появления ребенка с тяжёлой патологией, рождение и воспитание которого разрушит жизнь родителей.
Чем больше срок беременности, тем более весомыми должны быть основания для аборта.


Аарон Лихтенштейн
Рав Лихтенштейн - это глава ешивы Ар Эцион в поселениии Алон-Шевут (Израиль), и директор Университета ешивы Грусс Колель в Иерусалиме.
АБОРТ: ГАЛАХИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Проблема абортов поднимает очень сложные галахические вопросы и касается некоторых других областей Галахи (еврейского религиозного законодательства). В этой теме трудно говорить об окончательном галахическом подходе, поскольку ряд принципиальных вопросов являются предметом спора. Тем не менее, можно выделить те позиции, которые кажутся наиболее соответствующими основным источникам, и приняты основными галахическими авторитетами. Таким образом, цель этого обсуждения состоит в том, чтобы обозначить основные проблемы, кратко резюмировать позиции лиц, принимающих решения. Кроме того, я выскажу личное мнение.
Целью данной работы не является подробное изложение всех позиций, предполагающее тонкий анализ текстуальных доказательств и обширных галахических допущений. Моя цель состоит в том, чтобы передать общую картину, не обязательно полную, но настолько ясную, насколько это возможно. Надеюсь, данный краткий текст поможет активизировать обсуждение темы.
Категорически запрещается абортировать сформировавшийся плод. Известно, что в Мишне (Охалот 7:6) записано: «Если у женщины тяжёлые роды, то ребёнок (плод) должен быть разрезан в её утробе и извлечён по частям, ибо её жизнь важнее его жизни. Если же его большая часть уже вышла, то его нельзя трогать, ибо спасение одной жизни не может осуществляться за счёт другой жизни». Это первый случай, упомянутый в Мишне, который санкционирует умерщвление плода только тогда, когда жизни матери грозит опасность (при этом подразумевается, что вообще аборт плода запрещён). Возникает несколько вопросов относительно деталей этого запрета, особенно в отношении его источника и масштаба, ответы на которые несут существенные практические последствия.
Самым основным является происхождение и источник запрета. Это библейское постановление или постановление раввинов? Какова природа и категоричность этого запрета? Что касается первого аспекта, то, действительно, существует мнение, согласно которому, запрет на аборты – это постановление раввинов. Если мы отбрасываем в сторону некоторые общие этические и религиозные нормы, такие как «делать то, что справедливо и хорошо», «будь святым» и «мы должны следовать путями Божьими», то, согласно этой точке зрения, нет библейского запрета умерщвлять любой плод. Однако, на мой взгляд, этой точке зрения не следует придавать серьёзного значения не только потому, что это вызывает беспокойство с моральной точки зрения, а потому, что это также кажется противоречащим существующей Галахе. Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин 57б цитирует мнение р. Ишмаэля о том, что ноахид (нееврей), делающий аборт, имеет правовой статус убийцы. Маймонид (Мишне Тора, Законы Царей 9:4) формулирует закон в соответствии с точкой зрения р. Ишмаэля, и, хотя Талмуд цитирует также иное мнение, насколько мне известно, никто не оспаривает решение Маймонида. Если это так, то немыслимо, чтобы это действие было разрешено еврею, учитывая великий галахический принцип, который гласит: «Не может быть любой поступок разрешённым еврею и в то же время запрещённым ноахиду?" (Хулин 33а). Другими словами, никакое действие, запрещённое нееврею, от которого Тора требует соответствовать менее строгим моральным стандартам, не может быть разрешено еврею. Таким образом, мы приходим к выводу, что должны быть какие-то ситуации, в которых аборты запрещены Торой. И таково мнение большинства авторитетов. Тогда остаётся вопрос: в чем состоит конкретный запрет?
Сразу приходит на ум несколько вариантов:
(1) Убийство. Хотя еврей, убивший плод, не наказывается судебной системой как убийца, тем не менее, он нарушил запрет убийства. Это похоже на случай с тем, кто убил смертельно раненого. В этом случае убийца не подлежит высшей мере наказания, несмотря на то, что он нарушил запрет убийства, но он понесёт возмездие от рук Небес.
(2) Действия, похожие на убийство. Аборт подпадает под категорию, аналогичную «напрасному семяизвержению», действию, которое рассматривается в Талмуде (Нидда 13а) как равносильное «пролитию крови», и тому, о котором Маймонид (Hilkhot Issurei Biah 21:18) пишет: «Это (напрасное семяизвержение) настолько серьёзный запрет, что тот, кто совершает это, должен быть отлучён; о нем Писание говорит: «Ваши руки полоны крови», и это то же самое, что убийство человека». Согласно этой позиции, аборт не является собственно убийством. Тем не менее, это часть ограды, возведённой вокруг запрета убийства. Это было бы похоже на концепцию абизраиху (действия, сопутствующие определённому греху), который появляется в других галахических контекстах. Например, по ряду ришоним (средневековых галахических авторитетов), требование пожертвовать жизнью с целью не нарушить запреты на идолопоклонство, незаконные сексуальные отношения и убийство, относится не только непосредственно к этим действиям, но и к тем, что близки к ним.
(3) Членовредительство (хаббала). Даже если плод не является человеком, чьё убийство подпадает под определение убийства, аборт плода все же должен быть запрещён как следствие того, что он является частью тела матери, которому запрещается причинять вред.
(4) Спасение жизни (обязательство оберегать жизнь и вытекающий из этого запрет на небрежность). Эта концепция происходит либо от заповеди «Ло таамод аль дам рееха» («Не оставайся безучастным, пока проливается кровь твоего брата») или от обязательства хашават аведа (сохраниение имущества, что включает в себя сохранение тела), или понятия «ва-хай ба-хем (ты будешь жить ими)». Даже если запрет на убийство распространяется исключительно на уже родившихся лиц, позитивное обязательство сохранения жизни может распространяться на плод как на потенциальную жизнь. Там, где существует обязательство по сохранению жизни, её прекращение явно будет запрещено.
Как уже отмечалось, я определённо склоняюсь к первому варианту, основанному из текста о ноахиде. Действительно, в Мехилте записана позиция Иси бен Акивы, согласно которой, что запрещено ноахиду как запрет убийства также запрещена еврею: «До Синайского откровения нам запретили проливать кровь. Неужели после Синайского откровения, вместо того, чтобы запретить такое действие, мы разрешим его!? Верно сказали люди: лица, совершающие эти действия, освобождаются от человеческого наказания, но несут ответственность перед Небесами (Мишпатим, Масехет Незикин, 4)». Наказание еврея за определённые виды убийств может быть более лёгким, но факт, что он нарушил запрет убийства, остаётся фактом. Таким образом, становится очевидным, что в любом случае еврей, ответственный за совершение аборта, также считается убийцей.
Однако здесь мы вступаем в область второй фундаментальной проблемы: объем запрета. Применяется ли он ко всем плодам во всех ситуациях или только в определённых ситуациях? Если есть ограничения, то как они определяются? Этот вопрос, конечно, возникает на перечисленных выше основаниях. Ясно, что эти причины не исключают друг друга. Некоторые аборты могут подпадать под все категории запрета, некоторые могут быть разрешены. Вернёмся на данный момент к нарушению запрета убийства и к доказательству на основании закона для ноахида (нееврея): мне кажется, что ноахид несёт ответственность за аборт только в тех случаях, когда плод развился до стадии самостоятельной жизнеспособности (вне матки). В этом случае, еврей, делающий аборт, освобождается от наказания, поскольку ребёнок в данном случае имеет статут плода, не вышедшего из чрева в мир; но ноахид в этом случае не освобождается от наказания. Следовательно, еврей, который нарушил бы запрет на убийство, будет подвергнут божественному наказанию.
Однако на ранних сроках беременности, недостающим элементом полноценной человеческой жизни является не то, что рождение ещё не произошло, а скорее отсутствие полного развития и факт, что в своём нынешнем состоянии плод нежизнеспособен вне матки. Таким образом, было бы логично предположить, что такой аборт не будет квалифицироваться как убийство. Убийство, по-видимому, определяется как прекращение уже существующей жизни, а не урезание потенциальной жизни. Следовательно, скорее всего, о нарушении запрета убийства можно говорить только в том случае, когда аборт производится на последней стадии беременности, в третьем триместре.
Перечисленные выше менее строгие запреты требуют отдельного рассмотрения. Поским (ученые, выносящие решения в спорных вопросах еврейского права) предложили ряд возможных этапов беременности. Каждый из них может быть проанализирован относительно вопроса, насколько в этот период применим тот или иной запрет. Различают следующие этапы: 1) начальный период от зачатия до сорока дней; (2) от сорока дней до трёх месяцев; (3) после первого триместр; (4) после учащения движений плода.
Из этих этапов, единственный, упомянутый в Талмуде как критерий - сорок дней (три месяца фигурируют как мера признания факта беременности, а не как показатель жизнеспособности плода). На стадии до сорока дней, согласно Талмуду, эмбрион рассматривается как «просто жидкость». Например, рождение мёртвого ребёнка обычно лишает следующего ребёнка галахического статуса первенца. Тем не менее, если выкидыш произошёл до сорокового дня беременности, он не принимается во внимание, и следующий мальчик считается первенцем (Бехорот 47а). В результате следует придать большое значение сорокадневной отметке, что будет обсуждено ниже.
Если продолжить анализ последних трёх запретов, упомянутых выше в отношении этих стадий беременности можно сделать следующие выводы:
(1) Серах рециха (действия, похожие на убийство). Если аборт рассматривать как хэшхата зера (уничтожение семени), а не просто как запрет, аналогичный ему, то очевидно, что запрет вступает в силу сразу после полового акта. Если же предположить, что это не является «уничтожением семени» (например, если мы придерживаемся точки зрения Хазон Иш, что понятие «уничтожение семени» можно применить только к человеку в момент эякуляции), мы имеем дело с чётким запретом действия, которые имеет признаки убийства. Затем можно было бы разделить беременность на галахические периоды: в данном случае наиболее оптимальной выглядит сорокадневная отметка.
(2) Хаббала (членовредительство - запрет причинять вред и ранить людей, включая себя). Здесь можно рассмотреть два варианта: во-первых, нельзя травмировать сам плод из-за его статуса как живого организма. В этом случае нет нарушения запрета на убийство, потому что это требует уничтожение самоподдерживающейся жизни. Однако запрет на преднамеренное нанесение травмы может применяться даже к человеческому организму, пострадавшему от другого биологического организма. Во-вторых, аборты могут быть запрещены как нанесение телесных повреждений матери; плод не менее значим, чем любой другой орган матери, который нельзя отчленять без необходимости.
Согласно первому варианту, наиболее разумной отметкой снова является сороковой день беременности (7,5 акушенских недель). До этого момента строгие запреты (на аборт) конечно, не применимы, и нет ясности, насколько их можно применять в более поздние стадии беременности. Согласно второму варианту, плод подчиняется своему статусу неотъемлемой части тела матери, поэтому сорокадневная отметка может стать неактуальной. Можно предположить, что до сорокадневной отметки удаление плода (классифицируемого как «просто жидкость») не наносит вреда матери, в то время как удаление плода через сорок дней наносит женщине травму. И, поскольку, аборт плода (после 40 дней) становится травматичным для матери, то плод приобретает галахический статус. Однако последнее утверждение не является окончательным и есть возможность рассмотреть более поздние сроки беременности в качестве в качестве точки отсчёта в данном контексте. Среди них срок в три месяца кажется мне наиболее разумным, так как именно он фигурирует в Галахе как этап «узнавания зародыша», дарующий статус «беременная» женщине (Нидда 8б).
(3) Хацала (обязательство спасать жизнь). Дебаты ришоним относится ли обязательство пиккуах нефеш (нарушение запретов Торы, в том числе заповеди Шаббата, для спасения жизни) к плоду: можно ли, например, нарушать Шаббат, чтобы предотвратить аборт? Некоторые разрешают это, потому что плод имеет статус нефеш (живой души), хотя этот статус относится к эмбриону после сорока дней. Другие считают, что допустимо нарушение запретов Торы и для спасения однодневного эмбриона на основании того, что «сказано в Торе: позволено нарушить ради него один Шаббат для того, чтобы он мог соблюсти много Шаббатов в будущем» (Йома 85б). Другие, однако, запрещают нарушение Шаббата в любом случае, поскольку они не рассматривают плод как нефеш (живую душу).
Согласно первому мнению, аборт после сорокового дня явно запрещен. Что же касается плода до сорока дней, то вопрос остаётся открытым, поскольку сторонники этой точки зрения только постановили, что необходимостью спасения такого плода нельзя обосновать отмену различных запретов. При этом они не указали конкретно, где усилия по спасению жизни вступают в противоречие с запретами Торы, и при каких условиях нет обязанности сохранять плод. Согласно второй точки зрения, разумно, что аборт будет запрещен даже до сорокадневной отметки. Хотя плод еще не имеет статуса нефеш, трудно представить, что Тора, с одной стороны, разрешила отмену законов Шаббата, чтобы спасти такой плод, а с другой стороны, разрешила абортировать такой плод по желанию человека. Третья точка зрения рассматривает обе стороны данного вопроса и понятие начальной стадии беременности не ограничивает периодом в сорок дней, а считает возможным продлить его вплоть до последнего триместра, в остальном придерживаясь позиции, созвучной первому мнению.
До сих пор мы рассматривали сферу действия запрета на аборты с точки зрения определенных сроков беременности. Теперь обратимся к обстоятельствам и причинам аборта, и возможности его разрешения в свете различных факторов. И здесь объем запрета или, если хотите, объем возможных исключений, явно зависит от источника и происхождения запрета. Тут мы также проанализируем вопрос разных точек зрения:
1) Убийство. Этот запрет, конечно, снимается только перед лицом реальной угрозы жизни. Пиккуа нефеш обычно определяется как реальная опасность потери жизни, даже если вероятность трагического исхода невелика. Некоторые поским включали в эту категорию также духовную угрозу, такую как угрозу подвергнуться вероотступничеству, или угрозу для психического здоровья. Однако необходимо подчеркнуть, что здесь подразумевается именно психическое заболевание, которое может быть вызвано в результате рождением ребенка, а не просто чувство разочарования, растерянности, раздражительности, какой-нибудь невроз или психоз. Всегда, когда действует запрет аборта (на мой взгляд, в последнем триместре), аборт следует разрешать только тогда, когда жизнь матери (или, что маловероятно, жизнь другого человека) находится в опасности или, по некоторым поским, если вменяемость матери находится под угрозой. Кроме того, следует указать, согласно мнению данных законодателей, спасение человека, которому угрожает психическое заболевание не должно происходить ценой жизни другого человека, и расширение определения «спасение жизни», согласно мнению данных законодателей, первоначально касалось только возможности нарушения законов Субботы, кашрута и других подобных ограничений. В нашем случае, напротив, «спасение» матери происходит за счет внутриутробной жизни, и очень может быть, что при таких обстоятельствах даже эти законодатели отнеслись бы к такому смягчению законов о запрете аборта с оговорками. По этой причине такая снисходительность должна применяться, если вообще должна применяться, только в крайних обстоятельствах.
Точно так же знаменитый принцип «не обращают внимание на вероятность опасности в случаях, относящихся к спасению жизни» (Йома 84а), который допускает нарушение Галахи для спасения жизни, даже когда угроза статистически невелика, может не действовать, когда запрет, подлежащий отмене, касается убийства. Даже в случае физической опасности следует учитывать серьёзность ситуации.
(2) Сера Рециха (действия, похожие на убийство). Тут понятно, что спасение жизни - не единственная причина разрешить аборт. Это видно из отрывка из Талмуда, который разрешает кормящей матери заниматься сексом, используя тампон (барьер из хлопка или шерсти) для предотвращения беременности. Если судить строго, это равносильно напрасному извержению семени, однако Галаха не предписывает женщине воздерживаться от секса в период кормления грудью. Поскольку этот запрет (потери семени) снят для обеспечения нормальных семейных отношений (семяизвержение в данном контексте не является «напрасным»), то, следовательно, могут быть приняты во внимание и другие факторы этического и гуманитарного, такие как кевод ха-берийот (человеческое достоинство), шалом байит (мир в семье) и цаар (сострадание), которые имеют значительный галахический вес в других контекстах, и их следует учитывать при принятии решений. Однако в этой области трудно установить четкие ориентиры, особенно если предположить, что наш случай представляет собой не пример уничтожения собственно семени, а параллельный запрет, находящийся между запретом на напрасное семяизвержение и запретом убийства. Сейчас я не могу предложить доказательств или четких аргументов, которые могли бы служить прочной и убедительной основой для определения факторов, препятствующих снисхождению в этой области.
(3) Хаббала (членовредительство). Здесь также могут учитываться различные факторы. Если запрет наносит вред матери, то, по-видимому, нет никаких ограничений, если аборт делается для её пользы, ибо это было бы похоже на хирургическое вмешательство. Следовательно, если состояние здоровья матери требует аборта, хотя реальной опасности для жизни нет, или если ее жизнь будет разрушена рождением тяжелобольного ребёнка, то следует быть более снисходительным в вопросе разрешения аборта. Возможно проявить снисхождение и из соображений социальной стигматизации будущего ребёнка, которое выражается в том числе в препятствиях для вступления его в галахический брак (хотя, как мне кажется, оправдание для снисходительность здесь гораздо слабее). С другой стороны, если это связано с причинением ущерба и травмы самому плоду, такое снисхождение сомнительно.
(4) Хацала (обязательство спасать жизнь). Это, пожалуй, самое распространенное оправдание, потому что оно относится ко всему периоду беременности и, казалось бы, не зависит от конкретных обстоятельств. В то же время обязательство спасать жизнь может давать наибольший простор для гибкости в некоторых общих случаях. Начнем с того, что это скорее повелительная, чем запретительная заповедь. Таким образом, это приводит в действие важный принцип Галахи, согласно которому повелительные заповеди легче отбросить, чем запретительные. Во-вторых, это обязательство предполагает улучшение участи плода, а не запрет на причинение ему вреда. Следовательно, бывают ситуации, когда нужно тщательно изучить, действительно ли участь плода улучшается. Что касается первого пункта, следует отметить, что параметры «цены», которую нужно заплатить, чтобы помочь другому человеку или даже спасти его, еще (насколько мне известно) еще не до конца разработаны в источниках. Таким образом, это обязательство не может применяться, если продолжение беременности причинит родителям серьезные физические или психологические страдания. Однако это верно только в том случае, если есть обязательство сохранять жизнь, коренящееся в повелении «ва-хай ба-хем (вы будете жить ими)» или хашават аведа (сохранение имущества, включающее, тем более включает, сохранение жизни). Если же основываться на принципе «Lo ta'amod 'al dam re'ekha (Не оставайся безучастным, пока проливается кровь твоего брата)», то для этих соображений нет места, поскольку, возможно, плод исключен из категории «ре'экха (твой брат)» и, таким образом, должен оцениваться только с точки зрения ва-хай ба-хем (сохранение имущества). Тем не менее, вполне возможно, что обязательство по сохранению жизни является неограниченным, распространяясь на плод, и, таким образом, закрывает возможность снисхождения.
Что касается благополучия ребенка, то возможно, нет обязанности сохранять его жизнь во время беременности, если существует серьезная вероятность (или возможная вероятность) того, что ребенок, если он родится, будет настолько болен, что его жизнь будет наполнена страданиями. Безусловно, человеку, который невыносимо страдает, запрещено убийство и самоубийство, которое может положить конец жизни человека. Тем не менее, человеку разрешено воздерживаться от действий, которые продлевают агонию умирающего (Rema Y.D. 339:1). Более того, рабейну Ниссим в своем комментарии к Недарим (40б) постановляет, что можно молиться о скорейшей кончине больного, который ужасно страдает и ожидает смерти. Но и здесь следует соблюдать осторожность, так как в галахической литературе есть по этому поводу множество мнений, как строгих, так и снисходительных.
До сих пор дискуссия касалась различных возможных библейских запретов. По мнению тех, кто утверждает, что аборты запрещены только раввинами (позиция, которую я считаю несостоятельной в отношении последнего триместра, хотя ее можно рассматривать и для более ранних стадий, как отмечалось выше), могут быть предложены те же возможные ограничения, хотя и на другом уровне: запрет убийства как постановление раввинов, обязанность сохранять жизнь как постановление раввинов и т.д.. При обсуждении раввинистических законов есть место для расширения круга факторов, которые могут склонить уравнение в сторону снисходительности. Вопросы, требующие снисходительности, такие как сострадание или мир в доме, мы, по мнению большинства авторитетов, должны включить в сферу раввинских, а не в сферу библейских запретов. В самом деле, некоторые галахические авторитеты, допускали снисходительные решения в случаях «большой нужды», по-видимому, потому, что они полагали, что здесь имеется только запрет раввинов. Однако необходимо отметить несколько моментов: во-первых, снисходительная позиция — это точка зрения меньшинства, возможно, даже ограниченного меньшинства. Во-вторых, понятие «большая нужда» настолько гибко и лишено ясного содержания, что его трудно применять на практике. В-третьих, снисходительные респонденты считали, что имеют дело с весьма исключительными случаями, а не определяют общую политику.
Исходя из этого, мне кажется, что, по крайней мере, после сорокадневной отметки, когда применимы (как с библейской, так и с раввинской точки зрения) такие нормы как сера рециха (действие, похожее на убийство) и хаббала (членовредительство) как с библейской, так и с раввинской точек зрения, остаётся мало места для разрешения абортов по психологическим и социальным мотивам. Я утверждаю это не из-за отсутствия чувствительности к тем, кто страдает в таких ситуациях, и не из равнодушия к их эмоциональным, экономическим и социальным проблемам. Однако, принимая во внимание галахические нормы, которые очень серьезно относятся к фетоубийству, трудно оправдать практику давать массовые разрешения на аборты в этих обстоятельствах. Пересматривая эти нормы, мы: (1) возможно попираем библейские заповеди и запреты; (2) даже если запрет на аборт или обязательство спасти плод является постановлением раввинов, к нему не следует относиться легкомысленно. Учитывая интересы плода: кто может предугадать, что его будущая жизнь обречена на страдания? Что же касается матери, то в подавляющем большинстве случаев реальной опасности тяжелой психической болезни или ухудшения физического состояния нет. С учётом этих факторов трудно понять, на каком основании мы можем оправдать всеобщее снисхождение. (3) Более того, основным принципом Галахи является то, что запретительную заповедь, противоречащую повелительной заповеди, нельзя отменять, если возможно выполнить обе заповеди. В значительном числе случаев существуют альтернативные средства решения социальных и психологических пробем, включая психологические консультации, денежную помощь и т. д. Хотя в отдельных случаях эти средства и ресурсы не всегда доступны, общий подход и комплексная политика должны быть направлены на именно на это, а не на расширение оснований, при которых следует поощрять аборты.

Позвольте мне завершить этот обзор двумя замечаниями. Во-первых, читатель наверняка заметил, что в ряде мест я воздерживался от изложения окончательных выводов, но довольствовался указанием общих принципов, тенденций и возможностей в Галахе. Такой подход — не просто продукт скромности или нерешительности в разрешении споров между галахическими титанами. Он коренится во взгляде на природу песака (раввинского постановления, в том числе и в спорных вопросах) вообще и на эту тему в частности. Это области, где, с одной стороны, галахические детали в Талмуде и в трудах ришоним не раскрываются ясно, а с другой стороны, личные обстоятельства часто бывают сложными и запутанными. В таких областях есть место и, на мой взгляд, необходимость для определённой гибкости. Чувствительный посек осознает как серьёзность личной ситуации, так и серьёзность галахических факторов. Таким образом, в одном случае он может иметь тенденцию рассматривать спорные вопросы одним образом, а во втором случае, демонстрируя несколько иные детали, он может склонить решение по этим вопросам в другую сторону. Он может достичь разного рода равновесия в оценке взглядов своих предшественников, иногда придавая далеко идущим позициям большое значение, а в других случаях полностью игнорируя их. Он может расширить галахические пределы снисходительности, когда вырисовывается серьёзная домашняя трагедия, или твёрдо придерживаться строгого толкования закона, когда, по его мнению, желание снисходительности проистекает из легкомысленных взглядов и отражает испорченный моральный компас. Этот подход не является уклончивым или дискриминационным. Гибкость проистекает из признания того, что галахические постановления не являются и не должны быть результатом работы человеческих микрокомпьютеров, а мыслящих людей; признание того, что эти постановления должны применяться к конкретным ситуациям путём приложения усилий для достижения оптимального морального и галахического баланса между различными факторами. Таким образом, когда посек не абсолютно убеждён в отношении обсуждаемого вопроса, галахические постановления носят скорее характер общих указаний в установленных пределах, чем конкретных решающих постановлений. Однако, как мы отмечали выше, такое применение песака должно быть результатом серьёзного обдумывания со стороны преданных и соблюдающих Тору людей, которые, с одной стороны, чувствительны как к человеческому, так и к галахическому аспектам, а с другой стороны, обладают авторитетом и способностью решать галахические проблемы.
Несмотря на этот акцент, я полагаю, что некоторые могут счесть изложенные выше идеи в целом чрезмерно суровыми и негибкими. Отсюда мое второе заключительное замечание. Судя по стандарту, преобладающему сегодня в большинстве стран мира, по крайней мере, в западном мире, представленный здесь галахический подход кажется довольно строгим. Извиняться мы не должны. Но стоит пояснить, конечно, тем, кто в поисках гуманного подхода склонен занять чрезмерно либеральную позицию в этой области, что с точки зрения плода и тех, кто заботится о его благополучии, либеральность в этом направлении происходит за счет человечности, поскольку осторожность Галахи связана с ее глубокой заботой о ценностях доброты и милосердия. Не только честь Божия обязывает нас, чего бы это ни стоило, избегать того, что запрещено, и повиноваться заповедям Святого, да будет Он благословен, которые выражены в этой Галахе. Это также честь человека в Галахе, гуманный и этический элемент, который настаивает на сохранении человеческого достоинства и заботе о человеческом благополучии, восстает в негодовании против потока абортов. Если следование курсу Галахи бывает иногда тягостно для некоторых семей или ответственных лиц, — а этот факт нельзя ни отрицать, ни игнорировать, — вспомним, перефразируя знаменитые слова Байрона, что Галаха любила не родителей меньше, а ребёнка больше.

https://traditiononline.org/abortion-a- ... rspective/
Последний раз редактировалось Малка 12 июн 2022, 05:33, всего редактировалось 6 раз.
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

Сообщение Малка »

(От Луганский мент)
Поскольку поднята столь острая тема, то, думаю, будет корректным привести на форуме мнение одного из ведущих деятелей христианского мира ХХ века. Тем более в вопросах нравственного богословия мнения деятелей иудаизма и православия, как правило, совпадают.
ФРАГМЕНТ ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО ОБ АБОРТЕ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, ЧТО РЕБЕНОК РОДИТЬСЯ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНЫМ


Распечатка беседы митрополита Антония, проходившей в Лондоне в 2006 году. Интервью ВВС.

Митрополит Антоний: Есть еще одна область, более сложная, это область детей, которые родятся ущербленными: то есть физически изуродованными или психически неполноценными. Вот тут вопрос очень сложный, потому что есть матери, которые настолько хотят ребенка, что они готовы идти на то, чтобы родился ребенок, который заведомо всю жизнь будет страдать физически или психически потому только, что они хотят иметь ребенка. И это, мне кажется, чисто эгоистический подход. Потому что такие матери о ребенке не думают: они думают о своем материнстве, о том, как они изольют на этого ребенка всю свою ласку и любовь. И, во-первых, многие из этих матерей не знают, способны ли они любовь и ласку проявить к ребенку, к которому у них физическое отвращение, ужас.
Прот. Сергий Гаккель: Тем не менее, урод все-таки является человеком. Полноценным человеком. Однако было высказано такое правило, что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?
М.А.: Честно говоря, я не знаю, как к нему подойти. Я думаю, что это тот случай, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться в таком страшно изуродованном, психически и физически, состоянии. Когда ты думаешь о том, что вот — родился этот ребенок; пока он еще малюсенький, это еле заметно. Но если человек вырастет, ему будет двадцать лет, и тридцать лет, и еще столько лет, и в течение всей жизни — ничего, кроме физической муки, физического страдания или психической растерянности, не будет. И вот тут, я думаю, можно медицински рассматривать вопрос о том, что да, в данном случае законно было бы совершить аборт. Потому что — имеем ли мы право присуждать десятилетия психического и физического страдания потому только, что мы хотим, чтобы этот ребенок родился и был бы моим сыном, моей дочерью. Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, я думаю, тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом порядке. Я видел таких детей, которые рождались и которые на всю жизнь были искалечены, не говоря о том, что совершалось в результате с психикой матери, отца и их взаимными отношениями.
Г.С: С какой точки зрения ты говоришь такие вещи, владыка? Это жалость к человеку или можно сказать, что это подлинно христианский подход — чтобы облегчить жизнь людей?
М.А.: Ты мне ставишь очень трудный вопрос в том, что я не могу сказать, что я — зрелый и совершенный христианин, который может ответить как бы от имени Христова. Я только могу сказать на основании очень (теперь) длинной жизни, что речь не идет о том, что пересматривать существующие правила церковные, а задуматься над тем, при каких условиях они были провозглашены. Что знали люди о жизни, о смерти, о зачатии в тот момент, когда были определены те или иные правила? И несомненно для меня то, что некоторые правила, основанные на незнании многих вещей, применимы в той области, в которой они соответствовали знанию. Но когда появляются новые знания, новые понимания, приходится не каноны изменять, а приходится задуматься над тем, в какой мере и в какой полноте мы их можем применять или имеем право не применять.

http://www.noahid.ru/forum/showpost.php ... stcount=13
Последний раз редактировалось Малка 06 май 2022, 04:16, всего редактировалось 1 раз.
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

ИСЛАМ ОБ АБОТАХ (шафиитский масхаб)

Сообщение Малка »

ИСЛАМ ОБ АБОТАХ (шафиитский масхаб):
- если женщина решила делать аборт, то желательно сделать его до 40 дней с момента зачатия (7,5 гинекологических недель - 26 дней задержки);
- допускается также аборт до 80 дня с момента зачатия (13 гинекологических недель - 66 дней задержки);
- аборт до 120 дня с момента зачатия (18,5 гинекологических недель - 106 дней задержки) допустим, но крайне не желателен;
- аборт после 120 дней с момента зачатия (18,5 гинекологических недель) запрещен, за исключением, когда сохранение беременность ведет к опасности жизни и здоровья матери.

https://www.youtube.com/watch?v=OF-KYNbZeYg

https://www.youtube.com/watch?v=-joB59B4v24

https://www.youtube.com/watch?v=d_wFKK50QCs
Последний раз редактировалось Малка 12 июн 2022, 05:35, всего редактировалось 1 раз.
Малка
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 май 2022, 22:31

Сообщение Малка »

РАВ МОШЕ ВАЙНЕР 90 ЗАКОНОВ
Свод законов, восходящих к 7 заповедям Ноаха
п.35 Запрет убийства, стр. 79

Аборт является убийством, так как плод наделен душой, поэтому запрещено прерывать беременность. Этот запрет относится и к самой беременной женщине, и к врачу, даже если он действует по просьбе женщины. В исключительных случаях разрешено совершать аборт на ранних стадиях беременности – в течение первых 40 дней(развития эмбриона, что соответстует 26 дням задержки). Это объясняется тем, что лишь по прошествии 40 дней после зачатия плод наделяется душой, и может быть определен как «душа человека», поэтому прекращение беременности до этого не является настоящим убийством. Тем не менее, и в первые сорок дней беременности аборт запрещен, за
отдельными исключениями. Однако если беременность угрожает жизни женщины, на какой бы стадии это ни происходило, это создает ситуацию «преследователя» по отношению к беременной, и разрешено убить плод для того, чтобы ее спасти.
Хотя прекращение беременности и запрещено, разрешается предотвращать беременность с помощью противозачаточных средств.

https://monoteism.ru/wp-content/uploads ... ForWeb.pdf
Последний раз редактировалось Малка 12 июн 2022, 05:36, всего редактировалось 1 раз.
Ответить